в годы 2-й и 3-й пятилеток

Архитектура 1920-х гг. была яркой, но недолговечной. Основной тенденцией последующих двадцати лет стало движение к традиционным истокам архитектуры, классическому наследию.

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». На основании постановления были созданы единые творческие союзы писателей, художников, а также единый союз архитекторов вместо существовавших в то время архитектурных группировок. Первый съезд советских архитекторов состоялся в 1937 г.

В 1933 г. была создана Академия архитектуры СССР для развития архитектурной науки и подготовки кадров архитекторов высшей квалификации в аспирантуре и институте повышения квалификации. При академии было организовано издательство, осуществившее издание большого числа классических трудов по истории и теории архитектуры. Воздействие этой литературы на архитекторов было огромно, тем более, что в архитектурных вузах, которые кончали архитекторы в 1920-х гг., история архитектуры, если и преподавалась, то творческого значения практически не имела. Перед молодыми архитекторами открылись широкие возможности классической эстетики, выработавшей «законы красоты», которые столетиями служили человечеству.

Многоэтапный конкурс на Дворец Советов, в котором приняли участие представители практически всех творческих течений, советские и зарубежные архитекторы, показал, что эстетика «новой архитектуры» не могла решить поставленные задачи повышенной образности и идеологической значимости архитектуры. Становилась очевидной необходимость связи новой архитектуры и классической традиции.

Наконец, разрыв «новой архитектуры» с традицией не позволял практически подойти к решению очень актуальной и сложной проблемы национальной формы в архитектуре в такой многонациональной стране как СССР.

В этот период лидерами в советской архитектуре становятся такие известные мастера как И.Жолтовский и А.Щусев. Самые горячие дискуссии о путях развития советской архитектуры в начале 1930-х гг. вызывал уже не дом Центросоюза в Москве, построенный по проекту Ле Корбюзье, а дом на Моховой улице И.Жолтовского, раскрывший для многих неумирающую красоту классических форм. Жилой дом на Моховой улице в Москве, 1934 г., и здание Управления уполномоченного ЦИК СССР в Сочи, 1936 г., продемонстрировали отношение И.Жолтовского к художественному наследию, как к идеалу, не связанному с исторической формацией. Автор использовал палладианские композиционные приемы, разработал изысканные пропорции, тонко прорисовал детали.

Однако не непосредственное воспроизведение классических форм характерно для предвоенного десятилетия. В это время архитекторы, как правило, не принимают прямолинейный путь освоения классики, предложенный И.Жолтовским, в претворенном виде используют традиции и классические мотивы, как, например, в работах Б.Иофана – четырехсотметровой вертикали Дворца Советов, экспрессивной архитектуре павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 г.

Характерен этапный конкурс 1930-х гг. на проект здания Наркомтяжпрома. Тяжелая индустрия воспринималась как гарант национальной независимости, ей уделялось особое внимание. Предполагалось снести Торговые ряды (ГУМ), построенные в Х1Х в. по проекту арх.Померанцева, чтобы освободить на Красной площади Москвы место для будущего грандиозного сооружения.

Даже проекты Весниных и М.Гинзбурга показали исчерпанность образных возможностей предыдущего периода. Только К.Мельников и И.Леонидов дали яркие конкурсные предложения. К.Мельников разработал фантастическую композицию, гигантскую и символичную, своеобразную декларацию творческого поворота. И.Леонидов предложил пучок вертикалей башен, вызывавших тонкие ассоциации с архитектурным наследием. Становилось ясно, что стилистический поворот в архитектуре был неотвратим. И вскоре появились многочисленные примеры зданий нового направления.

В центре Москвы на месте сносимого в соответствии с новым генпланом города Охотного ряда началось строительство гостиницы «Москва» по проекту А.Щусева, Л.Савельева и О.Стапрана. А.Щусев был привлечен к работе лишь в 1938 г., когда здание уже строилось и выявились недостатки. Здание представляет собой могучий архитектурный блок, усложненный по композиции, пластически перенасыщенный. Но это решение оправдано, поскольку гостиница является узловым пунктом в структуре центра. В решении фасада здания использован монументальный восьмистолпный портик, фланкирующие башни, глубокие лоджии. Сооружение имеет черты одновременно жилого и общественного здания.

Дом Совета труда и обороны в Москве (ныне Государственная дума России), 1932-1936 гг., арх. А.Лангман – одно из первых монументальных зданий в центре столицы, обладающее несомненными художественными достоинствами. Архитектура здания лаконична и величава, классичен его трехчастный симметричный фасад с ритмом вертикальных широких лопаток, венчающим аттиком, накладным портиком, отделанным

гранитом. Здание воспринимается в ракурсе, кажется высоким и стройным. На улицу Тверскую выходит маловыразительный торец, но А.Лангман проектировал вторую очередь

Здание Наркомтяжпрома в Москве Здание Наркомтяжпрома в Москве,

(конкурсный проект), арх. И.Леонидов, конкурсный проект, арх.К.Мельников,

1934 г. Вид с Красной площади. 1934г. Перспектива (вид со стороны

Красной площади).Фрагмент персп.

Дом уполномоченного ЦИК СССР в Сочи (здание выставок изобразительного искус-

ства, 1936, арх. И.Жолтовский.

здания, обращенную на эту улицу, она не была осуществлена.

Ответственная градостроительная роль у комплекса Государственной библиотеки им. В.И.Ленина в Москве. расположенного на пересечении Моховой улицы (проспекта К.Маркса) и Новоарбатского проспекта (проспекта М.Калинина). Конкурс на проект здания состоялся в 1928 г. Но окончательный проект архитекторы В.Щуко и В.Гельфрейх разрабатывали в 1930-е гг., то есть в период перестройки архитектурного творчества, а

Гостиница «Москва» в Москве на Манежной площади, 1930-1935,

арх. А.Щусев, Л.Савельев, О.Стапран

Дом Совета Труда и Обороны СССР в Москве, 1932-1936, арх.А.Лангман

Государственная библиотека им.В.И.Ленина в Москве, 1928-1941, арх.В.Щуко, В.Гельфрейх.

строительство растянулось до 1941 г. что определило двойственность истоков архитектурного решения, сочетающего приемы конструктивизма в общем объемно-планировочном построении и классические мотивы и формы в разработке фасадов и интерьеров. Открытый демократичный характер общего объемно-пространственного построения, асимметрия плана, четкость членений основных объемов, оригинальность трактовки портика главного входа – все это придает новизну облику здания. Корпуса библиотеки украшены скульптурой и горельефами, выполненными скульпторами В.Мухиной, С.Евсеевым, Н.Крандиевской, М.Манизером. Размещение Библиотеки им. В.И.Ленина на пересечении двух центральных магистралей столицы предопределило большое градостроительное значение здания.

Военная академия им. М.В.Фрунзе в Москве, 1937, арх. Л.Руднев, В.Мунц

Театр Красной Армии

в Москве, 1934-1940,

арх. К.Алабян, В.Симбирцев.

Общий вид. План этажа.

Эпической мощью отмечен облик созданной в 1937 г. арх. Л.Рудневым и В.Мунцем Военной академии им. Фрунзе в Москве. У здания сложный, функционально решенный план. Статичный многоэтажный объем расчленен кессонами окон, имеет мощный аттик. Динамична горизонталь стилобата с установленным на ней скульптурным изображением танка. Архитекторы создали выразительный, романтически приподнятый образ.

Театр Красной Армии построен в Москве в 1940 г. Вместимость зрительного зала составляет 1920 мест. По конкурсному заданию театр должен был стать зданием-монументом, увенчанным скульптурой красноармейца. Фасады украшает колоннада из пятиугольных колонн, второй ярус композиции оформлен лоджиями, третий ярус – пьедестал для неосуществленной скульптуры. У здания необычная центрическая композиция, в основе его плана – пятиконечная звезда. В такой сложный план с большими трудностями были вписаны многочисленные театральные помещения. В десятиугольном ядре размещена сцена с вместительными боковыми карманами и зрительный зал. В треугольных лучах звезды – лестницы, буфеты, артистические и подсобные помещения. Над зрительным залом находятся репетиционный зал и декорационная мастерская.

Использование символической формы плана и ярусного построения объема – причина значительного завышения площадей холлов, фойе, появления помещений, не предусмотренных программой, превышения объема зрительного зала и ухудшения акустики.

Дом Совета министров УССР (Кабинет министров Украины), 1934-1938,

арх. И.Фомин, П.Абросимов. Общий вид. План этажа.

Здание Совета Министров Украины в Киеве – одно из выдающихся правительственных зданий предвоенной поры - было построено в 1934-1938 гг. по проекту арх. И.Фомина и П.Абросимова. Здание стало последней работой И.Фомина, в нем синтезированы многолетние творческие поиски в области «реконструкции классики». Оно располагается на сложном участке – на улице с крутым уклоном и небольшой шириной. Поэтому главный корпус здания запроектирован дугообразным в плане, благодаря чему перед ним образуется небольшая аванплощадь. Здание возвышается над застройкой и зеленью парка, воспринимается в динамичном ракурсе. Оно поражает мощью архитектурного образа, подчеркнутой напряженностью и эмоциональностью.

Для мощной дуги центральной части фасада использован исполинский ордер с трехчетвертными рустованными колоннами с коринфскими капителями, над ними – архитрав, фриз и дуга венчающего пояса. Массивный двух-трехэтажный цоколь оформлен гипертрофированными гранитными рустами.

Здание Верховного совета Украины, 1939, арх. В.Заболотный. Общий вид, план этажа.

Административное здание

на Михайловской площади

в Киеве, 1935,

арх. И.Лангбард.

Универмаг на Хрещатике

в Киеве. 1936,

арх. Л.Я.Мецоян.

Кинотеатр в Донецке, 1933-1938, арх. Л.А.Теплицкий.

Гостиница «Донбасс» в Донецке, 1936-1938, арх. И.В.Речаник,

А.А.Шувалова

Санаторий «Курпаты» в Ялте, 1936,

арх. П.И.Кржижановский, В.И.Ковальский.

Здание исторического музея в Киеве, 1937-1939, арх. И.Каракис.

Боковые корпуса выполнены в сдержанных формах. Над двухэтажным цоколем возвышаются пять этажей с пилястрами ионического ордера. Торцы боковых корпусов выходят на главный фасад и представляют собой развитые колонные портики с колоннами «малого» ордера.

Архитектор условно, ассоциативно использует классические формы, меняет пропорции колонн, значительно удлиняя их, применяет упрощенные формы антаблемента, горизонтальных тяг, карниза. Он считает, что идеология пролетарского государства может быть адекватно отображена лишь в простых, мужественных, строгих формах. Мастерски использует фактуру и цвет материалов – от рваного скола гранитных рустов до полированных плит облицовки, штукатурные плоскости, чугун капителей и баз колонн.

Иной, значительно более камерный характер имеет здание Верховного совета Украины в Киеве, 1939 г., арх. В.Заболотный. Оно выглядит представительным, его компактный объем скомпонован на основе осевого плана, с входным колонным портиком, боковыми ризалитами, позднее украшенными скульптурами, с остекленным куполом над восьмигранным залом заседаний. Классическая архитектура представлена здесь в

сдержанной современной интерпретации. В послевоенный период была осуществлена пристройка к зданию со стороны парка.

Строительство Дома Советов в Ленинграде было закончено в 1940 г. по проекту арх. Н.Троцкого. Оно возведено на Московском проспекте, где по генплану Ленинграда 1935 г. предполагалось создать новый общественный центр города. Здание строго симметричное со статичным планом, оно подавляет размерами и тяжеловесностью форм. В здании семь тысяч рабочих комнат, конференц-зал на три тысячи мест, малые залы.

Дом Советов на Московском

проспекте в Ленинграде,

1940, арх. Н.Троцкий.

Институт истории партии при ЦК КП Грузии (ныне

краеведческий музей) в Тбилиси, 1938, арх. А.Щусев

Мирное строительство в межвоенный период способствовало расцвету экономики и культуры союзных республик, важное значение приобретали вопросы национального своеобразия искусства и архитектуры. На первом всесоюзном съезде советских архитекторов в 1937 г. социалисти-ческий реализм был провозглашен творческим методом. В архитектуре это проявилось как сочетание традиций русской архитектурной классики с разработкой и модернизацией мотивов национального зодчества. Пример такого подхода – здание Института марксизма-ленинизма при ЦК компартии Грузии в Тбилиси, 1938 г., арх.А.Щусев. Здание имеет симметричный традиционный план, фасад с колонным портиком. В разработке деталей фасадов и интерьеров использованы декоративные мотивы древнегрузинской архитектуры, резьба по камню и дереву. Недостатком сооружения является несоразмерность крупного масштаба ордера и окружающей застройки.

В 1927-1928 гг. арх. А.Таманян строит в Ереване здание Наркомзема, включенное им позднее в общую композицию Дома правительства Армянской ССР, заложив таким образом

основы формирования нового общественного центра столицы республики. Здание возведено

Театр оперы и балета в Ереване, 1926-1939,

арх. А.Таманян.

Общий вид.

Театр оперы и балета в Ереване, 1926-1939,

арх. А.Таманян. План.

из розового артикского туфа с использованием классических архитектурных форм и традиций древнего армянского зодчества.

Сплав классических традиций и национальных мотивов в резных каменных деталях фасада характерен и для здания театра оперы и балета им.Спендиарова в Ереване, арх. А.Таманян, 1926-1939 гг.

Театр оперы и балета им.А.Навои в Ташкенте по проекту арх. А.Щусева завершен после войны. Здание подчеркнуто массивное, украшено колонным портиком, стрельчатыми арками, орнаментами. Интерьеры отделаны резьбой по ганчу (гипсу), выполненной народными мастерами.

К значительным архитектурным произведениям относятся также Новосибирский театр оперы и балета, 1931-1943 гг., первая очередь – арх. Т.Барт, А.Гринберг, М.Курилко, вторая очередь – арх.А.Щусев, В.Брикенберг; Минский театр оперы и балета, 1938 г., арх.

И.Лангбард; театр оперы и балета в Душанбе, 1939-1946 гг., арх.Д.Билибин, В.Голли, С.Захаров; музыкально-драматический театр в Сочи, 1938 г., арх. К.Чернопятов.

Довольно широкое распространение получило строительство кинотеатров. В начале рассматриваемого периода кинотеатры строились большой вместимости, например, кинотеатр «Гигант» на 1400 мест в Ленинграде, арх. А.Гегелло, Д.Кричевский, 1935 г., кинотеатр им. Низами на 980 мест в Баку, арх.С.Дадашев, М.Усейнов, 1938 г. Впоследствии были разработаны проекты более экономичных многозальных кинотеатров (двух-, трехзальных), например, двухзальный кинотеатр «Родина» на 1200 мест в Москве, арх. В.Калмыков, 1938 г.; трехзальный кинотеатр «Москва» вместимостью 1200 мест в Ленинграде, арх. Л.Хидекель, 1939 г.

В 1930-е гг. было построено большое число санаториев, клубов, спортивных сооружений и др.

Всесоюзная сельскохозяйственная

выставка в Москве, 1939.

Генеральный план, руководитель

арх. С.Чернышев.

Многообразие тенденций в архитектуре предвоенных лет отразилось в комплексе Всесоюзной сельскохозяйст-венной выставки в Москве 1939 г. В основу генплана был положен конкурсный проект В.Олтаржевского,

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве, 1939.

Главный павильон, арх. В.Щуко, В.Гельфрейх, А.Великанов, Ю.Щуко

Всесоюзная сельскохозяйствен-

ная выставка в Москве, 1939.

Павильон механизации,

арх. В.Андреев, И.Таранов.

руководителем осуществленного проекта стал С.Чернышев. Площадь выставки составляла 136 га, на этой территории была задумана система площадей – Входная площадь, площадь Колхозов, площадь Механизации, от которой расходились аллеи, ведущие в различные сектора выставки и зону отдыха. Вокруг площадей компоновались функциональные зоны выставки и 230 входивших в ее состав сооружений.

На входную площадь вела Триумфальная арка, архитектор Л.Поляков и скульптор Г.Мотовилов. Главный павильон на площади Колхозов построен по проекту арх. В.Щуко, В.Гельфрейха, А.Великанова и Ю.Щуко. По периметру Площади колхозов располагались павильоны союзных республик: Грузии (арх. А.Курдиани, Г.Лежава), Армении (К.Алабян, С.Сафарян), Азербайджана (С.Дадашев, М.Усейнов), Узбекистана (С.Полупанов). Главный павильон доминировал в ансамбле выставки, контрастируя с вертикалью отдельно стоящей башни. Венчающая башню скульптурная группа – колхозник и колхозница с высоко поднятым снопом пшеницы – стала эмблемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, скульпторы Р.Будилов, А.Стрекавин. Павильоны союзных республик были выполнены с использованием форм исторического национального зодчества и составляли живописную картину.

Главную аллею и перспективу площади Механизации замыкал павильон Механизации, арх.В.Андреев и И.Таранов, в виде открытого с торцов стального эллинга, установленного на каменном цоколе. Павильон Механизации отличался новаторским характером архитектурного замысла.

Павильон СССР на международной выставке в Париже, 1937,

архитектор Б.Иофан, скульптор В.Мухина.

Павильон СССР на международной

выставке в Нью-Йорке, 1939,

арх. К.Алабян, Б.Иофан, В.Андреев

Среди значительных произведений советской архитектуры 1930-х гг. павильоны СССР на международных выставках в Париже, арх. Б.Иофан, 1937 г., и Нью-Йорке, арх. Б.Иофан, К.Алабян, 1939 г.

Здание павильона на выставке в Париже расположилось на узком, длинном участке вдоль Сены. Длина павильона составляет 160 м, ширина – 21,5 м. В нем расположилась анфилада выставочных залов. Объемы здания, ритмически нарастая уступами по направлению к главному входу, создавали устремленный вперед динамичный силуэт, завершающийся крупной скульптурной группой из нержавеющей стали – рабочий и колхозница с высоко поднятыми серпом и молотом– выполненной скульптором В.Мухиной по эскизу автора павильона. Архитектура павильона, органичный синтез искусств стали несомненной творческой удачей, символизировали неудержимое движение вперед молодой советской страны, отмечавшей в 1937 г. двадцатую годовщину Октябрьской революции. В соподчинении с основной скульптурной группой выступали другие элементы изобразительного искусства, органично использованные как в трактовке фасадов, так и интерьеров. В их создании участвовали видные мастера советского искусства В.Фаворский, А.Дейнека, И.Чайков и др.

Архитектурный замысел выставочного павильона СССР в Нью-Йорке также воплощен средствами синтеза архитектуры и монументальной скульптуры. Центром композиции стала скульптура рабочего, выполненная из нержавеющей стали, с поднятой над головой рубиновой звездой, скульптор В.Андреев. Статуя была установлена на пилоне из красного порфира и обрамлена полукольцом павильона. Выставочные залы расположились по внешнему периметру полукольца, а с внутренней стороны был вписан открытый амфитеатр трибун.

Контрольные вопросы

1.Назовите основные положения планировочных решений генпланов Киева и Запорожья. Назовите архитекторов – авторов генпланов.

2.На основе какой градостроительной концепции была осуществлена застройка Шестого поселка в Запорожье, 1929-1932 гг., и поселка Харьковского тракторного завода, 1929-1930 гг.?

3.Какой проектный конкурс, связанный с преобразованием застройки центра Киева, проводился в 1935 г.? Чей проект был принят к исполнению? Какие здания были снесены ради его осуществления?

4.Какие типы жилых домов строились в городах СССР в предвоенное десятилетие? Какие новые направления появились в проектировании и строительстве жилья?

5.В чем суть серийного метода проектирования жилья?

6.Каковы особенности архитектурных решений крупных общественных зданий предвоенного десятилетия (1932-1941 гг.)?

7.Приведите примеры крупных общественных зданий, построенных в Киеве, Москве, Ленинграде в предвоенное десятилетие.

8.Какова история проектирования и строительства Дворца советов в Москве?

9.Какие сооружения были построены Советским Союзом для международных выставок в Париже, 1937 г., и Нью-Йорке, 1939 г.? Назовите авторов этих построек, опишите особенности архитектурного решения и монументально-декоративного оформления.

10.Приведите примеры станций Московского метрополитена, относящихся к первой (1935 г.) и второй (1938 г.) очередям строительства.

Дополнительная литература

1.Афанасьев К.Н. А.Щусев.- М.: Стройиздат, 1978.

2.Ерофалов-Пилипчак Б. Архитектура советского Киева. –Киев: Издательский дом А+С, 2010.

3.Мастера советской архитектуры об архитектуре, т.1-2.- М.: Искусство, 1975.

4.Минкус М., Пекарева Н. И.А.Фомин. –М.: Госстройиздат,1953.

5.Нариси історії архітектури Української РСР. Радянський період. Головко П.В. та інш. -К.: Держбудвид. УРСР, 1962.

6.Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры.- М.: Стройиздат, 1986.

7.Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. –М., 1990.

8.Хан-Магомедов С.О. М.Гинзбург.- М.: Стройиздат, 1972.

9.Чиняков А. Братья Веснины. –М.: Стройиздат, 1970.

10.Леонтьев Д.В. Архитектура Украины: От античности до наших дней. Б.И.Э.-

Харьков: Ранок, 2010. -224 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: