Эволюция представлений о культуре в истории европейской мысли

Многозначность термина «культура» как отражение сложности феномена культуры.

Первоначальный смысл термина «культура» и подходы к пониманию культуры в эпоху Античности. Античный полис как культурно-исторический контекст самого понятия «культура».

Понимание культуры в эпоху Средневековья: культура как преодоление ограниченности человека, духовное совершенствование личности на основе веры в Бога.

Эпоха Возрождения: модификация христианского понимания мира, человека, культуры. Осмысление культуры в Новое время: культура как всесторонняя творческая реализация человеческого разума и свободы (И. Кант, И. Гердер); культура как развертывание сущности мирового духа – надиндивидуального всеобщего Разума (Гегель). Программа совершенствования человека на основе возврата к естественности природы (Ж.-Ж. Руссо), на основе морали (И. Кант), искусства (Шиллер), на основе постепенного приобщения к ценностям европейской культуры и развития познания (Гегель).

Проблема истории культуры и цивилизации в общественной мысли эпохи Просвещения. Дж.Вико о проблемах развития культуры и цивилизации. Концепция культуры И.Г.Гердера как предтеча сравнительного метода в культурологическом исследовании.

Концепция культуры в немецкой «философии жизни» Ф.Ницше, В.Дильтея, Г.Зиммеля. Немецкая «философия жизни» о культуре как специфической и загадочной форме жизни. Вильгельм Дильтей о специфике герменевтической (понимающей) методологии «наук о культуре», роли интуиции в герменевтике. Исследование истории культуры как реконструкция мировоззрений, которые являются ядром и основой целостности культурных систем; «подпочва» мировоззрений эпохи; основные типы мировоззрений в истории (религиозное, поэтическое, метафизическое). Г. Зиммель о субъект-объектной природе культуры; культура как «путь души к себе самой». История культуры как процесс возрастания ценностного содержания жизни; «трагедия культуры», ее причины и следствия; понятие «перегруженная культура».

Игровая концепции культуры. Йохан Хёйзинга о культуре как целостности, в которой «игра» является формирующим элементом культуры. «Игра» как воплощение свободы человека, простор для его жизненных сил, с помощью которых человек создает свою «среду» задолго до практического изменения окружающего мира. Соотношение «игры» и «серьезности» – основание исторической типологии культуры.

Э.Тайлор - один из основоположников эволюционизма как общей теории культуры. Э. Тайлор о культурном единстве человечества и общих законах развития культур всех народов: развитие от простых форм к сложным, от низших к высшим. Культура как сложное комплексное целое, включающее множество элементов. Эволюционные ряды культурных феноменов, исследованные Тайлором в его труде «Первобытная культура». Идея о происхождении современной культуры как естественной эволюции элементов древней культуры.

К.Маркс и Ф.Энгельс о культуре как сфере практической деятельности человека и результатов его творчества. Марксистская концепция социально-классовой дифференциации культуры. Историзм в понимании культуры и цивилизации.

Идеолог панславизма Н.Я. Данилевский об аналогии между формами органической жизни и культурой, законах циклического развития «цивилизаций». Европа и Россия как два различных культурно-исторических типа. Н.Я.Данилевский как основоположник теории пространственно-временной локализации культурных феноменов. Концепции «культурно-исторических типов» и «культурных потоков». Критика идей Данилевского о враждебном противостоянии культурно-исторических типов. Отрицание единого мирового культурно-исторического процесса. История культуры как последовательно сменяющие друг друга «культурно-исторические типы».

О.Шпенглер как основоположник «исторической культурологи». Концепция культурно-исторического круговорота. Проблема перехода культуры в цивилизацию. Представление о кризисе культуры. Понимание культуры как внешнего выражения внутреннего мира человека. Морфология культуры в работе Шпенглера
«Закат Европы». Критика европоцентризма. История как многообразие форм культурной жизни. Культуры как «живые организмы высшего ранга», этапы их эволюции. Ландшафт и «душа культуры», которая является системообразующим ядром культуры. Замкнутость культур и их судьба как саморазвертывание души. Равнозначность всех культур и причины предельной полноты самореализации только 8 культур. «Цивилизация» как стадия умирания культуры, ее признаки. Замкнутость культур и проблема их «понимания».

ТЕМА 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: