Нормы наружного архитектурного освещения

В разных странах и разных ситуациях нормы наружного АО городских объектов имеют статус обязательный или рекомендательный и действуют в виде норм, пра­вил, стандартов, рекомендаций, методических указаний. В нашей стране - это один из разделов весьма разветвленных строительных норм и пра­вил - СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» [3].

Целью нормирования наружного освещения является создание световой среды в городе, обеспечивающей необходи­мую светотехническую эффективность освети­тельных установок с учетом их функционального назначения и физиологии зрения. Эффективность установок наружного освещения городов оценива­ется, главным образом, по уровню видимости водителями транспорта и безаварийности их работы при минимальных затратах электроэнергии, мате­риалов и оборудования на улицах и площадях, а также трудовых затрат на монтаж и эксплуатацию уличных осветительных установок. Другие задачи, связанные с эстетикой освещения, отражаются в нормах в какой-то степени лишь косвенно, опосредованно в некоторых нормируемых параметрах количества и качества света.

Количественными характеристиками в наружном освещения являются в российских нормах яркость и ос­вещенность (горизонтальная, вертикальная, полуцилиндрическая). Качество наружного осве­щения характеризуется ослепленностью, нерав­номерностью распределения яркости или осве­щенности (табл.1) [3] на дорожных покрытиях, на фасадах, на витринах и рекламных панелях. Другие пара­метры, оценивающие качество освещения, - спектр излучения источников света, кинетику ра­боты осветительных систем, светомоделирующие эффекты освещения и т.п. - практически не предусматриваются действующими нормами.

Таблица 1 – Нормы наружного архитектурного освещения городских объектов [3]

Категория городского пространства Место расположения объекта освещения Освещаемый объект Заливаю-щее освещение, средняя яркость фасада L ф, кд/м2 Заливающее и акцентирую-щее освещение, средняя яркость акцентируемого светом элемента L э, кд/м2 Локаль-ное освещение, средняя яркость L, кд/м2
           
А Площади столичного центра, зоны общегородских доминант Памятники архитектуры национального значения, крупные общественные здания, монументы и доминантные объекты      
Магистральные улицы и площади общегородского значения Памятники архитектуры, истории и культуры, здания, сооружения и монументы городского значения      
Парки, сады, бульвары, скверы и пешеходные улицы общегородского значения Достопримечательные здания, сооружения, памятники и монументы, уникальные элементы ландшафта      
Б Площади окружных и районных общественных центров Памятники и монументы, здания и сооружения окружного и районного значения      
Магистральные улицы и площади окружного и районного значения То же      
Парки, сады, скверы, бульвары и пешеходные улицы окружного и районного значения То же и характерные элементы ландшафта      
В Улицы и площади, пешеходные дороги местного значения Памятники и монументы, достопримечательные здания и сооружения      
Сады, скверы, бульвары местного значения То же и характерные элементы ландшафта      
Примечания 1 Яркость доминантных объектов, обозреваемых с расстояния более 300 м, допускается увеличить до 50 %. 2 При расположении объекта освещения в окружении неосвещенного пространства норму яркости, приведенную в настоящей таблице, допускается уменьшать до 50 %.

При проектировании установок архитектурного освещения расчетные коэффициенты отражения поверхностей фасадов освещаемых объектов принимаются по данным натурных измерений или по табл.2.

Таблица 2 – Расчетные характеристики отделочных материалов фасадов зданий, сооружений, монументов и зеленых насаждений, применяемые при проектировании наружного архитектурного освещения [3]

Материалы поверхности или цвет фасада Коэффициент отражения материала поверхности
   
Белый: белые атмосферостойкие фасадные краски, белый керамогранит, белый мрамор и т.п. 0,7
Очень светлый: очень светлые фасадные краски, белый силикатный кирпич, светло-серый бетон, мрамор, белый камень (известняк, доломит, песчаник), бетон и декоративные штукатурки на белом цементе и светлых заполнителях, очень светлый керамогранит, керамическая плитка, ракушечник и т.п. 0,6
Светлый: светлые фасадные краски, мрамор, камень (туф, песчаник, известняк), бетон, светлые цветные штукатурки, керамический кирпич, светлый керамогранит, светлые породы мрамора, блоки, плитка, дерево(доски) и т.п. 0,5
Средне-светлый: серый офактуренный бетон, цветные фасадные краски, светлое дерево, серый силикатный кирпич, цветной керамогранит и т.п. 0,4
Темный: темные фасадные краски, мрамор, гранит, глиняный кирпич, силикатный кирпич, темный керамогранит, декоративные штукатурки и керамические плитки, потемневшее дерево, медь и т.п. 0,3
Очень темный: очень темные краски, мрамор, гранит, керамогранит и т.п. 0,2
Черный: черные краски, камень (мрамор, базальт, гранит), чугун, платинированная бронза, декоративные штукатурки и т.п. 0,15

При равномерном заливающем освещении фасада отношение максимальной освещенности к минимальной должно быть не более 3:1, а на рельефных и многоцветных фасадах − до 5:1. При этом максимальная освещенность должна создаваться на основных композиционно-пластических элементах.

При неравномерном заливающем освещении фасада соотношение максимальной и минимальной освещенности в пределах освещаемой зоны принимается не менее 10:1 и не более 30:1, при этом максимальная освещенность создается на акцентируемом светом элементе.

При проектировании световых архитектурных ансамблей по таблице 1 выбирается яркость главного фасада доминирующего объекта. Средние яркости освещаемых фасадов соподчиненных объектов единого ансамбля должны быть, как правило, снижены не менее чем на две ступени.

Объемные монументы, памятники, малые архитектурные формы, имеющие многосторонний обзор, следует освещать с двух-трех сторон с четко выраженным основным направлением светового потока, определяющим расчетную плоскость, которая композиционно должна быть связана с главным направлением восприятия объекта.

В установках архитектурного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света и светодиодами. При локальной подсветке допустимо использование источников хроматического излучения.

Для освещения объектов, имеющих «холодные» цветовые оттенки поверхностей, и зеленых насаждений следует применять источники света с цветовой температурой выше 4000 К. Для освещения объектов, окрашенных в «теплые» цвета, применяются источники света с цветовой температурой до 3500 К.

При освещении полихромных объектов, в особенности декоративно-изобразительных элементов на фасадах (мозаичные и живописные панно и фризы, изразцы, цветные рельефы и скульптуры, сграффито и т.п.), следует применять источники белого света с общим индексом цветопередачи Ra не менее 80. При художественно-декоративном освещении объектов ландшафтной архитектуры допускается применение источников цветного света.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: