1. Общественное движение 30—50-х годов имело характерные особенности:
* Оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);
* Революционное и правительственное направления окончательно разошлись;
* Его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике.
Кружки 20—30-х годов:
* В условиях политической реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в основном студенческой, молодежи. Наиболее активно действовали студенческие кружки в Московском университете.
* В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сложился студенческий кружок «Литературное общество.
* Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся философией и искусством.
* Другим центром передовой дворянской молодежи был кружок Герцена—Огарева. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни.
|
|
Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы:
* После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений.
* В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность».
* Либерально-оппозиционное направление в русской общественной мысли в России второй четверти XIX в. представляли два общественных течения: славянофилы и западники. Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности.
* Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.
------------------------------------------------------------------------------------------