В новых пространственно-временных координатах современного мира активный процесс взаимодействия культур в различных областях деятельности человечества охватывает не только культурные обмены и прямые контакты между государственными структурами, социальными группами, общественными движениями, но и взаимодействия между отдельными индивидами.
Возрастает интерес к общению с другими народами и их культурами: он формируется не только в результате непосредственных социальных контактов, но и в процессе восприятия событий, явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации, а также через воздействие культурных артефактов в диахронном или синхронном срезах культур.
Эти типы коммуникативных потребностей общества можно обозначить, как
- контактоустанавливающие, т.е. как средства связи любых объектов материального и духовного мира;
- информационные, т.е. общение, в результате которого люди обмениваются информацией;
- воздействующие, т.е. передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составляющие.
|
|
Актуализируется вопрос о культурной унификации мира и вместе с тем о культурной самобытности и целостности, культурных различиях и разнообразии.
В современном мире ни одна культура не существует изолированно, обращение к опыту других культур получило название «взаимодействие культур», которое всегда связано с декодированием знаковых систем, созданных конкретной культурой, а также освоенных ею в процессе исторического пути развития. Между культурами существуют различия, определяемые (А) особенностями этнической культуры, (Б) психологией народов, (В) доминирующей системой ценностей, которые в совокупности осложняют непосредственное восприятие культурных кодов другой культуры.
В культурной антропологии взаимоотношения разных культур называются межкультурной коммуникацией (МКК), которая подразумевает обмен между различными культурами продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах.
Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому. Взаимодействие с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга в языке, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношения к выполняемой работе, может быть затруднено или даже невозможно. Но это лишь частные проявления проблем межкультурных контактов, основные различия лежат в области мироощущения, то есть в своеобразии отношения человека к окружающему миру и другим людям, свойственном конкретной культуре.
Как известно, каждый индивидуум бессознательно воспринимает окружающий мир и другие культуры через призму своей культуры. Большое количество наблюдений и исследований в области межкультурной коммуникации показывают, что процесс ее осуществления и результаты во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д. Так, например, для коллективистских культур восточного типа информационные контакты определяются имплицитной, неявно выраженной составляющей: контекстом[96] сообщения, с кем и в какой ситуации происходит общение. Так японцы в деловых встречах ведут длительные разговоры «вокруг да около», стратегическое построение их взаимодействия основано на узнавании намерений другой стороны для возможного противостояния (без умаления достоинства партнера). В то время как в индивидуалистских культурах западного типа большее внимание обращается на содержание сообщения, их коммуникация мало зависит от контекста, важной является активизация (провокация) ответной реакции противоположной стороны.
|
|
Отсюда следует вывод, что эффективная МКК не может возникнуть сама по себе, ей нужно целенаправленно учиться, а для этого необходимо разобраться или получить определенные представления о сущностных (онтологических) и феноменологических процессах, лежащих в основе коммуникации вообще и социальной в частности.
Коммуникация (лат. communicatio от communicare- делать общим, связывать; форма связи, путь сообщения) в рамках нашего предмета может быть охарактеризована как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности, позволяющая передавать и принимать разнообразнейшую информацию с помощью языка или других сигнальных средств связи.
Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника, и наш внешний облик, и публицистическая статья и т.п.
Если обратиться к представлениям о коммуникации как о явлении, то коммуникацией является социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений. Рассматривая коммуникацию с позиций протекания процесс, мы говорим о передаче информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (группы) к другому или другим главным образом посредством символов. Если мы полагаем, что под коммуникацией следует понимать способ ее реализации, то в этом случае мы полагаем, что это способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию.
Для осуществления любого рода коммуникации необходимы следующие условия:
· наличие определенных элементов (отправитель и получатель, сообщение)
· возможность реализации механизмов ее функционирования (канал связи, определенные отношения между передающей и принимающей сторонами).
Структурирование коммуникативного акта (КА)как процесса и способа позволяет выделить основные составляющие в известной формуле модели КА Гарольда Лассуэла(1948г):
Who says what to whom in which channel with what effect
Кто что сообщает кому каким способом зачем
В настоящее время при структурировании КА выделяют следующие элементы:
· Источники и потребители. (Кто и кому передает информацию?)
· Функции и цели. (Почему осуществляется коммуникация?)
· Каналы, язык, коды. (Как происходит коммуникация?)
· Объекты сообщения. (В чем состоит содержание коммуникации?)
· Эффекты планируемые и непланируемые. (Каковы последствия коммуникации?).
Изначально теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление, находящееся на стыке таких наук:
· как семиотика (знаковые системы, естественные и искусственные языки);
· лингвистика (проблемы вербальной коммуникации);
· паралингвистика (невербальное общение);
· социология (функциональные особенности общения социальных групп, уровни, виды, цели коммуникации);
|
|
· этнография (бытовые и культурологические особенности общения в этнических сообществах);
· социолингвистика (социальная природа языка и особенности);
· психология и психолингвистика (факторы способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие этот процесс, мотивацию);
· кибернетика (общие принципы создания систем управления, информационная теория, теория распознавания объектов).