Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении, о роли противоречий в движении и развитии

Известное учение Аристоетля «О четырех причинах»: материальной, формальной, движущей и целевой. Он писал: «То, из чего что-либо возникает – материальная причина (так как вещи возникают из материи); сущность, в силу которой вещь такая, а не другая – формальная причина (ибо особенность вещи придает форма); начало движения – движущая причина; то, ради чего всё осуществляется – целевая причина». Основной причиной Аристотель считал форму, которая по своей сущности активна, в то время как материя пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определяет ее развитие. Форма вещей определяет многообразие мира. Аристотель исходил из того, что все вещи находятся в движении – механическом, физическом, биологическом (развитие живых организмов) и социальном (развитие общества). Вслед за Платоном он исследовал развитие человеческого мышления, создал формальную логику. Важное значение придавал проблеме соотношения возможности и действительности. Он считал, что тела существовали лишь в возможности, пока не появилась форма. Форма превращает возможность в действительность. Бог – форма всех форм.

Аристотель был самым талантливым учеником Платона, однако он был строптивым. Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже». Основные положения:

1) дал первым глубокое определение сущность философии. Философия – это наука, которые другие науки должны прислуживать, как служанки прислуживают царице.

2) По-своему решил проблему первоосновы мира, эту основу он усмотрел в материи, что Платон считал Тенью. Однако он не отбросил учение Платона: другой первоосновой мира являются формы и идеи и эти идеи переплетаются с вещами. Двойственная основа.

3) Движение. Заявил, что источник заключается не в вещах, а вне их и главные источник – Бог.

4) Он большое внимание уделял мышлению, как важному инструменту научной философии. Он создал впервые науку о правильном мышлении – логике.

5) Критиковал не только общую концепцию, но и учение об «идеальном государстве». За то, что Платон отстаивал общественную собственность как основу государства. А считал, что общественная собственность рано или поздно приведет к развалу, т.к о ней никто не заботится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: