Наука эпохи Возрождения

Человек стал восприниматься не как природное существо, а как творец самого себя, что выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам свой собственный творец, он владыка природы, он творит мир и красоту.

В эпоху Возрождения впервые снимается граница между наукой, постигающей истину, и практически-технической деятельностью. Стираются грани между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Кабинетные ученые начинают заниматься экспериментом. Эксперимент становится важнейшим методом естествознания. Художник и ученый подражают творчеству Бога. Создавая что-либо, они делают это не наобум, а стремятся постичь законы построения этих вещей.

Новый взгляд на мир и человека позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции XVI – XVII веков, в ходе которой сформировалось классическое естествознание:

Ø Николай Коперник – создал гелиоцентрическую модель Вселенной.

Ø Джордано Бруно – создал учение о множественности миров; отрицал наличие центра Вселенной; отстаивал тезис о бесконечности Вселенной.

Ø Галилео Галилей – заложил основы механистического естествознания; доказал справедливость гелиоцентрических идей Коперника.

Ø Иоганн Кеплер – установил 3 закона движения планет относительно Солнца.

Ø Исаак Ньютон – создал классическую механику (3 закона движения, закон всемирного тяготения и т.д.), завершил построение механистической картины мира.

Итогом научной революции эпохи Возрождения стало крушение антично-средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения, позволивших создать науку Нового времени. Основу естественно-научной идеологии составили следующие подходы:

· Натурализм – идея самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами;

· Механицизм – представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;

· Квантитативизм – универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира;

· Причинно-следственный автоматизм – обязательное объяснение всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;

· Аналитизм – преобладание аналитической деятельности над синтетической;

· Гипотетико-дедуктивная методика познания – логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая проверка. Это основной метод современного естествознания.

Классическая наука

Период развития науки с XVII века по 20-е годы ХХ века носит название «классической науки»и имеет целый ряд специфических особенностей:

Ø Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, которая рассматривалась как универсальный метод познания окружающих явлений и как эталон науки вообще.

Ø Природа рассматривалась как из века в век неизменное, неразвивающееся целое.

Ø Сама Жизнь рассматривалась как ничтожная случайность Космоса. В мире механики любой организм понимался как механизм. Только религия отводила человеку особое место в мире.

Ø Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы стали главными источниками познания Вселенной. Место религиозных воззрений заняли рационализм и эмпиризм.

Ø Но наука все же оставляла место религии и философии. У человека было право выбора веры, убеждений и жизненного пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: