Аномия как форма дестабилизации нормативной системы культуры

Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает множество форм. Одной из них выступает аномия.

Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия описывает нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных и культурных норм. У Э. Дюркгейма, который ввел этот термин в 90-е годы XIX века, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, числа самоубийств, увеличение числа разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая касается религиозных и семейных ценностей.

Если для Э. Дюркгейма аномия являла состояние безнормности, то для Р. Мертона, который пошел дальше французского социолога, она служила результатом конфликта норм в культуре. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провозглашенных обществом в качестве нравственного закона целей. При социализме официально провозглашались принципы равенства и моральной заинтересованности в труде, при капитализме — цели индивидуальной наживы и материального успеха.

Но если в том и в другом случае большинству населения законные, способы достижения этих целей недоступны, то на его долю достаются только незаконные. У Мертона их пять: 1)конформизм (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств); 3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств); 4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств); 5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами). В обстановке аномии люди теряют ориентацию, перестают отличать нормы от регулятивов девиантного поведения; последние «входят в норму», приобретают столь же широкое применение, что и нормы, в следствии этого резкий рост девиантности, при чем эти явления становятся настолько обычными, что люди перестают удивляться, воспринимать их как нечто ненормальное,т.е. в обществе формируется цинизм.Следствие этого-резкий рост девиантности-пьянство,наркомания,убийства,самоубийства.

31. Социальная адекватность и культурная компетентность личности.

Целью социализации является формирование социально-адекватной личности, а целью инкультурации создание культурно-компетентной личности.Социальная адекватность-это одно из наиболее сложных состояний человека по отношению к об-ву, суть которого состоит в том что его суждения и действия соответствуют общественным установкам, в наименьшей мере вызывают напряженность или конфликт с об-вом, что позволяет выделить данную личность как заслуживающей положительной общественной оценки. Культур компетент.- это специфическое состояние человека, его отношение к об-ву,во многом схожее с его социальной адекватностью, но в большей мере привязанная к действующей в об-ве иерархией ценностей и параметром соц. опыта, воплащенного прежде всего в знаниях обще-гуманитарного характера. Таким образом культурная компетентность это своего рода утонченность параметров соц адекватности личности. Флиер выделяет 4 составляющие культ компет:1.Компетентность по отношению к институциональным нормам (социальным институтам, экономическим, политическим, правовым структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям;2. Компетентность по отношению к конвенциональным нормам (традициям, морали, нравственности, мировоззрению, ценностям и оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях);3.Компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности (моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям) 4. Компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации (специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой) Освоение норм культурной компетентности практически невозможно без совершенного знания языка общества проживания. Культурная компетентность личности (как и социальная адекватность) формируются в процессе воспитания и социальных контактов с окружением. в процессе образование, прежде всего гуманитарное. В целом культурная компетентность отражает соответствие интересов и эрудиции индивида социальному опыту и ценностным установкам общества, в котором он проживает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: