Монастыри как культурные, духовные и экономические центры Руси-России. Роль апокалиптических ожиданий «конца света» в политике верхов и жизни народа Руси

С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри, спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными. А через 1,5-2 века они уже играли важную роль в жизни страны. В 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.

Охранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри.

Содействуя распространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богодельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии.

Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. Значительным явлением в истории духовного образования стало ученое монашество, хотя свое полное развитие оно получило не сразу. Ученые монахи занимали, как правило, должности ректоров и префекторов (инспекторов). Получалось, что руководящие административные и педагогические функции в деле духовного образования находились в руках ученых монахов. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Крупнейшим центром летописания XI-XII вв. был Киево-Печерский монастырь. Летописцы Киево-Печерского монастыря создали обширные летописные своды (Повесть временных лет Нестора) – драгоценные свидетельства прошлого русской земли. Процветали в монастырях иконопись (Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое видение окружающего мир. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи) и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Книги привозили на Русь из христианских стран – Византии, Греции, Болгарии. Древнеболгарский и древнерусский языки были похожи, и Русь могла пользоваться славянским алфавитом, созданным братьями Кириллом и Мефодием. При монастырях стали создаваться уже мастерские для переписи книг.

На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения.

Основными центрами монашества на Руси были: Киево-Печерская лавра (1051 год), Троице-Сергиева Лавра (1337 год)

Первый раз известия о конце света пришли на Русь в 1000 году. Апокалиптические «новости» доносились из Европы, давно принявшей христианство.

Всего через три с лишним десятка лет, в 1037 году, был объявлен новый конец света. Высчитывался он следующим образом: отмерялась тысяча лет не со дня Рождества, а со дня Распятия Христова в 33 году, и прибавлялось еще 3,5 года, отводимое на правление Антихриста.

След конец света - 1492 год, если считать от Сотворения мира – 7000. Семь тысяч лет приравняли к семи дням творения, после которых Господь «опочил от всех дел Своих». Про восьмой день в книге Бытия ничего не сказано – следовательно, его и нет! И не будет… Вера в то, что семью тысячами лет все и закончится, была сильна в народе и в Церкви. На Руси к концу света готовились.

Еще трижды в том столетии ждали конца света: в 7007, 7070 и 7077 годах – но уже не с той же уверенностью и экзальтацией.

1666 год – самый страшный по апокалиптическим ожиданиями. Незадолго до этой даты появились новые движения, предвещавшие близкий конец света. В этом году происходит разрыв в симфонии Церкви и государства. Патриарх Никон мечтает о превосходстве Церкви над светской властью.

В XIX веке новый Антихрист – французский император Наполеон Бонапарт. Наполеона проклинали во всех церквях, высчитал, что значение букв в словосочетании «l'EmpereurNapoleon» составляет 666, число апокалипсического зверя. Победа над Наполеоном приравнивалась к победе над антихристом и воскресила в русских сердцах веру в то, что именно Россия стала защитницей всего мира от дьявольского правления.

Следующий конец света предрекали на 1999 год – мол, если не случилось в 1666 году, то наверняка случится сейчас: три шестерки просто-напросто перевернулись и представились девятками.

В 2000 году от Рождества Христова конца света ждали так же, но это ожидание не было основано ни на чем серьезном, кроме как на обывательской «мистике» круглых дат.

Иван IV (Грозный), его политические решения и геополитические приобретения. Опричнина и дворянство как основа государственной политики против боярства. Земщина как попытка самоорганизации и противостояния народа власти.

Иван IV Грозный (25 августа 1530- 18 марта 1584). Князь Московский и всея Руси (с 1533 г.), первый русский царь (с 1547 г.), сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской.

С 1549 г. вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 г. принят новый Судебник. В 1549 г. созван первый Земский собор, в 1551 г. Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555—1556 гг. Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.

В 1550—1551 гг. Иван Грозный лично участвовал в Казанских походах. В 1552 г. была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. Были построены Тульская и Белгородская засечные черты.В 1558 г. Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря (завершилась полной неудачей). В 1563 г. русские войска овладели Полоцком

В 1565 г. он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 г., поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Большинство историков считают, что в 1572 г. царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 г. с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений.

Иоанн IY Грозный как государственный и церковный деятель. Его музыкальные опыты, литературные успехи (переписка с Курбским). Положительные и отрицательные оценки итогов деятельности Иоанна Грозного.

Эпоха царствования Ивана IV как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия. Придя к власти, Иван IV при поддержке нескольких своих приближенных начал подготовку реформ. Процесс ускорили пожар в Москве 1547 года и последовавшее за ним народное восстание. Царь ответил казнями, и движение улеглось после многих жертв. Все это полугодие 1547 года для Ивана было рядом сильных переживаний. Современники именно к этому периоду относили начало внутренней перемены в молодом царе. В 1549 году Иван IV впервые заявил о необходимости перемен. С 1549 вместе с Избранной радой Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу Ивана IV, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-56 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1552 успешно закончился “крестовый” поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. Первым свидетельством о неприятии боярством царских преобразований стали события 1553 г. В этом году Иван IV серьезно заболел. В те времена горячка (менингит) считалась заболеванием неизлечимым. Предвидя скорую смерть лежащего в беспамятстве царя, боярство группируется вокруг удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана. Таким образом, раскрылась истинная цель боярства - посадить на престол удельного князя, который как в силу своего политического влияния, так и в силу своих личных качеств стал бы «марионеткой» в руках всесильной аристократии. При этом права сына Ивана - законного наследника престола боярство игнорировало. Вторым важным событием стали разногласия с Избранной радой. Стремление некоторых членов Избранной рады повлиять на решения царя, выступить в защиту оппозиционного боярства привело вскоре к открытому разрыву, который совпал по времени со смертью царицы Анастасии в 1850 г. В ходе многолетней Ливонской войны 1558-1583 гг. русские так и не смогли закрепиться у Балтийского моря, уступив ряд своих исконных территорий. В 1566 году был созван Земский собор, на котором царь выслушал мнения своих подданных по поводу продолжения войны и не обнаружил ожидаемого единодушия. Более того, земские деятели настаивали на отмене опричнины. Летом 1568 года произошло антиопричное выступление московских посадских людей. Последним достойным завершением опричных деяний Ивана Грозного явился указ 1572 года о запрещении употреблять самое название опричнины. Церковь. Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель. Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки. Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни - обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви. Заключение. Проведенные Грозным преобразования создали прочную систему приказного управления, ввели в стены Боярской думы худородных думных дворян и дьяков, сформировали органы сословного представительства и земского самоуправления. Реформы способствовали политическому возвышению дворянства. Государство добилось больших внешнеполитических успехов. Покончив с ордынской властью, оно сокрушило татарские ханства Поволжья и нанесло тяжелое поражение Крымской орде, служившей бичом в руках турок. Россия проложила себе дорогу на Урал и в Сибирь, завязала торговые сношения с Западной Европой сначала по северным морям, а затем по Балтике. Однако попытка прочно утвердиться на берегах Балтийского моря привела страну к тяжелому поражении. В XVI веке Россия достигла огромных экономических успехов и пережила великое разорение. Итогом явилось запустение старых центров и начало освоения плодородных земель на вновь присоединенных окраинах. Музыка. По инициативе Ивана Грозного, в Александровой слободе было создано нечто наподобие консерватории, где работали лучшие музыкальные мастера, такие как Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Юрьев-Нос, братья Потаповы, Третьяк Зверинцев, Савлук Михайлов, Иван Каломнитин, крестовый дьяк Андреев. Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века. Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву, и написал первое письмо царю. В июле того же года царь отправил ответ - письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное»; Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, и переписка прервалась. В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо, а в 1579 году князь составляет новый ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Всего переписка ограничилась пятью письмами. Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, но не довёл эту работу до конца. В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Так, считается, что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»). Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.

Духовные причины и социальные последствия церковного раскола XVII века при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. Ревизия церковного наследия и суть противопоставление «старого» («староверов») и «нового» в русской духовной культурной традиции.

Причины

1. Итоги Смуты – понижение нравственности священников => наносили вред авторитету церкви

2. Расширение связей с другими странами православного мира => Намерение подчинить весь православный мир Москве (Москва- третий Рим)

3. Искажение первоначального смысла священных книг (т.к. при переписывании (от руки) неизбежно совершались ошибки) => приведение к единообразию религиозного культа (также приведение к единообразию священных книг требовалось из-за того, что политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях страны развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем.)

4. Новая династия => укрепить позиции русского царя

5. Выработка единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения
Последствия

1. Бегство от государства в свободную часть страны (прятались в лесу)

2. Создание общин

3. Религиозная и социальная нетерпимость

4. Разделение на элиту и народ

5. Двойственность мышления

6. Унификация церковных обрядов и богослужебных книг по древнегреческим образцам, что способствовало повышению русской православной церкви

7. Раскол церкви на господствующую и старообрядческую

8. Долгий спор о верховенстве власти был решен в пользу светской. (Т.к. патриарх Никон был отстранен от управления государством и вся власть принадлежала Алексею Михайловичу)

9. Сектантские движение старообрядцев

10. Социальный протест народных масс, связывающих ухудшение своего положения с реформой церкви

11. Основание старообрядческих поселений

12. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.

Староверы Никониане
Перевод книги с греческий оригиналов священных писаний Богослужебные книги и обряды надо исправлять по старорусским рукописям и решениям Стоглавого собора
Троеперстие Двоеперстие
Совершать крестный ход двигаясь против солнца При совершении крестного хода двигаться по солнцу
Трижды «аллилуйя» Дважды «аллилуйя»
Поясные поклоны Земные поклоны
Единоголосие Многоголосие
Иисус иисус
Иконы по греческим образцам Образец икон – по Стоглавому собору: Рублев
Расширение связей Отказ, Москва – третий Рим

Личность Никона.
Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. неподалеку от Нижнего Новгорода. Отец его был крестьянином. Родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и постричься в монастырь.
Он отправился на Соловецкие острова и был пострижен в монахи под именем Никона. Был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью, имел вспыльчивый характер. Поссорившись с братией в монастыре, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. После он отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, там его после несколько лет выбрали своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву и там его заметил царь Алексей Михайлович. Никон произвел на молодого царя столь сильное впечатление, что он сделал его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. => В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. => 22 июля 1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран один "муж благоговейный и преподобный" именем Никон.
Властному Никону было мало избрания на патриарший престол. Он долго отказывался от этой чести и лишь после того как царь Алексей Михайлович пал перед ним ниц в Успенском соборе, смилостивился и выдвинул следующее условие: "Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства". Тогда царь, бояре и весь освященный Собор произнесли пред Евангелием обет исполнять все, что предлагал Никон. Однако, судьба Никона сложилась трагически. Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москвы, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковной собор сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Александра Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, который он сам построил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: