Социально-философские идеи Ф.М. Достоевского. Значение творчества писателя в русской духовной культуре

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа,—это темы антропологии, философии исто­рии, этики, философии религии. В этой области обилие и глубина идей у Достоевского поразительны, — он принадле­жит к тем творческим умам, которые страдают от изобилия, а не от недостатка идей. Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями. Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни. Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.Идеи социализма в духовном искании писателя отражали "решительное отвержение учения о радикальном зле человеческой природы, укрепляли веру в "совершенство души человеческой”. Но уже в то время, в период мучительных исканий Ф. М. Достоевским гуманистических духовных оснований в решении нравственных проблем, в нем выражалась и вера в разрешение проблем социально-политического бытия путем просветительства, перестройки форм общественной жизни в зависимости от совершенства сознательной деятельности человека. "Почвенничество" - любимая идея Достоевского: об известной нерасторжимой связи человека "с матерью землей", почвой, на основе общинного землевладения. Постановка и анализ Достоевским проблемы свободы в человеке имеет ключевое значение для понимания его социально-политических взглядов, то понимание свободы, которое с такой силой отвергает Великий Инквизитор, есть поистине самое высокое проникновение в тайну свободы, открывшуюся во Христе: никто в этом не стоит выше Достоевского. Исследуя свободу как внутреннюю сущность человека, в своих романах "Записки из подполья", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бесы" и др. он пытается выяснить диалектику движения добра и зла. В положительных и отрицательных чертах своих героев он стремится выявить глубинные особенности их сознания, чтобы на этой основе определить границы добра и зла, раскрыть мотивы преступления, нащупать тонкие грани, соразмерность перехода от непротивления злу насилием к наказанию зла.
Большое внимание Достоевский уделял вопросам отношения собственности и государства и складывающемуся на этой основе политическому устройству. Корень благоприятного, гармоничного развития этих отношений он видел в общинном землевладении и наделении непосредственного производителя землей.

Центральная мысль его философии - воля к жизни. Ф.М. Достоевскому в концепции воли чужд интеллектуализм, но в равной мере и иррационализм. Волю не определяют разумные мотивы, вместе с тем она не слепа и не противоречит сознанию. Воля создается всеми способностями души, как осознанными, так и неосознанными. Она проявляется в устремлениях, возникающих в едином жизненном порыве.

Из выше сказанного следует, что жизненная воля отдельного человека, по Достоевскому, не что-то абсолютно надындивидуальное, самостоятельное, она связана с жизненной волей других. Воля к жизни одновременно есть вызов и ответ, жажда и натиск. Она не знает цели, а только направление, в котором та находится, что позволяет ей динамично развернуться.

Писатель понимал нравственное совершенство, как шаг от раздвоения к синтезу. В расщеплении и раздвоении отдельное существо обособляется от всеобщности, полагается против других как одинокий и самодостаточный элемент и делается центральным пунктом своего миросозерцания, своей воли и мысли. Человек ставит свое благополучие превыше всего и стремится к полному совершенству, к повышенному удовлетворению собственного существования и исполненное для себя одного.

Философское творчество Достоевского, в его наиболее глубоких вдохновениях, касалось лишь “философии духа”, но зато в этой области оно достигало чисто исключительной значительности. Антропология, этика, историософия. проблема теодицеи - все это трактуется Достоевским остро и глубоко. Для русской (только ли для русской?) мысли Достоевский дал чрезвычайно много - недаром последующие поколения мыслителей в огромном большинстве своем связывали свое творчество с Достоевским. Но особое значение имеет то, что Достоевский с такой силой поставил проблему культуры внутри самого религиозного сознания. То пророческое ожидание “православной культуры”, которое зародилось впервые у Гоголя и которое намечало действительно новые пути исторического действования, впервые у Достоевского становится центральной темой исканий и построений. Секуляризм, еще у славянофилов понятый как неизбежный (диалектически) исход религиозного процесса на Западе, у Достоевского окончательно превращается в вечную установку человеческого духа в его односторонностях, в одну из религиозных установок. Раскольников воплощает радикальный отрыв человеческого духа от религиозного сознания, а Кириллов раскрывает неизбежность религиозного истолкования этого отрыва от Бога в идеологии человекобожества. В Достоевском открывается, в сущности, новый период в истории русской мысли; хотя вся значительность и фундаментальность религиозной установки все время утверждались русскими мыслителями, но только у Достоевского все проблемы человеческого духа становятся проблемами религиозного порядка. Конечно, это сразу же и осложняет религиозную установку и грозит возможностью отрыва от классических формулировок, идущих от св. Отцов, но это же оказывается и основой чрезвычайного и плодотворнейшего расцвета в дальнейшем русской религиозно-философской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: