Феофан Грек и Андрей Рублев как основоположники самобытного иконописного русского искусства. Православная икона как образ Вечности

Лучшие достижения русской иконописи во время подъема духовных сил нации сфокусировались в творчестве великих художников Феофана Грека (ок.1340 - ок.1410) и Андрея Рублева (ок.1370 - 1430).

Феофан Грек - родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.

Первая работа Феофана упоминается под 1378 г.. Говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение.

Фрески церкви сохранились фрагментарно. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица".

Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.

Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов.

Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборыИм написаны:

Икона Божией Матери Донская - одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного.

"Иоанн Предтеча Ангел пустыни", "Преображение", "Четырехчастная", "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Апостол Петр", "Апостол Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст" –предположительно относятся к его творчеству.

Андрей Рублев - иконописец, преподобный, важную роль в раскрытии дарования Рублёва сыграло его сотрудничество с Феофаном Греком.

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в.,

Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 в. Андрей Рублев видоизменяет, линии становятся певучими, ритмы — музыкальными, повороты фигур и наклоны голов — мягкими, одеяния — воздушными, красочная гамма — светлой и нежной. Во всем — отблески гармонии Рая и одновременно — расположенность к человеку, доброта.

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама" (где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба). Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. (в таком порядке изображены) - в Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной, живоначальной и святой - демонстрация единства трёх Лиц. Единосущность на его иконе

передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей. Три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной.

На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублева в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь), Гора — за спиной третьего ангела (Дух Святой).

К его творчеству относят - росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Москве, росписи Успенского собора города Владимира, каменный собор Троице-Сергиева монастыря, фреску «Страшный Суд», иконаы: Благовещение, Крещение Господне, Спас Вседержитель, Архангел Гавриил, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне.

Искусство древнего мира, а также искусство византийское и древнерусское прочно связаны с понятием вечности. События Ветхого и Нового Завета мыслятся в категории вечности. Икона пишется с точки зрения вечности, изображает Царство Небесное, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа — победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее — натуралистический способ передачи, язык иконы — символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Христа и Его Царства. Мир иконы — это мир, невидимым нашим физическим зрением, но созерцаемый в духе. Икона — образ вечности, поэтому в ней все иное, чем в нашем мире, иное пространство и время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: