Тема 1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости бизнеса

При изучении темы особое внимание следует обратить на логику соотношения понятий и определений, принятых в оценочной деятельности. Необходимо четко уяснить основные этапы процесса оценки. Наш совет: сформулируйте для себя, в чем содержательные результаты каждого этапа процесса оценки. Кроме того, следует провести четкую грань между предприятием как бизнесом и предприятием как имущественным комплексом.

В результате освоения темы студент должен знать: основные понятия и термины оценочно деятельности.

Основные вопросы, подлежащие изучению в данной теме:

История развития оценочной деятельности в России. Необходимость оценки стоимости предприятия (бизнеса) в условиях рыночной экономики. Основные цели оценки: определение стоимости имущества в случае его купли-продажи, залога, страхования, при инвестировании и переоценке; в случае слияния и разделения предприятий, их реорганизации; для определения условий выкупа акций и конвертации акций одного типа в другой; при исполнении прав наследования и судебных приговоров. Причины продажи бизнеса. Типичные ошибки, совершаемые при продаже бизнеса. Субъекты и объекты оценочной деятельности. Принципы, основанные на представлениях пользователя: полезность, замещение, ожидание. Принципы, основанные на представлениях производителя: вклад, предельная производительность, сбалансированность, разделение. Принципы, связанные с рыночной средой: спрос и предложение, степень конкурентной борьбы, соответствие, изменение внешней среды. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Стадии процесса оценки. Заключение договора на оценку. Сбор и проверка информации. Анализ информации. Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого объекта. Согласование результатов и подготовка итогового заключения. Отчет о результатах оценки анализируемого объекта. Представление и защита отчета. Виды стоимости: рыночная, инвестиционная, восстановительная, ликвидационная. Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия: доход, время его получения, риск, с которым сопряжено его получение; степень контроля, которую имеет собственник; ликвидность имущества; величина платежеспособного инвестиционного спроса; наличие альтернативных инвестиционных возможностей; социальная и политическая ситуация в стране.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении следующих вопросов:

1. Каковы причины возникновения и развития оценочной деятельности в России?

2. Каким образом определяются цели оценки? Какие виды стоимости и почему следует рассчитывать для достижения той или иной цели?

3. Дайте определение рыночной стоимости. Чем она отличается от других видов стоимости?

4. Из каких основных элементов состоит законодательная база оценки?

5. Каковы цели, задачи и формы регулирования оценочной деятельности?

6. Что является объектом стоимостной оценки?

7. Каким образом специфические характеристики объекта оценки оказывают влияние на процедуру определения и величину рыночной и других видов стоимости?

8. Кто может осуществлять оценку стоимости бизнеса? Каковы основные права и обязанности эксперта-оценщика?

9. В чем суть принципов оценки?

10. По каким критериям проводится классификация принципов оценки стоимости?

11. В чем суть принципа наилучшего и наиболее эффективного использования? Каковы диапазон и условия его деятельности?

12. Опишите классификацию целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов.

13. Охарактеризуйте классификацию видов стоимости собственности.

14. Что может быть предметом оценки пфирмы в различных ситуациях?

15. Что такое потребительская стоимость в обмене и в пользовании?

16. Что является оценкой стоимости предприятия?

17. Объекты и субъекты оценки стоимости бизнеса?

18. Когда проведение оценки объектов является обязательным?

19. Какие виды стоимости используются для целей оценки?

20. Какие категории принципов и основные принципы используются при оценке бизнеса?

Форма контроля – подготовка письменных ответов на предложенные вопросы.

План практического занятия:

1. Проверка знаний терминов изученной темы.

2. Выполнение тестовых заданий.

3.Тестирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: