Первый триумвират. Гражданская война

Крупным потрясением для Рима во второй половине 70-х гг.до н.э. стало крупнейшее в истории восстание рабов под предводительством Спартака. На протяжении нескольких лет громадная армия рабов хозяйничала во всей Италии, одерживая одну победу за другой над римскими войсками. Лишь ценой мобилизации крупных сил римлянам удалось нанести Спартаку решающее поражение в январе 71 г.до н.э. и подавить восстание.

Самым ближайшим следствием восстания рабов стало падение сулланской конституции. Консулами 70 г.до н.э. стали Марк Красс и Гней Помпей. Оба считали себя победителями Спартака и оба питали друг к другу взаимную неприязнь, соперничая между собой. По инициативе Помпея, которого еще Сулла назвал великим за военные заслуги, были восстановлены демократические элементы римской политической системы, упраздненные Суллой, и фактически был ликвидирован созданный им политический порядок. В 60-х гг.до н.э. роль Помпея в политической жизни еще более возросла, как и его авторитет, благодаря блестяще проведенной операции по очистке Средиземного моря от пиратов и благодаря не менее блестящему завершению еще одной войны Рима с Митридатом. В результате восточных походов римская армия под командованием Помпея разгромила войска в общей сложности 22-х царей и царьков и завоевала Риму несметные богатства.

В это время на политической арене появился Гай Юлий Цезарь. Цезарю удалось примирить давно враждовавших Помпея и Красса и создать антисенатское объединение трех могущественных людей Рима, а, точнее тех сил, которые за ними стояли: за Цезарем - городской плебс, за Крассом - всадническое сословие, за Помпеем - его ветераны. Этот неофициальный союз сложился в 60 г.до н.э. и получил название триумвират.

В наиболее выгодном положении оказался Цезарь, которому досталась в управление Галлия и Иллирия. В течение 58-56 гг.до н.э. Цезарь совершил беспримерное завоевание обширнейшей территории до Британии на севере и до Рейна на востоке. Красс, мечтавший о военной славе и завидовавший успехам Цезаря, задался целью осуществить завоевания на востоке, но там ему противостояла могущественная Парфия. Под командованием Красса римляне вторглись в Северную Месопотамию, но вскоре потерпели сокрушительное поражение в битве при Каррах (53 г.до н.э.), после которой погиб и сам Красс.

Назревал очевидный конфликт между Цезарем и Помпеем. Помпей первым предпринял меры к устранению Цезаря с политической арены: через сенат был проведен законопроект, по которому Цезарь должен был распустить легионы, сложить власть и предстать с отчетом перед сенатом о своих действиях в Галлии. Для Цезаря это означало по меньшей мере политическую смерть, а то и, в худшем случае, физическую. В этих условиях Цезарь принял нелегкое решение, которое он выразил знаменитой фразой "Жребий брошен" при переходе всего с двумя легионами через реку Рубикон. Переход этой пограничной реки наместника провинции с армией означало начало гражданской войны.Эта война продолжалась с 49 до 45 г.до н.э., и она ознаменована целым рядом великолепных побед, одержанных благодаря военному гению Цезаря и его удачливости. Хотя удачливости во многом сопутствовали исторические обстоятельства.

В литературе иногда Цезаря называют первым римским императором. Надо заметить, что Цезарь не создал новой политической системы, но лишь близко подошел к ней, поэтому правомерно считать его императором в республиканском смысле (он, как отмечалось, действительно носил этот титул, который в республиканское время давался сенатом или солдатами победоносному полководцу и символизировал его связь с армией).

В целом правление Цезаря с политической точки зрения было ничем иным, как единоличным правлением военного диктатора, опирающегося на преданные ему легионы. Установление военной диктатуры было неизбежным следствием развития кризиса Римской республики, как кризиса цивитас. Превращение Рима в крупнейшую державу Средиземноморья требовало большей устойчивости государственного аппарата, наличия постоянной армии и единого централизованного управления. Через военную диктатуру Рим объективно шел к установлению монархической формы правления.

_________________________________________________________________________________

38) Творчество Цицерона и идея «Римского мифа».

Чрезвычайно интересное явление в античной, и не только в античной, истории — «римский миф», или «римская идея». Он, как, оказалось, пережил века и продолжал свое существование через столетия после гибели самого Римского государства. Под«римским мифом» следует понимать гражданской, цивилизаторской миссии Рима, призванного управлять покоренными народами и странами ради их же счастья и процветания. Характерный римский пафос государственности и величия родного города постепенно перерос в пафос мирового господства: вселенское владычество стало самоцелью.

Крупнейшим теоретиком художественного слова был римский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), сочинения которого изобилуют рассуждениями на самые разнообразные темы философии, эстетики, поэтики и риторики. Цицерон был учеником Посидония, которого в 78 г. до н.э. он слушал на Родосе и к учению которого в духе стоического платонизма он был близок.

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.

Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других.

Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве" (54—51), "О законах" (52), "О границах добра и зла" (45), "Катон Старший, или О старости" (44), "Лелий, или О дружбе" (44), "Об обязанностях" (43) и др.

Цицерон познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) — "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio — восхождение).

В этике и теологии — сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Цицерону, — единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Цицерон искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина — атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи — неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицерона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.

_________________________________________________________________________________

39) Место риторики в истории греческой и римской культуры.

Риторика - первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.

Начало европейской риторики обычно связывают с античной цивилизацией.

Колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука, сложилась в систему в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.

Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии - социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию.

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения».

Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю», где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины. Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы.

Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам.

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики.

Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора.

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) - одного из самых выдающихся ораторов мира.

Цицерон получает всестороннее образование в Греции и стремится реализовать греческий риторический идеал у себя на родине.

Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Все эти произведения объединяет общая идея - идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.

Наиболее полное выражение римская риторика получила в работах Марка Фабия Квинтилиана (около 35-100 гг. до н.э.), который становится теоретиком классического красноречия.

Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи. Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления».

По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи.

Сравним высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.

Цицерон (вслед за Аристотелем): Риторика - искусство убеждать.

Квинтилиан: Риторика - наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях.

Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон - в эпоху республики, Квинтилиан - в эпоху империи.

В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению - выражать мысли и чувства.

Подводя общий итог, отметим, что на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но до известной степени и образ мыслей и поведения, т.е. философию жизни. Философия и риторика были не просто частями культуры античного типа; они были самым ее сердцем.

___________________________________________________________________________________

40) Римская лирическая поэзия I в. до н.э.

Развитие римской литературы середины I в. до н.э. ознаменовалось появлением в ней особой литературной школы. Поэты, принадлежащие к этой школе, получили у современников несколько условное название новые, неотерики (греч. neoteroi). Связанные общностью мировоззрения, единством эстетических нормативов и поэтико-стилевых установок, неотерики оказали значительное влияние на формирование римской лирики и оставили заметный след в художественной мысли античности.

Школа неотериков имела историческую основу в реальности Римской республики эпохи кризиса и распада. Литературным образцом для нее служила в основном александрийская поэзия и поэзия расцвета греческой классической лирики VII-VI вв. до н.э., литературную традицию на родной, римской почве составила наряду с ателланой, мимом и опытами любовной поэзии комедия паллиата.

Определяющим в художественном миросознании неотериков были неприятие.окружающего мира, официального общества города-государства и интерес к человеку в мире его личных чувств и ощущений, поднятых тем не менее до высот истинно гражданской жизни. Этот момент - гражданственность личных переживаний - составил в поэзии неотериков то новое, что существенно отличает их творчество от поэзии александринизма и греческой лирики раннеклассической поры, где личное отъединялось от общественного и противопоставлялось ему.

Поэзия личных чувств ввела в римскую литературу нового героя, потребовала освоения малых жанровых форм и усовершенствования стихотворного размера. Новым героем стали лирическое "я" автора или персонажи греческих мифов, избранные по принципу наиболее внутреннего соответствия лирическому герою и вставленные в сюжет, где объектом повествования оказывалась сфера личных человеческих чувств и переживаний.

Признанным главой и теоретическим вождем неотериков был поэт и грамматик Публий Валерий Катон (ок. 100-20гг. до н.э.), "даровитый наставник", "Сирена римлян", тот, кто, по словам его современника, поэта-неотерика Фурия Бибакула, "один лишь и читает и творит поэтов". Сохранились известия о филологических сочинениях Катона и стихотворных произведениях "Лидия" и "Диктинна".

Другой яркий талант той же школы, политик, оратор, поэт Гай Лициний Кальв (82-47гг. до н.э.), вошел в античную литературу вместе с Катуллом, своим близким другом и единомышленником, как создатель жанра римской любовной элегии.

Наконец, к неотерикам принадлежал и Марк Фурий Бибакул (род. ок. 80г. до н.э.), тот знаменитый поэт, чьи эпиграммы наряду с эпиграммами Кальва и Катулла тревожили Юлия Цезаря. Ямбы Фурия Бибакула отличались резкостью, и древняя критика полагала его виднейшим представителем этого рода поэзии. Произведения поэтов-неотериков дошли до нас лишь в разрозненных фрагментах или упоминаниях древних авторов. Единственное исключение составляет сохранившийся сборник стихов поэта-неотерика Гая Валерия Катулла.

____________________________________________________________________________

41) Римская культура в правление Августа.

Римская империя представляла собою самое большое государство, кое мир знал тогда, если измерять его не только обширностью земель, но и прежде всего культурными ценностями входящих в него стран Европы, Африки и Азии. Так называемый "римский мир" - время затишья в социальной борьбе, наступившее в начале принципата Августа, - стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. до н. э.-14 г. н. э.) и век Антонинов (II в.) как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия и Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др. Римские художники, писатели, поэты, философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной..

Стоит сказать о Гае Цильние Меценате, друге императора, с которым они были знакомы с давних времён.

Около 16 г. до н. э. Меценат, который скопил несметные богатства, отошел от политической жизни и начал тратить деньги на то, что всегда было его любимым занятием: на устройство жизни римских артистов, писателей и ученых. И он в этом достиг значительных успехов, что после смерти его фамилией стали называть богатых людей, которые покровительствуют искусству.

Век Августа был золотым веком римской поэзии, когда творили Вергилий, Гораций и Овидий, чьи поэмы и элегии стали вершиной римской эротической поэзии. Самым знаменитым является Вергилий - его поэма "Энеида" принесла ему мировую славу. Она посвящена странствованиям Энея, его любви к царице Карфагена Дидоне, его разрыву с нею по приказу Юпитера, предназначившего ему стать предком основателей Рима, его прибытию в Италию, войне с племенами Италии в брак с дочерью царя Латина Лавинией. В "Энеиде" сочетались любовь автора к древним верованиям, обычаям, преданиям Италии с греческими философскими теориями о строении космоса, с учением о мировой душе и бессмертии человеческой души, о посмертной судьбе душ, о награде в полях "блаженных" тем, кто служил родине делом и словом, и каре предателям, нарушителям римской верности, тиранам. Но главным в поэме было соединение "римского мифа" с рождавшимся «мифом Августа».

Величайшим прозаиком того времени был Тит Ливий, уроженец Падуи. Несмотря на то что писатель был республиканцем, Август хорошо относился к нему, поскольку Ливий никогда не вмешивался в политику и полностью посвятил свою жизнь литературе. По заказу императора он написал 142 тома, посвященные истории Рима от его основания и до смерти Друза.

Совершенно новый облик получает Рим, необходимый для престижа мировой столицы: умножается число общественных зданий, строятся форумы, мосты, акведуки, возрастает богатство архитектурного убранства. По словам историка Светония, Август так Рим "украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным". Впечатляет гигантской зрелищное сооружение - Колизей Флавиев высотой около 49 м. По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (архитектор Аполлодор Дамасский), пленяющий своей свободной гармонией. Рим поражал современников необозримостью площади - ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания, колонные портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

Немаловажное место занимает и скульптура: исторические рельефы прославляют подвиги римского оружия, мудрость правителей, они украшают триумфальные арки. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно и бесстрастно повествует о походе римских войск против даков. Однако ведущее место в. римской скульптуре занимает портрет. В век Августа резко меняется характер образа: в нем проступает идеал классической красоты и тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появляются парадные портреты в рост, исполненные спокойной сдержанности и величия (например, мраморная статуя Августа из Прима Порта типичный образец). При Антонинах (II в.) в римском портрете появляются черты одухотворенности, самоуглубления и вместе с тем отпечаток утонченности, усталости, характеризующих умирающую эпоху. Достаточно вспомнить конную статую Марка Аврелия, о которой немецкий историк искусств Винкельман писал: "Прекраснее и умнее головы коня.Марка Аврелия нельзя найти в природе".

В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи, но живописных портретов сохранилось немного. Об их характере в известной мере дают представление фаюмские портреты, названные по месту нахождения оазиса Эль-Фаюм в римской провинции - Египет. Этим портретам присуща индивидуальность и гармония красок. В целом же можно сказать, что римское искусство завершает античную художественную культуру и что оно возрождается в эпоху Ренессанса.

___________________________________________________________________________

42) Римская философия и научная литература в республиканском и императорском Риме.

Начало римской философии датируется I I —I вв. до н. э. Вторичная по отношению к греческой, римская философия распадается на латиноязычную и грекоязычную.

ЭЛЛИНОФИЛЬСКИЙ КРУЖОК сложился вокруг эллинофилов Сципиона Старшего (Сципион Африканский — победитель Ганнибала) и Сципиона Младшего (взял штурмом и окончательно разгромил Карфаген). Эллинофилам противостоял выходец из простого народа, плебей, ставший сенатором, консулом в 195 г. и цензором в 184 г. Марк Порций Катон Старший — защитник римской старины, простоты нравов, целомудрия. Катон гневался и на греческих философов, исходя из убеждения, что философия подрывает воинскую доблесть.

Римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления. Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,- стоицизм, эпикуреизм и эклектицизм. В римской школе Секстиев (40-е гг. до н. э.) стоицизм сочетался с пифагорейскими и платоническими элементами, Фигул (ум. в 44 до н. э.) — первый по времени представитель постпифагореизма в Риме — занимался математикой и естествознанием, астрологией и магией

Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и позже в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают единственным философским направлением, которое в римский период приобрело новое звучание. Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. артрит лечение у детей коленного сустава в израиле

Эпикуреизм Единственной материалистической (для своего времени отчетливо материалистической) философией в античном Риме был эпикуреизм, который значительно распространился в последние годы Римской республики и в начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем был Тит Лукреций Кар

Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем в эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его сторонникам относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как в последние годы Римской республики, так и D первый период империи. Наиболее известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон (106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.

Одной из характерных черт имперского золотого века был всеобщий интерес к философии, увлечение ею стало массовым, что вызвано морально-политической атмосферой того времени. Во всех слоях общества росла зависимость низших от высших и недоверие, с которым последние относились к любой неординарной личности. Господин не доверял знающим рабам; императоры боялись, как бы образованные, популярные сенаторы не стали их соперниками; поведение простых людей характеризовалось ходячим афоризмом: "Опасно низкопоставленному превосходить других в искусствах".

Никто не был уверен в завтрашнем дне - немилость императора, патрона, господина, тяжба, донос могли сразу лишить человека всего, чего он достиг. Модной стала лесть, искали милости высших, скрывали свои мысли, что ранее было только уделом рабов. Все это порождало у людей, не мирившихся с создавшимся положением, стремление сохранить хотя бы духовную свободу, внутреннюю независимость. Ответов искали в философии, в первую очередь в стоицизме, виднейшими представителями которого были Сенека и бывший раб Эпиктет. Стоицизм, развившийся при монархических режимах эллинизма, теперь стал более близок римлянам, чем прежде. От греческих философов классических времен, включавших в философию теорию мироздания, логику, диалектику, политику, римских стоиков эпохи империи отличала ориентация отчасти на политику в форме разработки теорий о том, каким должен быть совершенный монарх, и, главным образом, на этику, т.е. учение о том, как должен жить человек в условиях, когда существует вечная, как космос Римская империя.

_____________________________________________________________________

43) Установление императорской власти (принципата), его идеологическое и религиозное оформление.

Принципат - форма правления в Ранней Римской Империи, характеризованная существованием наряду с властью принцепса также республиканских органов управления. Появление принципата обусловлено многими причинами.

Для дальнейшего мирного существования Рима была необходима монархия, но ни один из типов ее существовавших ранее не подходил для империи, которую создавали римляне.

Первый тип, который приходит на ум - полисная монархия, для Рима был неприемлем. Главная причина этого - единоличный правитель полиса носил имя царя или тирана, а римляне испытывали отвращение ко всем словам и предметам, связанным с царской властью. Даже Цезарь (его правление не полноценный принципат, оно является скорее прообразом к правлению Августа и других принцепсов), пользовавшийся огромным уважением обвинялся в попытках установить тиранию или царство. "Стремление Цезаря к царской власти более всего возбуждало явную ненависть против него и стремление его убить. Для народа в этом была главная вина Цезаря; у тайных же недоброжелателей это давно уже стало благовидным предлогом для вражды к нему. Люди, уговаривавшие Цезаря принять эту власть, распространяли в народе слух, якобы основанный на Сивиллиных книгах, что завоевание парфянского царства римлянам возможно только под предводительством царя, иначе же оно недостижимо. Однажды, когда Цезарь возвратился из Альбы в Рим, они отважились приветствовать его как царя. Видя замешательство в народе, Цезарь разгневался и заметил на это, что его зовут не царем, а Цезарем. Так как эти слова были встречены всеобщим молчанием, Цезарь удалился в настроении весьма невеселом и немилостивом". Такие случаи были несколько раз, и они иллюстрируют отношение римлян к царской власти. Поэтому некоторые последующие принцепсы отказывались от всяческих почестей, которые могли бы бросить на них тень подозрения в стремлении к царской власти.

Невозможна также была и жесткая восточная деспотия, слишком сильная и самовластная для любого государства, особенно для того, которое совсем недавно было полисом. Деспотия, то есть воля монарха, была бы тут же отвергнута, по тем же причинам, что и полисная монархия - отвращение к царской власти.

По тем же причинам был неприемлем и третий тип - эллинистическая монархия, смесь деспотических и полисных традиций.

Принципат представлял собой примерно следующее: принцепс, то есть первый человек в сенате и в государстве, правил на основании должностей, которые он занимал. "Основными слагаемыми власти Октавиана [и любого последующего принцепса] стал набор нескольких высших магистратур, привычных общественному сознанию, но в совокупности создающих верховную власть. Октавиан, чтобы не возбуждать общественное мнение быстрой концентрацией своей власти, растянул процесс сосредоточения разных магистратур на несколько лет. В период с 27 по 23 г. до н.э. Октавиан соединил в своих руках полномочия консула, народного трибуна, он был поставлен во главе сенатского списка и стал как бы председателем высшего органа Римской республики, постоянный титул императора закреплял его права как главнокомандующего вооруженных сил". Итак, мы видим, что принципат не является абсолютной монархией, хотя некоторые черты ее присутствуют. Так, принцепсы назначали чиновников, чего никогда не было во времена республики. Магистратуры уже сложно было назвать выборными, таковыми они были только формально. На самом же деле император выбирал кого-либо и сначала комиции, а потом сенат, когда народ больше не собирался, подтверждали предложенную кандидатуру. Подводя итог можно сказать, что система принципата является обоснованием императорского правления с помощью республиканских аппаратов.

Окончательным установлением системы принципата можно считать только приход к власти Октавиана Августа. Но все же принципат Августа имел под собой основу - диктатуру Гая Юлия Цезаря. Постепенное возвышение Цезаря и победа в гражданской войне привели его к власти, полностью уничтожившей Римскую республику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: