Искусство периода Республики

В период так называемых Пунических войн с Карфагеном (264—146 до н.э.) и поздней республики (III в. — первые три четверти I в. до н.э.) специфически римская рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами восточных греческих городов.

По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях II в. до н.э., и Риме, II — I вв. до н.э.) складывались важнейшие особенности планировки древнеримских архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа. С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию.

Тенденции к слиянию архитектурной композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократических жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью ("террасные" дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со II в, до н.э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении II — 1-й половины I вв. до н.э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в том числе обширные амфитеатры, где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.

В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины — так называемый Брут, 3 в. до н.э.).

Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В период поздней республики появились рельефы с изображением исторических событий, а иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Жизненная, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец II — начало I вв. до н.э.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй.

Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: