Театр Древней Греции

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

Древнегреческий театр, возникший в 5 в до нэ из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы.

Герои комедий — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.

Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили к трагедию, н драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

7.Культура Древнего Рима периода Республики
(534/533 - 510/ 509 гг. До н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI - III вв. До н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.
Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более Подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.
К IV в. До н.э. Относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся професиональными артистами, (именно в Риме появилось слово актер).
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла, собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.
Начиная с III в. До н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими

Первым римским поэтом был грек Ливии Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, “Одиссею” Гомера.
Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. До н.э.- Плавт (сер. Ill B.-184 г. До н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии теренций (ок. 125-159 гг. До н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. До н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла “О природе вещей”, лирическая поэзия.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего(234 - 149 гг. До н.э.) “О сельском хозяйстве”. Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон.Главное произведение Варрона (116 - 27 гг. До н.э.э) “Древности дел божеских и человеческих” - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В это время портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи “тогатус”, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Bo II-I вв. До н.э. Были созданы такие превосходные работы, как “Брут”, “Оратор”, бюсты Цицерона и Цезаря.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. До н.э., а в I в. До н.э. Уже существовала обширная юридическая литература.

8. Культура Древнего Рима в эпоху Империи
С 31 г. До н.э. Начинается новая страница в Римской истории - история империи. Конец I в. До н.э. - II в. Н.э. - время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную Римскую империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I-II вв. Н.э. Придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 - ок. 160). “Естественную историю”, являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Младший (61/62 - ок. 114). Больших успехов добилась медицина. Врач Гален (ок. 130 - ок. 200) производил опыты по изучению дыхания, деятель-ности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей.

Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (“.ок. 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа “Метаморфозы” (или Золотой осел”) Плиний Младший, сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Петроний (?-66 н.э.) Лукиан (ок. 120 - ок. 190), поэты Вергилий (70-19до н.э.) Гораций (65 до н.э.- 8 н.э.), Овидий (43 до н.э.-ок. 18 н.э.).

Расцвета достигает римская историография: Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.), Плиний Старший (23/24 - 79), Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит (ок. 58-ок. 117), крупнейший римский историк, хотя в эту эпоху она в основном Прославляет империю.

К I-II вв. Н.э. Относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркуламе и Стабии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. Н.э.

В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов и др.

В IV в. Н.э. Начинают строить христианские храмы - базилики. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. Как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

9. Влияние гуманизма на…
ГУМАНИЗМ в античности (лат. humanitas — человечность, человечество), пропагандировавшийся Цицероном идеал образования знатных римлян, содержанием которого было воспитание людей через образование по греческому образцу. Слово «гуманизм» применялось Цицероном очень часто в значении «высшее образование», «духовная культура», причем здесь играл роль и общественный аспект этого понятия («обязательный для знати образ жизни»). Во времена Империи, особенно благодаря влиянию Стои, гуманизм всё больше приобретает значение разумного человеческого поведения по отношению к другим людям, независимо от уровня образования.
В Средние века идеи гуманизма отошли на второй план, были заслонены мрачным теориями религиозного аскетизма, умерщвления естественных для любого человека стремлений и потребностей. Главными добродетелями стали считаться следующие: самоограничение, смирение, убеждение в изначальной греховности человеческого существа. Идеи и философские теории античной эпохи были надолго забыты, философы Древней Греции и Рима были объявлены заблуждавшимися язычниками.

Ренессансный гуманизм

Интерес к наследию античности заметно усилился только во времена Возрождения. Влияние церкви на жизнь общества ощутимо уменьшилось, наука и искусство перестали быть сугубо богословскими, появились более свободные, нетеологические философские теории и учения. Сохранение, систематизация и изучение трудов философов и ученых античности стало главной задачей гуманистов Нового времени. Обязательным для них стало изучение языков античности – латыни и древнегреческого.

В осознании ренессансных философов о том, что такое гуманизм, появилась доля оригинальности и самобытности. Гуманизм Возрождения своеобразен и неповторим. Именно в то время признанной всеми стала важность гуманитарного знания; общечеловеческие ценности (внимание и уважение к чувствам и потребностям человека, сострадание, сопереживание) были не менее значимыми, чем, к примеру, религиозность, соблюдение церковных требований и обрядов.

Истоки ренессансного гуманизма заложены в научных трудах и художественных произведениях великих итальянцев – Данте Алигьери и Франческо Петрарки. Благодаря общей атмосфере свободы, поклонению красоте, влечению к новым формам в искусстве, оказалось возможным существование великого феномена – краткого периода Высокого Возрождения (1500-1530). Именно в это время гениями Ренессанса (Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело) были созданы величайшие художественные произведения.

Со временем ренессансный гуманизм распространился и на северные регионы Европы. Необходимо отметить, что северное Возрождение, в отличие от итальянского, было ближе к религиозной традиции. Основная идея христианских гуманистов – усовершенствование человека как основное условие спасения. Проанализируем, что такое гуманизм в понимании религиозного философа. Только следуя божьим заповедям, соблюдая все требования религии и священных книг, человек может очиститься, приблизиться к идеалам добра, красоты, гармонии. Наиболее ярко идеи теистического гуманизма проявили себя в работах Эразма Роттердамского, Виллибальда Пиркгеймера.

Свой ответ на вопрос о том, что такое гуманизм, дают и современные ученые-философы. Традиции ренессансного гуманизма до сих пор не сдают своих позиций в новейшей философии Западной Европы. Вера в силы человека, благоговейное восхищение всемогуществом, всесилием личности, оптимистическая убежденность в возможности совершенствования общества – все это делает гуманизм наиболее прогрессивным и продуктивным течением современной философии.

10. Культура европейского Средневековья
Хронологические рамки средних веков точно не определены. В основном принято считать, что средневековье охватывает период истории, следующий за историей древнего мира, - с конца V века до середины XVII века. В этот период произошло зарождение, развитие и разложение феодализма в Западной Европе. Что же было характерно для культуры средневековой Европы?
1. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV веке становится государственной религией в Риме.
2. Появление городов, связанное с развитием рыночных отношений, развитием ремесел. С XI века возникают города на территории Англии, Германии, Нидерландов, во Фландрии, с XII века – в Скандинавских странах и Ирландии. Города считались крупными, если в них проживало 20 тыс. человек. Горожане состояли из чернорабочих, возчиков, трактирщиков, поденщиков, купечества и духовенства.
3. В XIII веке в некоторых городах Западной Европы стали открываться университеты. В 1200 году был основан Парижский университет. В XIII веке – Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неополитанский – в Италии. В XIV веке основаны университеты в Чехии, Польше, Германии. В конце XV века в Европе насчитывалось 65 университов, преподавание в которых велось на латыни. Появляется светское образование.
4. Схоластика – это соединение религиозной философии и логики. Схоласты выступали за гармонию веры и разума. Крупные схоласты средневековья: Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий и Фома Аквинский. Последний сформулировал 5 доказательств бытия бога. В конце XIX в. католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права.
5. Алхимия и мистика получили мощное развитие именно в этот период. Вечной целью алхимиков оставалось нахождение философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя. Эти бесконечные, нередко опасные опыты в итоге привели к появлению в XVIII в. науки химии.
6. К XII в. в европейском обществе сложился образ благородного рыцаря. Появляется один из новых жанров куртуазной или придворной литературы – рыцарский роман, яркими образцами которого являются «Тристан и Изольда», «Роман о Розе», «Дон Кихот», «Песнь о Роланде». Рыцарские романы были весьма популярны, они воспитывали уважение к долгу, чести и человеческой чувственности.
7. В V-VIII вв. влияние церкви на мировоззрение особенно сильно. Значительно позже оно стало ослабевать, появляются академическое образование и философское свободомыслие, появляются ереси. Ереси – это отклонение от официальной христианской догматики и культа, они носили антицерковный характер и становятся массовыми с появлением городов. В XIII в. появляется инквизиция (церковный суд) – самостоятельное учреждение под властью главы католической церкви – папы. Инквизиция с помощью пыток, запугивания вырывала у жертв признание вины.
8. Крестовые походы продолжались в течение двух столетий (1096-1270 гг.). В этих походах участвовали феодалы и рыцарство, духовенство и крестьяне. Крестовые походы принесли много бедствий странам Востока и Запада. При этом они повлияли на развитие торговли, ремесел, распространение духовного влияния Востока, а также на характер европейской культуры, появилась склонность к странствиям, к открытиям.
В культуре средневековой Европы отметим следующие достижения:
• появление новых форм живописи – монументальная храмовая живопись, мозаика, фрески, книжные миниатюры;
• активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Эти легенды исполняли певцы-музыканты (Англия, Скандинавия);
• значительное явление во французской литературе XII-XIII вв. - поэзия вагантов – странствующих поэтов;
• в английской литературе XIII в. получили распространение баллады, например «Баллада о Робине Гуде»;
• новшества в архитектуре – строительство соборов, замков, крепостей;
• появление нового стиля в архитектуре – готики. Готический стиль особенно был развит во Франции. Для него характерны высокие колонны, собранные в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте, тонкие стены, огромные окна, украшенные витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь.

11. Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков сдревнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства

Увеличение хора или восточной алтарной части храма

Увеличение высоты храма

Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые

Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны

Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Тяжесть романского собора «угнетает» пространство

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии

Либмургский собор в Германии

Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии!

Аббатство Мария Лаах в Германии

Церковь св. Якоба в Регенсбурге

Романские церкви в Валь-де-Бой

Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и в скуль­птуре и живописи. Центральное место в них занимали темы могущества Бога — Страшный Суд, Христос во славе и т.п., причем фигура Христа всегда значитель­но превосходила по размерам другие фи­гуры. Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собо­ра и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим ви­дом скульптуры был рельеф. Как прави­ло, романская скульптура непропорцио­нальна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела — схематичны. Весьма своеобразна немецкая пластика, например, рельефы бронзовых дверей цер­кви Св. Михаила в Гилъдесгейме, в кото­рых запечатлены сюжеты из Священно­го Писания (XI в.). Человеческие фигуры здесь необычайно подвижны, динамичны и передают гамму чувств и страстей. Та­ковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие от страха перед божьей карой.
Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержа­нию и плоскостной, отрицающей трех­мерность пространства и фигур. Она так­ же, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространен­ным видом живописной техники была фреска, начинает также распространять­ся витраж (живопись из цветных кусоч­ков стекла).

12. Готический стиль
Со второй половины XII в. в Западной Европе, и прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу.

В целом готические соборы характеризуются специфическими стилевыми и конструктивными особенностями, главные из которых:

• усложнение типа базилики (пять нефов с востока, три - с запада, хоровые обходы, венец капелл),
• исчезновение изолированности нефов за счет утончения колонны,
• использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор,
• использование строительных арок и ферм;
• нервюрные перекрытия;
• большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом;
• легкость конструкций,
• обилие скульптурного декора храма, подчеркивающего вертикализм, воздушность сооружения;
• взаимосвязь интерьера и экстерьера.

Национальные архитектурные школы имели определенные отличия, но они ни в коей мере не нарушали целостности стиля. Шедеврами готической архитектуры в мире признаны Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы (Франция), Кельнский собор (Германия), Миланский собор(Италия).

Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. С развитием городов уже само возведение соборов перестало быть монополией церковныхмастеров. Оно перешло в руки городских ремесленников, объединенных в соответствующие цехи и охотно применявших свое мастерство при строительстве светских сооружений. Прекрасные образцы готического гражданского строительства сохранились в ряде западноевропейских городов: Флоренции, Брюгге, Генте, Брюсселе и др.

В искусстве готики обретает большую самостоятельность скульптура. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика. Размещение фигур на фасаде соборов совершалось по четкому сюжетно-тематическому принципу. В одних странах скульптуры сосредоточивались в экстерьере собора (Франция), в других—в интерьере.

Благодаря обмирщению строительных артелей и развитию светского строительства, в готической скульптуре наблюдаются нарастание реалистических элементов, портретная индивидуальность, доходящая порой до передачи психологических характеристик (портреты Наумбургского собора). Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции. Рельеф становился высоким, пластичным, теряет былую линеарность.

Монументальная живопись готики в основном представлена витражом. Значительное увеличение оконных проемов повысило роль витражей в ущерб росписям. По сравнению с романскими, в готических витражах отмечается более глубокий и конденсированный цвет. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.
Особенно громкую славу снискали французские витражи Шартра, Руана и Сент-Шапель в Париже, а также немецкие витражи соборов в Страсбурге и Штутгарте.

Наряду с искусством витража готика оставила нам великолепные образцы книжной миниатюры. Витраж и миниатюра, сосуществуя, неизбежно подвергались взаимовлиянию. Сфера применения книжной миниатюры в готическом искусстве значительно расширилась. Кроме Библии, Евангелия и Псалтири нужно было иллюстрировать часословы (выдержки из религиозных книг с календарями праздников), учебники, энциклопедии, светскую литературу.

Самым прославленным миниатюристом поздней готики был Жан Фуке. К этому времени (XV в.) миниатюра становится все более реалистической, превращаясь из иллюстраций текстов в самостоятельные крошечные картины.

Наши современники называет Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Но они не возникли сами по себе, из ничего. Средневековье сформировало особый тип личности. Крестьянин, бюргер, ремесленник, свято веря в загробную жизнь и прилежно трудясь, были мужественными людьми, не боялись смерти, стоически терпели превратности судьбы. Но, вместе с тем, им не были чужды земные, человеческие радости, они умели ценить и творить красоту. Об этом говорят дошедшие до нас памятники средневековой культуры.

13. Проторенессанс (от др.-греч. πρῶτος — «первый» и фр. Renaissance — «Возрождение») — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Термин был впервые введен швейцарским историком Я. Буркхардтом.

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано,Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне.

Возникновение и характерные черты[править | править исходный текст]

Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусстваСредневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

Социальными предпосылками в 1200-е (дученто) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно вТоскане).

Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре XI—XIII вв. в Тоскане, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственнуюроманскому стилю.

Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио.

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано.

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини (Рим); Джотто (Флоренция).

Яркими представителями литературы этого периода являются Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. К этому же периоду относится поэзия школы «дольче стиль нуово». Для литературы характерно чувственное усиление, реалистичность образов.

Традиции искусства Проторенессанса были восприняты такими художниками Возрождения, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо.

14. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзажутвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515).

Большое распространение получила скульптура. В творчестве скульпторов получили развитие многие формы: статуя, рельеф, бюст и т. д. Ими были достигнуты новые высоты в изображении пластики человеческого тела: эмоций, движений тела, сложных сцен в многоплановых, перспективных рельефах. Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1456).

15. Человек в эпоху Возрождения
Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру.
В центре этого искусства, обобщённого по художественному языку, - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, образ человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Во имя этого обобщённого образа, во имя стремления к гармоническому синтезу прекрасных сторон жизни искусство Высокого Возрождения отрешается от частностей, незначительных подробностей. В основе такого искусства лежит всепоглощающая вера в безграничные возможности человека по самоусовершенствованию, самоутверждению, вера в разумное устройство мира, в торжество прогресса. На первый план выдвинулись проблемы гражданнского долга, высоких моральных качеств, подвига.
Наиболее известные картины Леонардо, повлиявшие на развитие всего европейского искусства: "Мадонна в гроте" - первый монументальный алтарный образ Высокого Возрождения; "Тайная вечеря", портрет Моны Лизы - "Джоконда".
Следующим титаном Высокого Возрождения был Рафаэль Санти, младший современник Леонардо да Винчи. В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты (Сикстинская мадонна).
Творчество третьего титана Высокого Возрождния - Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - явилось его кульминацией и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи.
С наибольшей силой Микеланджело выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения («Давид», «Моисей», «Страшный суд»).

16. Северное возрождение
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др.
1. Отличие от итальянского Возрождения
Духовное пробуждение Европы, которое началось в кон. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.
Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):
развитие элементов светского гуманистического мировоззрения
развитие идей религиозного «обновления»
Оба эти течения нередко соприкасались и сливались, но по сути все же выступали как антагонисты. По первому пути пошла Италия (см. Ренессанс, с его антикизирующими и реалистическими тенденциями), по второму — Северная Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей[1].
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Представители

Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения представлены фламандо-голландской и немецкой живописью
В Нидерландах и Фландрии это, прежде всего, братья ван Эйк, Робер Кампен, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг. Мастера "второго эшелона" - Гертген тот Синт Янс, Квентин Массейс и Бернар ван Орлей. Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля, а также Иоахима Патинира, Адриана Изенбранта, Яна Провоста, Яна ван Скорела.
В Германии — Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах старший, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн, Ханс Бальдунг, Вольф Губер и т. д. (См. также Дунайская школа живописи)
В Швейцарии - Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515-1532),Никлаус Мануэль Дёйч, Ханс Леу младший, Ханс Фриз и Урс Граф.
Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон, ранний Рогир ван дер Вейден.

17. Барокко и творчество Рубенса
Рубенс стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе "Святой Георгий, поражающий дракона". Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.
Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама", изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.

1 8. Реализм и творчество Рембранта
на XVII век приходится расцвет голландской живописи. Богачи местным художникам заказывали свои портреты и портреты членов своей семьи. Художники, стараясь угодить заказчикам, изображали портретируемых в зените их славы и богатстве. Такие портреты прославляли изображаемых. Такой традиции создания портрета в первый период своего творчества придерживался и Рембрандт. Но это было вначале творческого пути художника. Несмотря на то, что, скорее всего, он никогда не выезжал из Голландии, уже при жизни Рембрандт был известен по всей Европе и оказывал сильное влияние на искусство той эпохи. Ещё когда художник был жив, его творчество и жизнь стали легендой. Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннему миру человека во всём богатстве его душевных переживаний. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII столетия, воплотив в яркой индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойдённое мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие передовые идеи времени. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, групповые портреты, натюрморты, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Его творчество стало символом эпохи живописи XVII столетия. Портрет «Николас Ратс, «Концерт», «Плачь Иеремии о разрушении Иерусалима».

19.Классицизм
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Для архитектуры, классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы.

Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале — резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).

Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний — зеленым, а дальний — голубым.

Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании (Ж.-Л. Давид, ил. 55).

Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э. Фальконе, Ж. Гудон).

Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в. (см. ампир).

Русский классицизм во второй половине XVIII — начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры: архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина, скульптуры М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса, картины А. Лосенко, А. Иванова и др. С конца XIX в. для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму.

20.романтизм
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

Зародился в Германии. Предвестник романтизма — Буря и натиск.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма,альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.
Представители: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер,Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя.
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля иФ.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи,Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт; Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков,Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

21.Реализм
Ре­а­ли­сти­че­с­кое на­пра­в­ле­ние за­ро­ди­лось в 1820-х го­дах, но те­о­ре­ти­че­с­кое обо­с­но­ва­ние по­лу­чи­ло к се­ре­ди­не сто­ле­тия. Ха­ра­к­тер­ны­ми чер­та­ми ре­а­лиз­ма яв­ля­ют­ся не­при­ятие бес­че­ло­ве­ч­но­сти со­в­ре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции, как у ро­ман­ти­ков, но при этом ре­а­ли­сты не от­ри­ца­ли её, а кри­ти­че­с­ки изу­ча­ли и де­мон­ст­ри­ро­ва­ли; ис­то­ризм и про­цес­су­аль­ность (ис­то­ри­че­с­кая жи­во­пись и ро­ман, ис­то­рия как че­ре­да эпох); ис­сле­до­ва­ние су­деб в кон­крет­ных об­сто­я­тель­ст­вах; про­б­ле­ма гу­ма­ни­сти­че­с­ко­го иде­а­ла, ко­то­ро­му нет ме­с­та в со­в­ре­мен­ной ра­ци­о­на­ли­сти­че­с­кой дей­ст­ви­тель­но­сти.

Имен­но де­мон­ст­ра­ция тех­ни­че­с­ких воз­мо­ж­но­стей на Все­мир­ной вы­став­ке в Лон­до­не 1851 го­да по­ло­жи­ла на­ча­ло но­во­му ос­мы­с­ле­нию бы­тия. Му­зы­ка ус­ту­пи­ла пер­вое ме­с­то ли­те­ра­ту­ре и жи­во­пи­си, ибо уни­вер­са­лизм сло­ва спо­со­бен за­фи­к­си­ро­вать и ос­мы­с­лить ми­ро­по­з­на­ние. Рас­цве­ла жур­на­ли­сти­ка, ожи­ви­лось кни­го­и­з­да­ние, воз­ни­к­ла по­треб­ность в ли­те­ра­тур­ной про­дук­ции, осоз­на­ние ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры.

С про­б­ле­ма­ми фор­мы и ус­лов­но­сти в ли­те­ра­ту­ре (и пре­ж­де все­го в ро­ма­не) свя­за­но обоб­ще­ние. Ро­ман со­в­ме­щал в се­бе тре­бо­ва­ния оп­ре­де­лен­ной ус­лов­но­сти и по­л­но­ту изо­б­ра­же­ния жиз­ни об­ще­ст­ва и че­ло­ве­ка, кар­ти­ны бы­тия; В 19 ве­ке жанр ро­ма­на был обо­га­щен та­ки­ми яв­ле­ни­я­ми как ха­ра­к­тер, тип, об­сто­я­тель­ст­ва, че­ло­век и сре­да, идея нрав­ст­вен­но­го пре­об­ра­же­ния ми­ра и че­ло­ве­ка. Воз­ни­к­ли жан­ро­вые мо­ди­фи­ка­ции ро­ма­на: со­ци­аль­ный, со­ци­аль­но-бы­то­вой (Баль­зак и Дик­кенс), ис­то­ри­че­с­кий (Ме­ри­ме), со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­с­кий (Стен­даль), пси­хо­ло­ги­че­с­кий (Мо­пас­сан), фи­ло­соф­ский (Франс), тра­ге­дий­ный (То­мас Хар­ди). На­ча­лось ста­но­в­ле­ние ре­а­ли­сти­че­с­кой но­вел­лы, а спе­ци­фи­ка рус­ско­го ре­а­лиз­ма свя­за­на со ста­но­в­ле­ни­ем ре­а­ли­сти­че­с­кой дра­мы.

Жи­во­пись эпо­хи ре­а­лиз­ма пред­ста­в­ле­на во Фран­ции До­мье, Мил­ле и Кур­бе, в Ан­г­лии это ча­с­ти­ч­но Кон­стебль, в Гер­ма­нии – направление «би­дер­май­ер» Шпиц­ве­га и фон Швин­да-мл, а так­же Мен­цель и Уде, в Ита­лии мо­жет быть Се­ган­ти­ни до­с­та­то­ч­но бли­зок к ре­а­лиз­му, в Рос­сии же – пе­ре­дви­ж­ни­ки.

22.

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети девятнадцатого — начала двадцатого века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи в конце 1860-х годов. Эдуард Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), Огюст Ренуар, Эдгар Дега внесли в изобразительное искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни.
В 1870–1880-е годы формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись Импрессионизма. Понятие импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х годов, обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О. Родена, бронзовые статуэтки Дега и др.). Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. Во взаимодействии и в полемике с живописной системой импрессионизма в художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма. Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme) — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж. Сера и П. Синьяк, разработали новую живописную технику дивизионизма. Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм) — собирательное название основных течений французской живописи конца 19 — начала 20 веков. Мастера постимпрессионизма, многие из которых примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х годов искали новые выразительные средства, способные преодолеть эмпиризм художественного мышления и позволить перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, материальных и духовных констант. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимодействие отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. К постимпрессионизму обычно причисляют творчество мастеров неоимпрессионизма, группы "Наби", а также В. ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена.

23. Предмет эстетики – это мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общей человеческой значимости (эстетические ценности) его явлений. Эстетика как наука – это система законов, категорий, понятий, которая осмысливает эстетические свойства реальности с точки зрения законов красоты.
Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Такое определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и. возвышенного, и. комического, и трагического, и др. эстетических категорий, характеризующих чувственное постижение человеком: мира. Оно также охватывает и сферу искусства, которое развивает и воспитывает эту особую сферу человеческого духа - чувственность. Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетическое воспитание ни в коем случае не сводится к морально-этическому аспекту. Нельзя отрицать, что некоторые произведения массового искусства несут в себе морально-нравственный аспект; но в то время, как произведения подлинного (иногда называемого элитарным) искусства призваны учить видеть, слышать, чувствовать, т. е. призваны воспитывать человеческую чувственность.

24. Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.

Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

25. Эстетический вкус
Эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок.

Эстетический вкус как способность к адекватному эстетическому освоению действительности проявляется не только в эстетической деятельности человека, но и в процессе эстетического восприятия. Эстетический вкус, являясь формой эстетического сознания, органически объединяет в себе не только эстетический идеал, но и эстетическое чувство. Эстетический вкус как бы пронизывает и эстетическую деятельность человека, и его эстетическое сознание.

Эстетический вкус представляет собой органическую целост­ность этих специфических признаков.

Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

Сущность эстетического вкуса заключается в гармоническом единстве суждения и переживания.

Развитый эстетический вкус в значительной степени впитывает в себя исторически конкретный эстетический идеал.

Подчас мы сталкиваемся с деформацией эстетического вкуса, которая проявляется в его односторонности или неразвитости, в разорванности эмоционального и интеллектуального мира человека, в гипертрофии того или другого. Так, излишняя эмоциональность в восприятии произведений искусства или явлений действительности свидетельствует о неразвитости вкуса, о неспособности вывести его на уровень правильной оценки. Другой аспект деформации вкуса проявляется в интеллектуальной игре, в нарочитом эстетстве, в поверхностной ориентации на моду, что зачастую приводит человека к внешнему, формальному восприятию социальных, духовных и художественных ценностей, к неясности эстетических позиций..

Формирование всестороннего, развитого эстетического вкуса требует от субъекта определённой самодисциплины и усилий. Воспитывая в себе способность тонко чувствовать природу, мир другого человека, понимать цели и смысл современности, обращаясь к классическому художественному наследию, человек обогащает свой духовный потенциал, развивает эстетический вкус, наполняет свою жизнь высоким смыслом.

26.Виды искусства
Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

27. Художественный образ
Важное место в анализе искусства принадлежит рассмотрению художественного образа, основного структурообразующего элемента содержания любого художественного произведения.
Художественный образ реализует себя как творческое отношение к этой действительности, как способ домыслить, дополнить саму логику реальной жизни. Художественный образ — это форма мышления в искусстве. художественный образ — это конкретно чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.

Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры или человека. Он представляет собой развивающуюся систему, которая проявляет себя в разнообразии своего смыслового оснащения, то есть в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ, в видовом качестве может быть воплощен в глине, красках, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм в целом.
художественные образы живут своими особыми законами,отличными от логических построений мышления
Мировая эстетическая мысль сформулировала различные оттенки понятия «художественный образ». В научной литературе можно встретить такие характеристики данного явления, как «тайна искусства», «клеточка искусства», «единица искусства», «образ-образование» и т. д. Однако какими бы эпитетами мы не награждали эту категорию, необходимо помнить о том, чтохудожественный образ — это суть искусства, содержательная форма, которая присуща всем его видам и жанрам.

28. предмет и задания этики

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo — «человек»), ибо объект ее изучения — человек, его поведение и отношения.

Главный вопрос этики — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.

Происхождение понятия связано с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и «этикос» — относящийся к нравам; поэтому «этика» в буквальном значении — учение о нравственности.

Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину — философию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, по латыни mores — «нравы»).

Таким образом, этика — это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность),

а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла.

Специфика этики как теории морали заключается, во-первых,

в ее предмете.

Предметом этики выступает мораль', ее генезис,

сущность, специфика; этика раскрывает место и роль морали

в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса.

Этика рассматривает структуру нравственного

сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Во-вторых, специфика этики — в методах исследования.

Это изучение философских первоисточников с целью вычленения в них этического аспекта; социологические исследования общественного мнения; историческая реконструкция нравов — не только по документам, но и на основании памятников и произведений культуры.

Для этики характерен особый язык и терминология.

В-третьих, специфика этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т.е. отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те

принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. В этом смысле этика — учение о морали.

В-четвертых, этика тесно связана с другими гуманитарными

науками: психологией, этнографией, культурологией и т.д. Особо следует отметить связь этики и философии.

Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает общие принципы отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми.

Основные задачи этики:

— описыв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: