Белорусская общность, национальная идея и государственность

Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Идеологией национальной государственности называют систему выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, этноса, самосознания, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами. Если кратко, национальная идея — это представление народа о своем прошлом, настоящем и будущем развитии, в котором народ выражает смысл своего исторического существования, ищет объяснение существующего политического строя и общественного порядка. После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности оказался в прямой зависимости от вариантов исторической интерпретации существования белорусской государственности и развития белорусского этноса.

Процесс формирования белорусов как самобытной этнической общности достаточно сложен, многогранен, продолжителен по времени. Существуют различные взгляды и ответы на вопросы об истоках, корнях, предках белорусов. Споры исследователей вызывает время завершения процесса этногенеза белорусской этнической общности. Одни утверждают, что белорусы, как этнос, уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII–VIII вв. (Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Ткачев и др.). С точки зрения В. Седова, белорусская этническая общность сложилась в XIII–XIV вв. М. Гринблат же считает, что формирование белорусов происходило в XIV–XVI вв., есть и другие мнения. Много концепций имеют политическую окраску и часто взаимоисключают одна другую. Еще в XIX в. польская и великорусская концепции отрицали существование самостоятельного белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси будто бы не было самостоятельного славянского языка. Сторонники польской концепции считали белорусский язык диалектом польского, а белорусов — частью польского этноса. Создатели великорусской концепции утверждали, что Беларусь — часть великорусской этнической территории, а белорусский язык — диалект русского. Ошибочность этих концепций доказана исследованиями по белорусскому языку Е. Карского.

В. Ластовским была предложена кривичская концепция, где отождествлялись белорусы и кривичи. Ошибочность данной концепции заключается в том, что кривичи исчезли к середине XII в., а белорусы как этнос еще не сформировались. Кроме того, кривичи занимали только север и центр Беларуси, но тогда как возникло южнобелорусское население, и как на части кривичских земель позже сформировалась великорусская народность? По кривичско-дреговичско-радимичской концепции (М. Довнор-Запольский) основными предками белорусов названы этнические сообщества кривичей, дреговичей, радимичей. Однако те элементы культуры и языка белорусов, что считаются составными элементами культуры и языка дреговичей или кривичей, возникли позже, чем существовали эти три племени.

В соответствии с финской концепцией (И. Ласков) предками белорусского народа были финны и славяне. Однако тот факт, что некоторые названия рек (Двина) финского происхождения не является доказательством финского влияния. Он свидетельствует лишь о том, что в Подвинье, Понеманье в каменном веке жило финноязычное население, которое было ассимилировано балтами еще до расселения славян на Беларуси. По балтской концепции (В. Седов) предками белорусов были древние балты и славяне. Среди аргументов — культ ужа, женский головной убор намитка, твердый «р», названия белорусских речек Сож, Клева, Ареса. Тут многие факты спорные: твердый «р» присущ языкам украинцев, болгар, сербов, чехов, на которых балты культурного влияния не оказывали. Намитка была распространена и у болгар, поляков, а культ ужа характерен даже для греков и албанцев. Названия белорусских рек, также как и названия финского происхождения показывают лишь то, что раньше на Беларуси жили балты. Однако они в своем большинстве были ассимилированы тогда, когда белорусы еще не формировались.

Древнерусская концепция (С. Токарев): развитие феодальных отношений, классов и городов, распространение христианства на рубеже IX-X вв. привело к формированию общей территории восточных славян с центром в Киеве. В результате смешения кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, полян, вятичей и других в Среднем Поднепровье сформировалась новое, восточнославянское этническое сообщество — древнерусская народность с единой культурой и языком. В результате распада Киевской Руси в XII в. разъединилась и древнерусская народность на русский, белорусский и украинский этносы. Согласно же концепции Н. Ермоловича, никакой древнерусской народности не существовало. Киевская Русь, куда входили восточнославянские земли, не являлась тем государством, каким его подают в советской исторической литературе. Она совсем не являлась собирательницей славянских народов, была «лоскутным», искусственным и поэтому некрепким военно-административным объединением, ибо в ней поспешно объединялись племенные земли, и вследствие этого она не имела общей экономической базы. Главная цель государства — осуществлять военные походы на Византию, для чего и собиралось с завоеванных территорий многочисленное и разноплеменное войско. Возникновение общей древнерусской народности в тех условиях было проблематичным и поэтому становится понятным, почему Киевская Русь распалась на части, которые соответствовали первоначальным племенным территориям. Как же тогда произошло формирование белорусского этноса? Ермолович считает, что все дело в том, на какой территории поселились славянские племена и с каким коренным населением (субстратом) произошло смешение. Так, русский этнос формировался на основе финно-угорского субстрата, украинский — тюркского, белорусский — балтского. Доля балтского субстрата была значительно меньшей, чем славянского, так как Беларусь из-за ее географического положения была местом, где особенно сильно концентрировался славянский элемент, и происходили очень интенсивные процессы сращивания кривичей, дреговичей и радимичей. Отдельные регионы Беларуси вообще не были заселены балтами (юг Минщины, междуречье Вилии и Гайны, юг Полотчины). Таким образом, белорусы как этнос уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII–VIII вв.

В современной концепции возникновения белорусского этноса (М. Пилипенко) предлагается считать, что в результате широкого расселения славян и смешения их с восточными балтами в IX–X вв. образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. После в XI в. они вместе с другими восточнославянскими сообществами консолидировались в новое этническое сообщество с общим восточнославянским языком, материальной, духовной культурой и названием «Русь». Этническая территория "Руси" не была однородной. Земли Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входили в две диалектно-этнографические зоны — южно-поприпятскую («Полесье») и северную, подвинско-днепровскую («Белая Русь»). В первой зоне на основе трансформации дреговичей, древлян и южной части радимичей шел процесс формирования нового этнического сообщества — полешуков. Во второй зоне в результате трансформации кривичей, вятичей и северных радимичей — древних белорусов, наших предков. С течением времени на основе соединения поприпятской и подвинско-днепровской групп, с одной стороны, и консолидации их, с другой стороны, с отдельными группами не восточнославянского населения — балтского, польского, тюркского — на пространстве между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, к середине XVI в. сформировался новый комплекс этнической культуры и связанный с ним язык — белорусский.

Итак, белорусский этнос — это устойчивое сообщество людей, которое исторически сложилось на территории современной Беларуси, соседних восточных и северных землях и характеризуется общими особенностями языка, культуры, черт психики и самосознания, что передаются из поколения в поколение. Наша этническая территория охватила преимущественно восточнославянские земли, на которых жили наследники кривичей (Смоленщина, Витебщина, Виленщина, Городенщина), дреговичей (центральная Беларусь, Полесье, Берестейщина), радимичей (Могилевщина, Гомельщина, западная Брянщина). В ХІІІ–ХVІ вв. на ней формируется новый самостоятельный язык. Он отличается от русского и украинского языков, древневосточнославянского (церковнославянского). В фонетике его особенностями стали «дзеканне», «цеканне», «аканне», «яканне», твердый звук «р», фрикативное произношение «г». В синтаксисе — использование слов «каб», «кали», частиц «ци» и «чы». Развитию белорусского языка содействовало то, что в конце ХІV–ХVІІ вв. он был государственным в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском (ВКЛ). На нем работали судебные учреждения, княжеская канцелярия, магистраты, писались законы, летописи, мемуары и публицистические произведения. Такой статус языка был закреплен в конституции того времени — Статуте ВКЛ 1588 г. Франциск Скорина ввел родной язык и в Библию, тем самым показав его равноправие с классическими каноническими языками — латинским, греческим, древнееврейским.

При рассмотрении вопроса о происхождение самоназвания белорусов и названия территории их расселения («Беларусь») следует помнить, что внешней формой проявления этнического самосознания является именно название народа — этноним. Первое упоминание про «беларусцев» применительно к восточнославянским землям находится в Ипатьевской летописи под 1305 г. Это название вначале закрепилось за Витебщиной, Смоленщиной, Могилевщиной (востоком Беларуси), где этноним «руские люди» имел более стабильное распространение и окончательно трансформировался в «белорусцев» в ХVІ–ХVІІ вв. Украинцы, русские, поляки и большинство европейских народов чаще называло наш народ «литвинами». Так себя звали преимущественно жители запада Беларуси и востока Литвы. В ХVІІ–ХVІІІ вв. это название распространяется почти на весь белорусский этнос и закрепляется после создания Речи Посполитой, когда магнаты и шляхта ВКЛ упорно подчеркивали, что они не «поляки», а «литвины». Обобщающим названием для православного населения Беларуси, Украины. Московии и части Литвы, Польши, Латгалии было «Русь», «русские», «русины». При этом православное население ВКЛ считало себя «настоящей» Русью, а своих соседей называло «московитами». При царском дворе в Москве тогда держали «толмачей» (переводчиков) и имели словари для перевода с «русского» на «московский» язык.

Происхождение самого названия «Беларусь» раньше связывали с красотой земель, множеством снега, вольностью и независимостью от монголо-татар, или со светлопигментированным и светлоглазым антропологическим типом жителей. Сегодня смысл названия объясняют более ранним принятием христианства в сравнении с Черной Русью, широким распространением в топонимике названий со словом «белая» или отметкой на древних картах восточных земель белым цветом, западных — черным цветом, южных — красным, а северных — синим.

Белорусская государственность восходит своими корнями к Турово-Пинскому, Смоленскому и Полоцкому княжествам IX-XII вв. Последнее находилось в военно-политическом союзе с Киевским княжеством, закрепленном позднее династическим союзом. В результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII в. Древнерусское государство со столицей в Киеве распалось. На северо-западной его части возникло ВКЛ, в котором произошло объединение белорусских земель, белорусский этнос занял доминирующее положение, а белорусский язык стал государственным. В рамках ВКЛ, централизованного государства с единым законодательством, символикой, административным делением, набирало силу этническое самосознание белорусов: развивалась письменность, философская и политико-правовая мысль, национальные обычаи и традиции, отстаивалась приверженность православному вероисповеданию. Наблюдавшийся прогресс в производстве и развитии товарно-денежных отношений, рост городов содействовали языковой интеграции, нивелировали местные особенности и влияли на формирование сословно-классовой структуры этноса, так что уже к середине XVI в. оформились шляхетское, мещанское и крестьянское сословия. XV-XVI века считаются периодом расцвета белорусской национальной культуры. Объединение ВКЛ и Польского королевства в новое государственное образование Речь Посполитую по Люблинской унии 1569 г., при сохранении на некоторое время автономного существования ВКЛ, все равно привело позднее к утрате суверенитета, положило начало национальной, религиозной и культурной дискриминации белорусов. Это выразилось в отмене белорусского языка в качестве государственного в 1696 г., в постепенной полонизации магнатов и шляхты ВКЛ. Противостояли польскому этнокультурному влиянию православные братства и униатская церковь, использовавшая язык коренного населения наравне с латинским и церковнославянским.

Речь Посполитая, позже Российская империя как государства менее всего было заинтересованы в развитии белорусов как самобытного народа. Присоединение белорусских земель к Российскому государству лишь отчасти способствовало национальному возрождению. По мысли царской администрации начавшееся в середине XIX в. изучение быта, культуры, языка и истории белорусов должно было подтвердить «исконно русский характер Северо-Западного края» и оправдать политику его русификации. Но результаты исследований говорили о том, что белорусы являются самостоятельным этносом.

Предпосылки для становления национальной белорусской государственности и ее идеологического обеспечения впервые возникли лишь во второй половине XIX ст., когда стали появляться культурно-просветительские и общественно-политические организации, ведшие целенаправленную работу по формированию белорусской нации. Как сказал К. Калиновский «История выработала для белорусов особую национальность, и они владеют всеми условиями для самостоятельного развития». Глубокая инкорпорация Беларуси в общероссийский государственно-политический организм сдерживала проявления белорусской самобытности и тормозила формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Такое же влияние ранее оказывала Польша, особенно в сфере культуры. Фактически все слои польского общества активно проповедовали идею об «историческом праве Польши на Белоруссию» и требовали возрождения польского государства в границах Речи Посполитой 1772 года.

В идеологии белорусского общественно-политического движения было разделение на два крыла. Одни представители национально-демократического течения выступали с национально-белорусских позиций, отстаивая возможность самоопределения Беларуси на правах автономии в будущем демократическом федеративном Российском государстве. Другие — сторонники западнорусизма, рассматривали Беларусь как часть России, а белорусов как одно из славянских племен единого русского народа. В условиях Февральской революции, Октября 1917 г. и затянувшейся Первой мировой войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Однако провозглашенная белорусскими социалистами 25 марта 1918 г. Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации не была государственным образованием даже «в марионеточной форме». В лице Рады БНР и Народного секретариата была создана только политическая структура законодательной и исполнительной власти, но она не была признана германской оккупационной администрацией. Из-за изолированности ее деятелей от широких народных масс, отсутствия своей армии, финансовой системы, органов власти на местах БНР так и не смогла стать независимым, суверенным государством, что и признала 2-ая Всебелорусская конференция 1925 г. в Берлине. Было объявлено о признании ССРБ и Минска «единым центром политического и культурного возрождения Беларуси» и о самороспуске руководства БНР. Так провозглашение ССРБ сыграло судьбоносную роль в становлении белорусской государственности, а сама республика выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации с 1919 по 1939 гг.

Советская Социалистическая Республика Белоруссия была провозглашена 1 января 1919 года, а 30 декабря 1922 г. она уже вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик с условием ограничения своего суверенитета в пользу центральных органов управления. В то время возможность устранения классов и наций как пережитков считалась революционным идеалом. Государство, использующее принцип пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось «безнациональным». В Конституции СССР 1977 г. теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, зато имелось положение о том, что «союзная республика — суверенное государство». В годы перестройки (1985-1991 гг.) именно оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало реализацию идеи полного суверенитета республик. Следует помнить, что за советский период функционирование БССР позволило нашему народу создать национальную систему образования и культуры, мощную экономику, тем самым заложить основу для возникновения суверенного государства — современной Республики Беларусь.

Беларусь вступила в период радикальных социально-политических трансформаций, обусловленных исчерпанием возможностей административных методов в экономике и провозглашением «курса на перестройку социально-политической жизни» в СССР в середине 1980-х годов. После I съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г., ставшего ареной острейшей политической борьбы, М. С. Горбачев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР и вынужден был отменить 6 статью Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС. Монополия коммунистической партии на власть была подорвана, а сам М. С. Горбачев был избран первым Президентом СССР. Реформа избирательной системы 1989 г., приведшая к выборам на альтернативной основе, расширению демократии создала условия для формирования многопартийной политической системы в СССР и БССР. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете (выход республики из Союза в ней не предусматривался), что послужило толчком для духовного возрождения белорусского народа. Остро стал вопрос о культурной самоидентификации белорусов, начался этап бурного роста национального самосознания. Это привело к углубленному изучению истории Беларуси, языка и национальной культуры. После попытки военного переворота (августовского путча) в Москве и приостановке деятельности КПСС Верховный Совет БССР 25 августа 1991 г. придал Декларации статус конституционного закона. Были приняты решения о проведении департизации органов государственной власти и управления, приостановлении деятельности КПБ, обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР через признание первенства на территории Беларуси Конституции и законов БССР. К этому времени в республике уже были созданы такие институты как Национальный Банк, собственные Вооруженные силы, Внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, генеральная прокуратура и т.п. 19 сентября 1991 г. БССР была переименована в Республику Беларусь, получила новую государственную символику. 8 декабря 1991 г. в Вискулях были подписаны Беловежские соглашения о выходе из состава СССР Беларуси, Украины и России и прекращении, таким образом, существования СССР, а также о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 15 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А. Г. Лукашенко, избранный 10 июля 1994 г. (переизбран в 2001 г. и 2006 г.).

Процесс утверждения Республики Беларусь в качестве суверенного государства и полноправного субъекта международных отношений начался 26 декабря 1991 г. К успехам Беларуси во внешней политике можно отнести ее признание 159 государствами мира; установление дипотношений со 154 из них; ядерное разоружение; прогресс в российско-белорусской интеграции; добрососедские отношения с сопредельными Польшей, Украиной, Литвой, Латвией; укрепление экономических связей с Германией, Китаем, Ираном, Индией и Вьетнамом. Интеграция в европейское и мировое сообщество для страны происходит крайне сложно и болезненно в силу непризнания европейскими государствами изменений и дополнений к Конституции 1994 г. и итогов ноябрьского референдума 1996 г.

После распада СССР встал вопрос выбора между альтернативными путями развития белорусской государственности. Часть политической элиты Беларуси желала взять за основу государственности какую-либо западноевропейскую страну и создать характерные для нее государственные структуры в республике. Еще одна часть политических деятелей предлагала вернуться к прошлым формам государственной жизни на белорусских землях, например в эпоху ВКЛ, возродить их. Остальные считали возможным совершенствовать существующую белорусскую государственность в границах нового союзного государства. Данный путь развития белорусской государственности, ее идеологии предполагает историческую преемственность, внимательное отношение к собственному историческому опыту, традициям.

Белорусы как самобытная этническая общность выступают одним из субъектов политических отношений и являются носителями определенных философских, политических, экономических и правовых воззрений, в которых они осознают себя как целостность, свое положение в мире, свои интересы и устремления. В числе таких устремлений народ вырабатывает определенную совокупность идей относительно своего прошлого, будущих путей поддержания своей целостности и реализации своих интересов, то есть национальную идею. Выразителем и основным инструментом реализации интересов любого народа (этноса) является его государство. Государственную политику и доктрину государственной власти представляет в свою очередь идеология государства, особый вид политической идеологии, у истоков которой всегда находится национальная идея. Дальнейшее развитие, трансформация национальной идеи в глобальные национальные интересы идет через формирование концепций — систем важнейших взглядов на эффективные пути решения тех или иных проблем. Белорусскому государству необходимы четко сформулированные концепции устойчивого развития Республики Беларусь, национальной безопасности, гражданского общества, национального развития в условиях модернизации страны, становления и укрепления суверенной белорусской государственности, и главная задача прессы сегодня — пропаганда избранного вектора развития «независимость, стабильность, благосостояние». Таким образом, подход руководства нашей страны к вопросу разработки идеологии белорусского государства крайне прагматичен и реалистичен: идеология должна помочь реализовать государственный план по устойчивому социально-культурному развитию Беларуси в условиях суверенитета, другими словами, по обеспечению высокого качества жизни граждан и достойного уровня их материального благосостояния. Качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, а также степень удовлетворения духовных потребностей, состояние здоровья и продолжительность жизни, обеспеченность личной и общественной безопасности, условия окружающей среды, морально-психологический климат и душевный комфорт личности. Поставленная цель зависит от решения следующих задач во внутренней политике Республики Беларусь:

1) построение социально-ориентированной рыночной экономики с государственным регулированием в интересах человека и общества;

2) создание эффективного правового государства;

3) формирование демократического, открытого гражданского общества с многопартийной системой и политическим плюрализмом;

4) обеспечение перехода к постиндустриальному информационному обществу;

5) сохранение и приумножение национально-культурного достояния;

6) сотрудничество с представителями христианской религии, поддержка ее ценностей;

7) использование в качестве идеологических примеров жизни и деятельности наиболее выдающихся белорусских граждан прошлого и современности.

Белорусская экономическая модель предполагает формирование социально-ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием различных форм собственности и государственным регулированием экономической деятельности в интересах человека и общества, на основе справедливой и честной конкуренции.Ее основные черты:

— сильная и довольно эффективная государственная власть;

— развитие частного сектора наравне с государственным;

— приватизация как средство поиска заинтересованного инвестора, собственника;

— сильная социальная политика государства;

— внешнеэкономический прагматизм;

— интеграция с Россией, странами СНГ.

Административно-распорядительные методы государственной власти обеспечивают в социально-экономическом развитии республики национальную безопасность (не создавая больших внешних долгов), социальную справедливость и общественный порядок (не допуская к управлению криминал, мафиозные кланы). Власти Беларуси исходят из того, что любые преобразования не должны идти в ущерб людям. Поэтому реформирование экономики в нашей стране идет эволюционным путем, при сохранении и увеличении доли программ по социальной защите населения. К достижениям белорусской экономической модели относят: 1) отсутствие обвальной приватизации; 2) отсутствие резкого имущественного расслоения; 3) запрет на куплю-продажу сельскохозяйственных земель; 4) отсутствие децентрализации в управлении экономикой и страной; 5) сохранение структуры промышленности, науки, социальной сферы. Однако резервы экономического роста, которые ранее были успешно использованы, исчерпаны. Сегодня развитие страны идет под влиянием роста цен на энергоресурсы и давления западных стран, МВФ. Возникла объективная необходимость перехода к этапу инновационного, интенсивного пути развития на основе энергосбережения, разработки и внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, эколого-защитных технологий; выпуска качественных конкурентоспособных товаров; интеграции в мировую экономику, то есть перехода к постиндустриальному информационному обществу.

Использование достижений и ценностей западной цивилизации необходимо не для того, чтобы стать «истинно европейским народом», а для того, чтобы укрепить свою самобытность и не раствориться в глобализирующемся мире, и данном отношении, союзное государство Беларуси и России — форма практической реализации белорусской национальной идеи. Ведь в современном самосознании белорусской общности самоутверждение и развитие Беларуси в качестве нации-государства тесно увязывается с союзными отношениями с евразийскими народами. Основные внешнеполитические интересы Беларуси в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства. Непосредственный вклад нашей республики в укрепление безопасности на постсоветском пространстве — это развитие Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая с 18 сентября 2003 г. начала функционировать как самостоятельная международная региональная организация. Другими приоритетными целями внешней политики Республики Беларусь являются: 1) многовекторность международных связей (с учетом расширения Европейского Союза и НАТО на Восток, а также развитием отношений с членами СНГ); 2) использование членства в Движении неприсоединения для расширения рынков сбыта отечественной продукции в странах Азии, Африки и Латинской Америки; 3) углубление интеграции с Россией. Со времени образования в 1996 г. 2 апреля Сообщества, в 1997 г. 2 апреля Союза суверенных республик и впоследствии в 1999 г. 8 декабря Союзного государства Беларуси и России была проведена значительная работа по углублению экономической интеграции на основе объединения материального, интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов хозяйствования для обеспечения свободного перемещения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы, равных прав граждан. Сформированы и действуют Высший Государственный Совет и Постоянный Комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, а также Телерадиовещательная организация Союзного государства. Следует также помнить о том, что Союз Беларуси и России получил международное признание со стороны Организации Объединенных Наций. В настоящее время Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров и услуг, а также основной источник энергоресурсов, комплектующих и сырья. Беларусь же является для России важнейшим транзитным коридором, поставщиком качественной сельхозпродукции, недорогих высокотехнологичных товаров, партнером по совместной оборонной политике и использованию совместной военной инфраструктуры, функционированию региональной группировке войск.

Итак, идеология национальной государственности призвана сформулировать идеал современного белорусского общества с демократическим правовым государством, созданием условий для свободного и всестороннего развития личности, достойным вхождением страны в европейское и мировое сообщество. Она провозглашается не для национального ограничения, а для движения к всесторонней модернизации общества. Сильная и процветающая Беларусь — национально-государственный идеал белорусского народа, а основные идеи-приоритеты идеологии белорусской государственности можно сформулировать следующим образом:

— суверенитет Беларуси, ее самобытность в глобализирующемся мире;

— патриотизм, социальная справедливость;

— последовательное продвижение к верховенству закона.

Национальная идея и ценности вкупе с общечеловеческими стали мировоззренческой основой государственной идеологии, правовой является Конституция Республики Беларусь. Экономической основой государственной идеологии выступает белорусская экономическая модель, а политической — белорусская политическая система.

Вопросы:

1. Каковы место и роль идеологии в Беларуси как суверенном государстве.

2. Как соотносятся идеология и массовое сознание?

3. Какие Вы знаете виды идеологических процессов? Должно ли государство вмешиваться в идеологический процесс?

4. Каким образом функционирует современная идеология?

5. Каковы основные приоритеты идеологии белорусского государства?

6. Каковы место и роль историко-культурного наследия в жизни белорусского народа и государственной идеологии?

7. Какие задачи в области идеологической работы были поставлены перед государственными институтами на мартовском (2003 г.) постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов?

8. Имеет ли Республика Беларусь историческое и юридическое право считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского?

9. Сохранил ли белорусский народ формы своей государственной жизни в составе Речи Посполитой?

10. Как сказалось вхождение белорусских земель в состав Российской империи, а затем и в Советский Союз на становлении и развитии государственности белорусского народа?

11. Какое историческое значение имела БССР для становления и развития белорусской нации на протяжении всего XX столетия?

12. Дайте краткую характеристику современной социально-экономической и политической ситуации в стране и оцените ее влияние на содержание идеологии белорусской государственности?

13. Какими причинами был обусловлен распад советской государственности?

14. В чем была суть конфликта, возникшего между ветвями власти в 1996 г.?

15. Какие основные этапы становления Союзного государства Вы знаете?

16. Почему на современном этапе появилась необходимость в обосновании новых мировоззренческих и идеологических приоритетов и ценностей?

17. Объясните специфику понятия «национальная идеология».

18. Какова роль традиций в становлении белорусской идеи?

19. Чем объясняется близость мировоззрения и идеологии?

20. Как понятие «национальной идеологии» соотносится с понятием «идеология белорусской государственности»?

21. Каковы наиболее привлекательные стороны объединяющей идеи, предлагаемой идеологией современного белорусского государства?

Схема 1. Традиционные ценности белорусского народа, присущие его менталитету.

1. общинный коллективизм, соборность

2. трудолюбие

3. стремление к свободе

4. стремление к благосостоянию

5. патриотизм

6. уважение и доверие к власти

7. справедливость, солидарность

8. смирение

9. европейский рационализм

10. христианские ценности

11. толерантность

12. индивидуализм протестантизма

13. униатская склонность к компромиссам

14. героика католицизма

Тесты:

1. Политика перестройки, демократизации и гласности в своем начале предусматривала:

а) демократизацию жизни страны;*

б) создание многопартийной системы;

в) возрождение частной инициативы;*

г) придание советским республикам реального суверенитета;

д) разрешение на собрания для обсуждения политических вопросов;*

е) полную отмену цензуры;

ж) отказ КПСС от контроля над идеологическими процессами в обществе.*



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: