Доступные источники финансирования инновационных компаний на различных стадиях жизненного цикла




^ Личные сбережения граждан -

или так называемое «питание подкожным кормом» – это способ финансирования малых инновационных фирм путем приобретения и использования финансовых ресурсов без привлечения венчурного капитала или получения банковского займа. В этом случае, оказывается высока зависимость от получения и сохранения внутренних доходов, кредитных карточек и авансовых платежей со стороны будущих покупателей.

Неся в себе многие преимущества для предпринимателей, этот способ является наиболее подходящим для перевода фирмы на коммерческую деятельность и создания условий для ее последующего финансирования внешними инвесторами. Чтобы фирма, преодолев полосу дефицита финансирования, смогла достичь той стадии, когда проект начнет отвечать критериям отбора, предъявляемыми внешними инвесторами.

Этот способ финансирования является наиболее вероятным источником первичного рискового капитала - в развитых странах с его помощью стартует от 59 до 74% компаний. Понятно, что в России это цифра на уровне 85-95% 24, этот способ, с другой стороны, позволяет владеть и большей долей акций фирмы, которая на более поздних стадиях раствориться при появлении дополнительных собственников.
^ Родственники и друзья могут предоставить средства в качестве среднесрочного кредита, по сравнению с последующими инвесторами, претендующие на перевод долга в часть акций. Преимущество – возможность относительно легкого и ничем не обеспеченного получения средств у знакомых, способных оценить способности предпринимателя. Но при использовании этого источника могут возникнуть неприятные ситуации, когда у этих людей возникнет ощущение права вмешиваться и давать советы по ведению бизнеса.

^ Бизнес - ангелы.

Индивидуального венчурного капиталиста рассматривают как неформального частного инвестора рискового капитала или «ангела», от английского “business angels”. Бывает, что мотивация этого никому не подответственного человека к инвестициям не совсем связана с экономическими соображениями. К примеру, этой мотивацией может служить чувство азарта, удовлетворения от участия в росте маленькой компании, симпатии к молодым талантливым людям.
Возможно, что это вложение было стимулировано различиями в величине подоходного налога (в США – например доход от спокойных сбережений облагается по 34%, а от прямых инвестиций по 20% 25).
Но, таких инвесторов довольно сложно найти, и здесь определенную роль играют связи, сеть деловых или финансовых партнеров, поскольку, часто, эти люди сами очень редко ищут возможности для инвестирования собственных средств путем прямых обращений в компании. Чаще он узнает от своих знакомых, рассказывающих об услышанной ими перспективной идее. В США и в Европе, к примеру, организуются сети капитала, в которых координируются финансовые запросы и предложения, осуществляют предварительный отбор и упаковку бизнес предложений.
Бизнес-ангелы являются значимым источником стартового капитала, когда новая фирма еще не начала генерировать доходов. Бизнес-ангелы, в отличие от организованного венчурного капитала, существуют в каждой стране. Инвестируя в инновационные фирмы на более ранней ступени их развития, бизнес-ангелы финансируют, в частотности в США и Англии в 30-40 раз больше вновь созданных фирм, чем венчурный капитал.

Объемы инвестирования бизнес-ангелов в молодые инновационные фирмы в этих странах в 2000 году составили 40 млрд. (инвестировано в 50 тыс. фирм) и $ 5 млрд. (инвестировано в 15 тыс. фирм) соответственно. И на каждый 1$ институционального инвестора приходиться 3-4 $ бизнес-ангелов26. Причем, согласно оценкам, эти суммы составляют лишь 7% инвестиционного потенциала бизнес- ангелов. Основной их капитал не использован в связи, с одной стороны, недостаточным качеством инвестиционных предложений, а с другой, неопытностью самих бизнес-ангелов в области поиска и оценки инвестиционных проектов, а также структурирования сделки. Правда, сами деньги на этой стартовой стадии могут быть дороги – за 100-350 тыс. $ такого ангела, предприниматель нередко отдает до 35% бизнеса.

Инвестирования бизнес-ангелов создают финансовый мост между личными ресурсами изобретателя и "вторым раундом" финансирования, на котором начинают играть более активную роль фирмы венчурного капитала. Согласованность действий и хорошее взаимопонимание между бизнес-ангелами и венчурными капиталистами очень важна для создания непрерывной цепочки финансирования инновационных фирм.
^ Компании венчурного капитала.
Существует статистика, согласно которой 80% финансового успеха венчурным капиталистам приносят 20%27 инвестируемых фирм. Ключевой фактор успеха – профессиональный отбор объектов инвестирования, тщательный прогноз коммерциализируемости предлагаемых технологий, квалифицированный менеджмент со стороны управляющих компаний венчурных фондов. Небольшая, но важная для развития инновационного бизнеса часть этих институциональных компаний венчурного капитала ориентирована на раннюю и семенную стадию бизнеса (семенные фонды есть в 25 штатах США), и в России создан такой фонд в Санкт – Петербурге.

Однако, такие фонды семенного финансирования эффективны, если они сотрудничают с более крупными фондами, которые способны предоставить последующее более существенное финансирование на стадии развития.
Являясь одним из основных источников финансирования инновационных фирм, венчурный капитал не может финансировать их в одиночку. Большинство фирм венчурного капитала не хотят инвестировать во вновь создаваемые фирмы на ранней ступени их развития, где риск очень высок, сроки возвращения платежей велики, и накладные расходы на обслуживание инвестирования гораздо выше в связи с небольшими размерами вкладываемого капитала по сравнению с затратами на подготовку и оформление сделки.
В большинстве своем, фирмы венчурного капитала вступают в игру, когда рабочий прототип продукта создан и испытан на рынке, и нужны средства для его коммерческого производства и маркетинга.
Готовя свой проект к венчурному финансированию, предприниматели должны хорошо понимать инвестиционную стратегию своих будущих финансовых партнеров и их критерии отбора инвестиционных проектов. В среднем, лишь 6 из 1000 бизнес-планов финансируются венчурным капиталом. В связи с этим, чрезвычайно важно, чтобы качество инвестиционного предложения отвечало требованиям инвесторов и привлекало их внимание своим профессиональным подходом к бизнесу.
^

Лекция 17. Виды стоимости инновационной компании. (лектор - Груздева Е.В.)

·
Доинвестиционная (Pre-money Valuation)

·
Послеинвестиционная (Post-money Valuation )

·
Стоимость бизнеса компании (Enterprise Value )

·
Акционерная (Equity value)


Инвестиционная - это стоимость для конкретного инвестора или групп инвесторов при определенных целях инвестирования (МСО - международные стандарты оценки), рассчитанная с учетом его внутренних требований по возврату инвестиционного капитала (РСО - стандарты Российского общества оценщиков). Понятие инвестиционной стоимости, которая соотносит конкретный объект с конкретным инвестором и строится на личных мотивах, фундаментально отличается от рыночной стоимости, но является компонентом, который в совокупности движет рыночной активностью.
Предварительная – доинвестиционная (Pre-money Valuation, Pre-Funding Evaluation) стоимость.

·
Первоначальная оценка стоимости компании

·
Стоимость компании (согласованная между существующими владельцами и новыми инвесторами), определяемая непосредственно перед тем, как в нее будет сделана венчурная инвестиция

·
Стоимость акционерного капитала компании до инвестирования новой порции капитала

Постинвестиционная стоимость компании (Post-money Valuation) - стоимость компании после получения инвестиций

·
Оценка стоимости компании, произведенная сразу же после очередной стадии финансирования (с учетом вложенных средств)

·
Стоимость акционерного капитала компании после вливания инвестиций

·
Разница между доинвестиционной и послеинвестиционной стоимостями компании равна размеру инвестиций

Стоимость бизнеса (Enterprise Value)

·
Акционерная стоимость компании плюс стоимость долговых обязательств минус свободная наличность компании

·
Если при оценке стоимости сравнительным методом используется коэффициент-мультипликатор выручки или EBITDA сопоставимых компаний, то получаемая оценка стоимости является стоимостью бизнеса компании

·
«Стоимость предприятия» - стоимость финансовых инструментов, представляющих интересы собственности в предприятии (акций) плюс чистая финансовая задолженность этого предприятия

Акционерная стоимость (Equity value, equity)

·
Капитал или собственность акционера в компании, чистая балансовая стоимость (разница между активами и текущими обязательствами, заемным капиталом и привилегированными акциями)

·
Стоимость акционара в компании, возникшая в результате приобретения пакета ее акций

·
то же, что и рыночная капитализация компании, равна количеству выпущенных (зарегистрированных) акций компаний, умноженному на стоимость одной акции

·
Если при оценке стоимости сравнительным методом используется коэффициент P/E (соотношение цены акции к чистому доходу на одну акцию) сопоставимых компаний, то в результате получается акционерная стоимость компании

Формулы для расчета:

·
Постинвестиционная стоимость = Инвестиции/Процент собственности = Инвестиции / Процент полученной доли в капитале

·
Доинвестиционная стоимость = Послеинвестиционная стоимость — Размер инвестиций = Количество старых акций *Цена одной новой акции

·
Стоимость бизнеса компании = Акционерная стоимость + Стоимость долговых обязательств — Свободная наличность (excess cash)

·
Акционерная стоимость = Стоимость компании — Стоимость долговых обязательств + Свободная наличность

^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: