Аристотель. Главные жанры литературы

Философия и наука,

Главные жанры литературы,

Театр,

Ордерная архитектура,

Спорт.

Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведем такое сравнение:

Около 800 г. до н. э. греки жили, на ограниченной территории юга Балканского п-ова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии. Около 500 г. до н. э. они уже занимают берега Средиземноморья от Испании до Леванта и от Африки до Крыма.
Около 800 г. до н. э. Греция в сущности деревенский мир, мир самообеспечивающихся маленьких общин. К 500 г. до н. э. Греция уже масса небольших городов с местными рынками, денежные отношения властно вторгаются в экономику, торговые связи охватывают все Средиземноморье, объектами обмена выступают не только предметы роскоши, но и товары повседневного потребления.
Около 800 г. до н. э. греческое общество — простая, примитивная социальная структура с преобладанием крестьянства, мало чем отличающейся от него аристократией и с ничтожным количеством рабов. Около 500 г. до н. э. Греция уже пережила эпоху больших социальных перемен, раб классического типа становится одним из главных элементов социальной структуры, наряду с крестьянством существуют иные социопрофессиональные группы; известны различные формы политической организации: монархия, тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики.
В 800 г. до н. э. в Греции еще практически нет храмов, театров, стадионов. В 500 г. до н. э. Греция — страна со множеством прекрасных общественных зданий, руины которых еще и сейчас восхищают нас. Возникают и развиваются лирическая поэзия, трагедия, комедия, натурфилософия.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием, распространение железных орудий имели многообразные последствия для общества. Возрастание производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле приводило к увеличению избыточного продукта. Из сельскохозяйственной сферы высвобождалось все большее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление сельскохозяйственного и ремесленного секторов экономики повлекло за собой регулярный обмен между ними, появление рынка и всеобщего эквивалента — чеканной монеты. Новый вид богатства — деньги — начинает соперничать со старым — земельной собственностью, разлагая традиционные отношения.

В результате происходит быстрое разложение первобытнообщинных отношений и становление новых форм социально-экономической и политической организации общества. Этот процесс по-разному протекает в различных частях Эллады, но везде влечет за собой назревание социальных конфликтов между оформляющейся аристократией и рядовым населением, в первую очередь крестьянами-общинниками, а затем и другими слоями.

Становление греческой аристократии современные исследователи обычно относят к VIII в. до н. э. Аристократия того времени — это ограниченная группа людей, которой свойственны особые, обязательные для входящих в нее образ жизни и система ценностей. Она занимала преобладающее положение в сфере общественной жизни, особенно в отправлении правосудия, играла ведущую роль в войне, так как только знатные воины имели тяжелое вооружение, и потому сражения представляли по существу поединки аристократов. Аристократия стремилась полностью поставить под свои контроль рядовых членов общества, превратить их в эксплуатируемую массу. По мнению современных исследователей, наступление аристократии на рядовых сограждан началось в VIII в. до н. э. О деталях этого процесса известно мало, но об основных результатах его можно судить на примере Афин, где усиление влияния аристократии привело к созданию четко оформленной сословной структуры, к постепенному сокращению слоя свободного крестьянства и увеличению числа зависимых.

Как раз с этой ситуацией тесно связано и такое явление огромного исторического значения, как «великая греческая колонизация». Начиная с середины VIII в. до н. э. греки оказались вынуждены покидать родину и переселяться в другие страны.

Наступление аристократии на права демоса достигло апогея в VII в. до н.э., вызвав ответное сопротивление. В греческом обществе появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий знати. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы»,— с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар. Этот новый слой жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником крестьян в борьбе со знатью. Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением писаных законов, ограничивавших произвол аристократии.

Сопротивление растущему господству знати облегчалось по крайней мере тремя обстоятельствами. Около 675—600 гг. до н.э. благодаря техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле. Тяжелые доспехи становятся доступными рядовым гражданам, и аристократия лишается своего преимущества в военной сфере. Из-за скудости природных ресурсов страны греческая аристократия не могла сравняться с аристократией Востока. В силу особенностей исторического развития в Греции железного века не было таких экономических институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство. Даже находившиеся в зависимости от аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически. Все это предопределяло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой, препятствовавшей укреплению позиций аристократов, была их этика. Она имела «атональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым — на поле боя, в спортивных состязаниях, в политике. Эта система ценностей была создана знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения господства ей требовалось сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия не смогла.

Появление тирании:

Обострение социальных конфликтов в VII—VI вв. до н.э. привело к рождению во многих греческих городах тирании, т.е. единоличной власти правителя.

В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью. Свержение господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.

Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего известен нам на примере Афин.

Вариант Афин:

История Афин в архаическую эпоху — это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежала здесь знати — эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в. до н.э. привел к вспышкам социальных конфликтов.

Коренные изменения происходят в начале VI в. до н.э., и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени»). В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников. Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин. Был создан новый орган управления — совет (буле), возросло значение народного собрания.

Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н.э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н.э. Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады. При преемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий. Вскоре после 509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них — реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.

Вариант Спарты:

Иной вариант развития дает Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н.э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению — область на западе Пелопоннеса. Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции. Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создается строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно. Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самое мощное государство Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.

Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки — клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству спартиатов служили и другие меры:

1) суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина;

2) строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан — спартиаты жили так, будто находились в военном лагере;

3 ) запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром;

4) ограничение контактов с внешним миром.

Был реформирован и политический строй. Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления — коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой высший контрольный орган, следивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеала равенства.

В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т. е. коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и Мессении — илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами. Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая своим хозяевам — спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6—1/4 урожая. Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.

В спартанском полисе существовала еще одна социальная группа — периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.

____________________________________________________________________________

11) Эолийская и ионийская лирика.

Весьма важную роль играет деление греческой классической лирики по племенам и территориям. Этот племенной и территориальный принцип настолько важен, что все жанры греческой поэзии навсегда сохранили на себе отпечаток их племенного происхождения и связь с определенными диалектами. Так, мы имеем ионийскую лирику. Подобно тому, как характерная спайка ионийских и эолийских элементов сохранилась в эпосе на все времена существования античного мира, подобно этому имеется также и ионийская лирика со своими главными жанрами - элегией и ямбом.

Эле́гия — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Ямб - (греч. jambos, от jambike — фракийский музыкальный инструмент) — в русском стихосложении двусложная стопа, в которой ударение падает на второй слог. Для древнегреческих праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых и обличительных песен. Народ верил в магическое воздействие подобного рода действий и песен на плодородие земли. Такие песни и назывались ямбами (Архилох). Ямбические стихи более всех прочих походили на обычную речь и потому использовались (преимущественно) не в эпических жанрах, а в лирике и драме (в баснях, в трагедиях и комедиях).

Архилох - крупнейший представитель древне ионийской лирики. Родился он на острове Паросе, был сыном аристократа и рабыни, вел беспокойную скитальческую жизнь и постоянно нуждался. Из произведений Архилоха не дошло до нас ни одного цельного стихотворения, тем не менее жизнь поэта и его личность ярко встают перед нами из дошедших до нас отрывков его стихов. В творчестве он отразил свою бурную жизнь. Архилох писал гимны, элегии, но известность получил своими сатирическими ямбами. Его считали творцом этого жанра. В разнообразных по содержанию стихотворениях он рассказывает о превратностях своей жизни, стараясь вывести из них правила житейской мудрости. Архилох писал и басни. Древние критики, отмечая его большой талант, говорили, что яд его речи происходит от "желчи собаки и жала осы", что он "весь кровь и нервы".

Родиной эолийской музыки были – Лесбос и эолийские колонии Малой Азии. Произведения эолийской лирики назначались для пения одному человеку с аккомпанементом струнного инструмента, обыкновенно лиры; размер в них мало изменялся.. В эолийской лирике шли друг за другом стихи одного размера или повторялись маленькие строфы простого, обыкновенно быстрого, ритма. Эолийская лирика служила обыкновенно выражением индивидуальных мыслей и чувств, и очень часто таких чувств и мыслей, которые составляют самую интимную жизнь души, самые тайные движения сердца. Когда она касается общественных дел, то вообще выражает не чувства всего общества, а стремления одной партии или личные желания. Эолийские поэты делали песню выражением прочувствованного, пережитого ими, зеркалом своей души; в ней переливались яркой игрой красок волнения радости и печали, в особенности любви и политической борьбы. Эолийцы навсегда прославились своей напряженно эмоциональной лирикой, сохранившейся в виде произведений лесбосских поэтов Алкея и Сафо.

Крупнейшими представителями эолийской лирики были великие древнегреческие поэты Алкей и Сапфо.

Алкей, равно как и Сапфо, уроженец острова Лесбоса. Он был аристократом и участвовал в междоусобной борьбе с тиранией, воевал с афинянами. Новые гражданские столкновения в его родном городе вынудили поэта удалиться в изгнание и отправиться встранствовать.

Борьба составляет основное содержание поэзии Алкея. Во всех произведениях Алкея государство фигурировало как корабль, раздираемый морем. Он был борцом, и всегда отстаивал и утверждал свои политические идеи. Любил оружие и часто описывал его. В его произведениях оружие-это тема борьбы. Т.к., он считал, что песня должна пробудить дух у борцов. Эта песнь танцевальная, ритм песни - танцевальный.

Сапфо - уроженка Лесбоса, создательница любовной лирика, современница Алкея. Она умела изображать бурные моменты страсти (пылкость, ревность). Она умеет передать внутреннее состояние человека и внутреннее состояние влюблённой женщины. В основном она писала про неразделённую любовь. На Лесбосе она создала школу для девушек, учиться в которую приезжали девушки со всей Греции. Это был первый женский пансион, в нём обучали литературе, пению и танцам. Целая серия произведений Сапфо посвящения выпускницам её школы. Сапфо слагает свадебные песни-эпиталамы в обычной фольклорной манере.

_________________________________________________________________________________

12) Древнегреческий театр и его эволюция.

Среди тех культурных ценностей, которые были созданы древними греками, драматургия и театр по справедливости занимают одно из первых мест. Древнегреческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь Диониса (Вакха)—бога винограда и виноделия. Эти празднества происходили по всей Греции несколько раз в году. Вначале они отличались большой простотой. Так, Плутарх сообщает, что в древнейшее время праздник Вакха проходил просто и весело: в процессии несли кувшины с вином; затем вели козла; шествие замыкал человек, который нес корзину с фигами. На этих празднествах распевались хвалебные песни в честь Диониса. Жрец рассказывал о страданиях бога и о его торжестве над своими врагами. На празднествах Диониса выступали и ряженые. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Иногда представляли дело так, что Дионис являлся из-за моря на повозке. До нас дошло вазовое изображение Диониса, сидящего на корабле, снабженном колесами. Наряду с веселыми и печальными песнями, на таких празднествах распевались и хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.

Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней.

Первоначально не существовало постоянных сооружений для театральных представлений. Позднее стали строить театры, нередко огромных размеров. Так, построенный в Афинах в IV в. до н. э. на юго-восточном склоне Акрополя театр вмещал до 17 тыс. человек, т. е. около половины всех афинских граждан; построенный примерно в то же время театр в аркадском городе Мегалополе — 44 тыс. зрителей и т. д. Само собой разумеется, что при таких огромных размерах греческие театры были лишены кровельных перекрытий: и актёры и зрители находились под открытым небом, и театральное действие происходило при естественном освещении. Места для зрителей располагались полукругом, уступами и были разделены проходами. Для переодевания актёров служила палатка (по-гречески скенэ), а затем особое сооружение, сохранившее то же наименование. На передней стене его, обращённой к зрителям, рисовали декорацию, и перед ней выступал актёр. Позднее слово «скенэ» стало обозначать особый помост перед этой стеной (от греческого «скенй» происходит наше слово «сцена»). Перед скенэ находилась утрамбованная площадка, так называемая орхестра, для танцев и хора.

Параллельно с развитием живописи и овладением теорией перспективы шло усовершенствование декораций. Первую перспективную декорацию приписывают Агафарху, который устроил её при постановке трагедии Эсхила в Афинах. Особые приспособления (так называемые энкиклемы) давали возможность показывать богов и героев, парящих в воздухе и своим появлением вносящих в действие неожиданную развязку. Руководство спектаклем обычно брал на себя сам автор трагедии или комедии. Часто он выступал и в качестве актёра, но хор, обязательный для всех видов греческих театральных постановок, подготавливался так называемыми хорегами за их собственный счёт в порядке почётной общественной повинности — литургии. В дни Великих дионисии в Афинах устраивались театральные состязания, обычно между тремя авторами трагедий. Каждый из участников этого состязания ставил три трагедии, т. е. три произведения, написанных на скорбный, чаще всего заимствованный из мифов сюжет, и одну так называемую сатировскую драму, сюжет которой также заимствовался из мифов, но трактовался шутливо, иной раз даже карикатурно. Состязания устраивались и среди авторов комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты состязаний фиксировались в особых надписях — дидаскалиях, хранившихся в афинском государственном архиве. Общее наблюдение за проведением театральных зрелищ лежало на архонтах. Как уже говорилось выше, афинские граждане получали из государственной казны теорикон — особое пособие на посещение театра. За счёт этих средств и литургий покрывались все связанные с театральными постановками расходы, которые бывали весьма значительными.

В своей «Поэтике» Аристотель указывал, что предметом трагедии должно быть событие значительное. Трагедия не есть простое повествование о случайном, единичном факте. Единичное событие возвышается в трагедии до обобщения. Волнующая значительность образов классической греческой трагедии, чеканная строгость и совершенство формы были причиной того, что на протяжении столетий образы трагических героев древней Греции продолжали жить в литературе европейских народов. Таковы Прометей, Эдип, Федра, Ифигения.

Сюжеты для своих произведений трагические поэты, как правило, черпали из мифологии, но иногда сюжетами трагедий бывали и события исторические. Так, один из первых афинских трагиков (первым традиция считает Феспида, поставившего свою трагедию в 534 г. до н. э.), Фриних, вскоре после разрушения Милета персами поставил трагедию «Взятие Милета», а после победы над персами при Саламине — трагедию «Финикиянки», в которой прославлялся Фемистокл.

_____________________________________________________________________________

13) Философия V-IV вв. до н.э. и место философии в античной культуре и словесности (научная литература).

Философы- материалисты V в. до н. э.:

Успехи в области положительных знаний шли рука об руку с развитием материалистической философии. Мыслители V в. уже не довольствуются утверждением единой материальной основы мира. Они ставят вопрос о строении материи. Эмпедокл (около 495—около 435), из сицилийского города Акраганта, выводил все явления природы из четырёх основных материальных элементов: земли, воды, воздуха и огня; весь мир представляет собой сочетание этих четырёх элементов. Их соединение и разъединение даёт начало определённым циклам мироздания. Анаксагор решал этот вопрос посредством учения о «семенах» всех вещей, под которыми он подразумевал однородные материальные частицы, вступавшие в соединения друг с другом. В результате этих соединений и возникали подобные этим частицам тела: из капелек крови — кровь, из частичек мяса — мясо и т. д. Это учение Анаксагора, при всей своей ограниченности, открывало возможность более последовательного материалистического объяснения окружающего мира, чем натурфилософские учения мыслителей VI в. до н. э. Анаксагор стал идейным вождём афинских вольнодумцев времён Перикла. Дело дошло до привлечения его к суду по обвинению в оскорблении богов. Только благодаря помощи Перикла ему удалось избежать осуждения на смерть, но он должен был уйти в изгнание.

Слабой стороной учений Эмпедокла и Анаксагора было представление о силах, которые приводят в движение частицы материального вещества. Анаксагор считал этой силой нус — мировой разум, который он, правда, определял как тончайшее и легчайшее материальное вещество. Эмпедокл объяснял движение материи действием двух противоположных сил — «дружбы» и «вражды», соединяющих и разъединяющих материальные элементы. У Эмпедокла материалистические стороны его учения уживались ещё с верой в переселение душ и проповедью религиозного очищения. Значительно последовательнее были греческие атомисты, в учении которых античная материалистическая философия достигла своей вершины.

Учение об атомах — неделимых частицах материи — было впервые выдвинуто Левкиппом и развито Демокритом, но почва для этого учения была подготовлена всем предшествующим развитием материалистической философии V в. О жизни Левкиппа мы знаем мало. Демокрит (около 460—370) был уроженцем большого торгового города Абдер (Фракия), много путешествовал, в частности побывал в Египте и в странах Востока; эти путешествия расширили его кругозор. Демокрит был «эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков...».

Многочисленные естественно-научные сочинения Демокрита, дошедшие до нас лишь в сравнительно небольших отрывках, затрагивали разнообразные вопросы астрономии, космографии, геологии, физики, метеорологии и биологии. Имеются основания утверждать, что Демокрит определил объём конуса, пирамиды и шара.

Софисты:

Борьба античного материализма и идеализма развернулась главным образом в Афинах, которые в V и IV вв. до н. э. были главным центром умственной жизни всей Греции. Утверждение в Афинах демократического строя, развитие отношений частной собственности, оживлённые сношения со многими греческими городами, постоянное соприкосновение с другими народами — всё это создало благоприятную обстановку для деятельности так называемых софистов (буквально — «учителей мудрости»).Напряжённая политическая борьба, проявлявшаяся в форме постоянных дебатов в народном собрании и суде, порождала интерес к вопросам права, государства, морали. Она создавала потребность в овладении искусством красноречия (риторикой) и спора (эристикой). Эти новые потребности удовлетворялись софистами, разъезжавшими из города в город и за деньги — иногда очень большие — обучавшими всех желавших овладеть их искусством.

Взгляды софистов и круг интересовавших их теоретических вопросов отличались разнообразием. Общим для всех софистов, пожалуй, было то, что все они в большей или меньшей степени отошли от вопросов естествознания, стоявших в центре внимания философов предшествующего периода. Для софистов более характерен интерес к проблеме человеческого познания.

В учениях древнейших греческих материалистов эта проблема не была достаточно разработана, сторонники элейской школы своим учением о коренном различии между рациональным знанием и чувственной иллюзией завели её в тупик. Повидимому, именно в полемике с ними представитель так называемых старших софистов Горгий (около 483—376) из Леонтин (Сицилия) выдвинул утверждение, сводившееся к тому, что с одинаковым успехом можно доказать как то, что мир непознаваем, так и то, что его вообще нет. Развивая эти положения, Горгий пришёл к отрицанию возможности познания мира и в конце концов к отрицанию самой объективной реальности.

Современник Горгия Протагор, уроженец города Абдер на фракийском побережье, живший также и в Афинах, отвергает существование истины, независимой от человеческого познания. «Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, не существующих, как они не существуют».

Материалистический взгляд на чувственное восприятие, как основу познания, приобретает у Протагора односторонний характер. Чувства не могут ошибаться, поэтому все люди правы, а истин столько же, сколько людей. Если существует какая-нибудь разница между различными точками зрения, то она имеет только практическое значение. Так, в области общественных отношений Протагор в соответствии со своими политическими взглядами считал истиной то, что представляется истинным большинству граждан. В этом утверждении противоречиво переплетается попытка теоретически обосновать принципы античной демократии с общей релятивистской тенденцией философии софистов. Столь же противоречиво и учение Протагора о нравственности, которое он отделял от официальной религии. Как скептик, отрицающий существование объективной истины, Протагор сомневается и в существовании богов: «Относительно богов я не могу знать, существуют ли они или не существуют и каковы они». На этом основании во время правления «четырёхсот» (в 411 г.) Протагор был обвинён в атеизме и должен был бежать из Афин.

Сократ:

Распространённые в среде софистов скептицизм и крайний релятивизм открыли дорогу новому философскому направлению, пытавшемуся разрешить проблему познания с позиций последовательного идеализма. Начало этому новому направлению было положено Сократом (469—399). Он был афинским гражданином, сыном скульптора Софрониска, и прошёл школу софистов. Не питая, подобно им, интереса к естественным наукам, Сократ сосредоточил всё своё внимание на проблемах этического характера. Источником истинного знания Сократ провозгласил внутреннее самопознание («познай самого себя»). Только таким путём человек, по учению Сократа, может прийти к истинному знанию, которое он отождествлял с добродетелью. В то же время Сократ выступил против детерминизма материалистов, противопоставив ему телеологическое мировоззрение, учение о цели, которая определяет существование любой вещи. И сам Сократ и образовавшийся вокруг него кружок учеников отрицательно относились к демократическому строю. Участниками этого кружка были Ксенофонт, Критий, Платон и др. Поэтому, когда политическое преобладание в Афинах после ликвидации олигархического правительства «тридцати тиранов» перешло на сторону демократии, Сократ был обвинён в «совращении юношества», «введении новых богов» и приговорён к смертной казни. Отказавшись воспользоваться подготовленным его сторонниками побегом из тюрьмы, Сократ выпил принесённую ему палачом чашу с ядом.

Платон:

Ученик и последователь Сократа Платон (около 429— 347) выступил со своим учением в первые десятилетия IV в. до н. э. После казни Сократа он был вынужден бежать из Афин, но потом вернулся в город и основал здесь около 385 г. философскую школу, известную под именем Академии. По происхождению, политическим и философским взглядам Платон был представителем афинской аристократии. Философские взгляды Платона и его последователей представляют собой наиболее яркий образец объективного идеализма. Чувственное бытие, материальный мир,по учению Платона,— лишь тень действительного мира, истинное же бытие заключено в вечных и неизменных общих идеях. Познание этих объективно существующих идей, согласно Платону, возможно для человека лишь потому, что его собственная бессмертная душа до воплощения находилась в мире идей и может путём воспоминания постигать идеи. В формировании системы объективного идеализма видную роль сыграло учение пифагорейцев, с которым Платон познакомился во время своего пребывания в Сицилии. Некоторые сочинения Платона проникнуты крайним мистицизмом.

Свои философские взгляды Платон излагал преимущественно в форме написанных им с большим художественным мастерством многочисленных диалогов. Произведения Платона почти полностью дошли до нашего времени. В сочинении о государстве Платон развивает утопическую теорию идеального государства. В этом идеальном государстве управление общиной граждан находится в руках «философов», не имеющих ни семьи, ни частной собственности. Граждане идеального полиса подразделяются на «воинов», живущих совместно, и простой народ (ремесленники, земледельцы), обязанный содержать своим трудом высшие слои общества. Существуют, конечно, и рабы, но иноземного происхождения. Утопическая республика Платона во многом напоминает государственный строй древней Спарты. Вместе с тем, по словам Маркса, она представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя.

В более позднем сочинении — в «Законах» Платон ближе подошёл к реально существующим формам политического устройства современных ему греческих государств. Здесь уже не говорится об общности имуществ правящего слоя, хотя выдвигаются различные меры ограничения частной собственности, ремесла и торговли.

Аристотель

Система Платона была подвергнута критическому пересмотру Аристотелем (384—322), величайшим мыслителем древности. Многочисленными произведениями Аристотеля завершился классический период истории греческой философии. Аристотель выступил против основного положения всей философии Платона — против учения о сверхчувственном мире идей. Аристотель решительно отвергает это учение. По его мнению, платоновские «идеи» не могут объяснить ни причин возникновения, ни причин изменения чувственно воспринимаемых вещей. Следовательно, нет никаких оснований видеть в «идеях» Платона неизменные сущности всех вещей и тем более утверждать, что вещи заимствуют от них своё бытие. Поэтому «говорить, что идеи это образцы и что всё остальное им причастно,— значит произносить пустые слова и выражаться поэтическими метафорами» (Аристотель). Значение этого высказывания Аристотеля не только в том, что в нём подверглось критике главное положение Платона, но и в том, что оно направлено против идеализма в целом, как философского течения.

В теории познания Аристотель в противоположность Платону признаёт чувственное восприятие вне нас находящегося объективного мира источником правильных о нём представлений. Это главное положение всей системы философских взглядов Аристотеля было высоко оценено В. И. Лениным, считавшим, что в данном случае Аристотель «вплотную подходит к материализму».

Однако, колеблясь между линиями Демокрита и Платона, Аристотель в конце концов остаётся идеалистом. Его философия не оказалась в состоянии диалектически решить вопрос об отношении непосредственных ощущений к мышлению. Аристотель считал активным началом в процессе познания независимую от тела разумную душу. Те же колебания наблюдаются в учении Аристотеля о материи и движении: материю он считает пассивной и бесформенной, активное же начало целиком приписывает нематериальной форме, воздействующей на материю, как на инертную массу, и преобразующей её. В итоге Аристотель приходит к понятию перводвигателя природы —«форме всех форм», как основной первопричине и в то же время конечной цели всеобщего развития, т. е. к богу. Именно эта сторона его учения была широко использована реакционной философией последующих веков.

Аристотель был не только творцом философской системы, в которой ему так и не удалось преодолеть влияние идеалистических построений Платона, но и гениальным учёным. Под его руководством в Ликее, близ Афин, возникла большая школа так называемых перипатетиков, во многих случаях также первоклассных учёных. Аристотель, помимо работ по философии и логике, написал ряд сочинений по естествознанию, истории, политике, теории литературы и т. д., которые подвели своего рода итог достижениям научной мысли греков. В своём труде «Описание животных» Аристотель сделал одну из первых попыток дать зоологическую классификацию, основанную на научных принципах. В социальной области Аристотель целиком стоит на почве рабовладельческого строя: он считает рабство естественным состоянием для «варваров», а частную собственность — основой господства полноправных граждан. Аристотель был сторонником «смешанного» государственного устройства, сочетающего элементы монархии, аристократии и демократии.

_________________________________________________________________________________

14) Историография классической Греции.

Важным этапом в развитии исторической науки в V в. до н. э. явился труд Геродота Галикарнасского, получившего в античной традиции почетное прозвище «отца истории». Геродот родился около 484 г. в городе Галикарнасе, на побережье Малой Азии. Покинув родину, он долгое время жил в Афинах, где находился в близком общении с кружком учёных и писателей, собиравшихся вокруг Перикла. Геродот много путешествовал; он посетил страны Ближнего Востока, берега Чёрного моря, жил в Великой Греции. Его труд (позднее разделённый на 9 книг, по числу муз) имел своей основной целью дать изложение истории греко-персидских войн. Что касается первых четырёх книг, то они в основном посвящены истории Востока: 1-я и 3-я — Ассирии, Вавилону и Персии, 2-я — Египту, 4-я — Скифии. Эти книги являлись как бы введением к основной части труда и должны были осветить историю взаимоотношений менаду греками и «варварами» в период, предшествовавший греко-персидским войнам. Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот постарался добросовестно передать то, что он видел и слышал во время своих странствий. Сочинение его содержит большое количество географических, этнографических и естественно-научных сведений. В частности, 4-я книга является ценным источником наших знаний о скифах. Объездив страны Востока и восточную половину Средиземного моря, Геродот довольно правильно представлял себе эти районы. В его труде уже наметилось ставшее позднее традиционным деление на три части света: Европу, Ливию (Африку) и Азию. Восточных языков Геродот не знал, поэтому для получения сведений ему приходилось прибегать к переводчикам, а документальные источники (например, хроники) остались ему недоступны.

Несмотря на то, что Геродот стремился доказать справедливость войны, которую греки (и прежде всего афиняне) вели против персов, великий историк был чужд односторонности. По его собственным словам, главную цель своего труда он видел в том, чтобы «от времени не изгладились в нашей памяти деяния людей, а также, чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, возведённые частью эллинами, частью варварами». Он сумел отдать должное культуре Персии и Египта, с восхищением рассказывал, например, о таких технических достижениях персов, как государственные дороги.

В своём труде Геродот руководствовался принципом: передавать то, что говорят, но не всему верить. В некоторых отношениях Геродот сохранил связь с приёмами работы логографов*. В первых книгах его труда вкраплено много отдельных эпизодов, носящих характер законченных новелл. Но в отличие от более ранних авторов, вплетавших подобные рассказы в основную ткань своего изложения как её органическую часть, он с большим чувством такта подчёркивал их самостоятельность; это нашло своё выражение и в особенностях стиля, и в легендарно-сказочной трактовке содержания. Не особенно веря в эти легенды, Геродот воспользовался ими как художественным средством, чтобы оживить своё изложение, придать ему яркость и занимательность. Впрочем, Геродот ещё не мог вполне отрешиться от веры в чудеса, приметы, предсказания оракулов и т. д. Его философия истории построена на убеждении в том, что боги завидуют людям и судьба преследует тех, кто достиг слишком большого счастья.

Вершиной древнегреческой историографии явился труд Фукидида (около 460 — около 395) «История» (в восьми книгах), посвящённый Пелопоннесской войне, в которой Фукидид принимал непосредственное участие в качестве одного из афинских стратегов. Изложение событий доведено до осени 411 г. до н.э. Смерть помешала Фукидиду завершить свой труд.

Намекая на Геродота, Фукидид говорит: «Я не считал согласным со своей задачей записывать то, что узнавал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Трудность таких исследований Фукидид видел в том, что «очевидцы отдельных фактов передавали об одном и том же неодинаково, но руководствуясь симпатией к той или другой из воюющих сторон или основываясь на своей памяти».

В вводной части к своей «Истории» Фукидид подвергает исторической критике древнейшие сказания. Он относится скептически и к словам поэтов, которые воспевали события прошлого «с преувеличениями и прикрасами», и к тем прозаикам, которые заботились «не столько об истине, сколько о приятном впечатлении для слуха: ими рассказываются события, ничем не подтверждённые и за давностью времени превратившиеся большей частью в невероятное и сказочное».

Дух научного изучения фактов, недоверие ко всяким чудесам и предзнаменованиям были настолько сильны у Фукидида, что некоторые античные авторы даже обвиняли его в атеизме. Великий греческий историк понимал уже разницу между внешними поводами исторических событий (например, войн) и более глубокими причинами их. Он придавал большое значение естественно-географическим условиям и материальным ресурсам — денежным средствам государства, а также, в известной степени, общественным интересам его граждан. Задачу историка — дать потомкам «ясное представление о минувшем» — он отделял от чисто нравоучительных целей, которые преследовал Геродот.

Младший современник Фукидида — Ксенофонт (около 430—353), пытавшийся продолжить в «Греческой истории» труд своего предшественника, во многих отношениях уступает Фукидиду. Афинский аристократ-спартанофил, участвовавший в качестве наёмника в персидском войске, Ксенофонт и в своих сочинениях (исторических, политических и экономических) идеализирует олигархический и монархический строй, выступает в качестве защитника «традиционного» земледельческого хозяйства. Как историк, Ксенофонт наблюдателен, в его трудах много важных подробностей (в частности—в знаменитом описании похода 10 тыс. греков—участников борьбы Кира младшего за персидский престол). Ясный и точный язык принёс Ксенофонту прозвище «аттической пчелы». Ксенофонта как историка от Фукидида отличает склонность к морализированию при изложении и оценке исторических событий.

__________________________________________________________________________________

15. Древнегреческое изобразительное искусство.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческий фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих творениях. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях.

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп (IV - V вв. до н.э.). По сохранившимся копиям произведений Древней Гре­ции мы убеждаемся, что греческие скульпторы воспроиз­водили форму тела с исключительной анатомической точ­ностью. В произведениях этих художников оно передано так верно, что даже самый строгий современный критик не сможет найти в них малейшей неточности. Все мускулы не только правильно моделированы на своих местах, но и, более того, формы одного и того же мускула различно подчеркнуты на правой и левой стороне тела, в зависи­мости от характера движения и напряжения мускула.

Одним из самых выдающихся древнегреческих скульпторов был Фидий, участвовавший в возведении величественного Парфенона и создавший знаменитую статую богини Афины, которая украшала Афинский Акрополь. Лучшим произведением знаменитого мастера греки считали 12-метровую статую Зевса, изготовленную для храма этого бога в городе Олимпии. Её каркас Фидий сделал из дерева, лицо, руки и грудь скульптуры покрыл пластинами из слоновой кости, а одежду, волосы и бороду Зевса отлил из чистого золота. Греки считали статую Зевса Олимпийского одним из чудес света.

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы. Греческие сосуды разнообразны по форме и функциям: амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пелики, килики. Первоначально вазопись была чернофигурной, затем она сменилась более совершенной краснофигурной. Основой рисунка служил силуэт. Кроме мотивов растительного и животного мира в греческой керамике появляется много сцен сражений, пиров, охоты, мифологических сюжетов

К веку расцвета живописи в Древней Греции относится одно замечательное новшество, утраченное и заново открытое в эпоху Возрождения: искусство светотени. Естественно, это новшество имело огромнейшее значение для развития реалистичной живописи. Первейшим тенеписцем был Аполлодор Афинский, за что ему было дано прозвище Тенеписец. За ним последовали другие изветсные живописцы, применившие этот прием: Зевкеис, Паррасий и Тиманф. Их творчество по сравнению с обычной графикой наполнено эмоциональностью, однако, несмотря на это, монументальная живопись не получила такого распространения, как вазопись. Техника вазописи была достаточно проста: изделия из глины покрывались орнаментами и разнообразными сюжетами. Изначально использовался только черно-фигурный стиль, который представлял из себя черные изображения на красном фоне (обожженная глина), затем появился красно-фигурный (чернолаковый), в котором черным лаком наносился фон между росписями, а сами фигруры оставались цвета глины, на которой это все изображалось. Все рисунки были плоскостного, графического характера. Самыми распространенными сосудами являлись: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками. Как мы видим, каждая ваза имела свое особое назначение, подходящее для ее формы. Рисунки на вазах расширяют наше представление о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей, об особенностях видения мира.

Греческие художники при построении реалистического изображения на плоскости пользовались определенными законами перспективы и с их помощью добивались желаемого результата. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) до­щечках, реже на папирусе. Буковые доски приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заостренной костяной или металлической палочкой) доски покрывались слоем воска, иногда воск подкрашивался каким-нибудь цветом; для рисования кистью буковую дощечку грунтовали специальным левкасом белого цвета (излюбленный метод работы мастеров Афинской школы). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, для набросков и предварительных эскизов. Когда рисунок был надлежащим образом уточнен, художник его перерисовывал на папирус или прямо на стену для фрески или на керамическую вазу.

Эпоха античной Греции была самой блестящей эпохой в истории развития изобразительного искусства древнего мира. Значение греческого изобразительного искусства чрезвычайно велико. Здесь был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги при­зывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается.

Главный принцип софистов гласил: «Человек — мерило всех вещей». Эта философия легла в основу искусства Древней Греции.

___________________________________________________________________________________

16) Основные черты военного дела в Древней Греции и Македонии.

Древняя Греция:

Военное дело греков в начале I тысячелетия до н. э.В это время войны постоянно велись отдельными племенами и союзами племен с целью захвата различной добычи: скота, металлических изделий и людей, обращаемых в рабство. Войско в рассматриваемый период представляло ополчение всего боеспособного мужского населения. Вместе с тем в это время из общей массы рядовых членов рода выделяются басилеи — родовая аристократия.

Эта аристократия, значительно более богатая, чем рядовые члены рода, имела возможность приобрести тяжелое, дорого стоившее вооружение. Оно состояло из металлического, в основном бронзового оборонительного оружия: шлема, панциря, поножей и щита, а также наступательного — двух копий, меча и иногда лука. Знатные воины сражались, стоя на колесницах. Основная же масса воинов сражалась пешими и была вооружена значительно хуже; нужно думать, они нередко имели только кожаные доспехи.

Какого-либо боевого строя в этот период не было вовсе. Естественно, что лучше вооруженные знатные воины на колесницах становились впереди, а за ними располагалась толпа хуже вооруженных бойцов. Если по условиям боя применение колесниц не было возможно, знатные воины сражались пешими, располагаясь впереди остального войска.

Бой завязывали басилеи. На небольшом расстоянии они бросали в противников одно из копий, а затем, сблизившись, бились врукопашную другим копьем или мечом. Отсутствие строя приводило к тому, что бой превращался в ряд поединков, подобных тем, которые воспеты Гомером в «Илиаде». Исход схватки хорошо вооруженных знатных воинов определял результат боя. После поражения группы басилеев плохо вооруженная масса рядовых бойцов не могла противостоять победоносному противнику и при отсутствии какого-либо строя легко подавалась назад и обращалась в бегство.

Совершенно иную картину наблюдаем мы в Греции после того образовались многочисленные города-государства (примерно с VIII— VII вв. до н. э.). Вооруженные силы государства-полиса составляли ополчения граждан.

Древнее греческое войско делилось по родам оружия на тяжеловооруженную пехоту (гоплиты), легкую пехоту и конницу. Основной ударной силой являлись гоплиты; они носили оборонительное оружие, состоявшее из шлема, панциря, поножей и щита, и наступательное — короткий меч и два копья. Снаряжение гоплита было весьма тяжелым, его вес достигал 30 кг.

Основу вооружения легкой пехоты составляло оружие дальнего боя — дротики, пращи, лук и стрелы. Дротики метались на расстоянии нескольких десятков шагов. Значительно дальше поражали брошенные пращой камни и особенно свинцовые пули; наиболее дальнобойным оружием был лук. Среди греков большой славой пользовались критские лучники. Легкая пехота не носила тяжелого доспеха. Оборонительное оружие легковооруженных воинов обычно ограничивалось кожаным шлемом.

В начале IV в. получил широкое применение особый вид пехоты — пельтасты; помимо шлемов они носили кожаные или холщевые панцыри, обувь, защищавшую нижнюю часть ног, и щиты — пельты. Пельта — небольшой щит — первоначально имел лунарную, позднее круглую форму. Наступательным оружием пельтастов были длинные мечи, копья и дротики.

Конница обычно не имела большого значения и даже была далеко не во всех греческих государствах. Гористый характер страны препятствовал развитию коневодства, а также широкому применению конницы при военных операциях.

Таким образом, греческие армии метрополии состояли в основном из тяжеловооруженной пехоты.

Греческие граждане были обязаны отбывать службу в ополчении обычно с 18 до 60 лет.

Основная сила полиса — гоплиты обычно шли в бой в тесно сомкнутом линейном построении, именуемом фалангой. Фалангу составляли стоявшие сомкнутым строем шеренги гоплитов, расположенные одна задругой. Основная сила фаланги заключалась во встречавшем врага щетиной копий сомкнутом строе прикрытых щитами и хорошо защищенных доспехами пехотинцев, каждый из которых всегда находился на своем месте. В этом было основное отличие фаланги от беспорядочной толпы бойцов предшествовавшего периода.

Система организации и снабжения эллинского войска в VIII—VI и в значительной мере в V в. до н. э. была довольно примитивна. Гражданские ополчения собирались только на время войны и, отбывая свою службу, не получали никакого довольствия от государства. Все заботы о вооружении и снабжении продовольствием во время войны лежали на самих ополченцах.

В эллинских полисах начальство над войском принадлежало коллегиям стратегов (полководцев), которые выбирались из числа граждан. В VII—V вв. до н. э. обязанности стратегов были сравнительны просты. Они вели войско в поход, выбирали место для лагеря, определяли время и место сражения, строили фалангу и давали сигнал к началу боя.

Такой характер имело военное дело у греков в VII—V вв. до н. э., когда основу вооруженных сил составляли гражданские ополчения, а наемничество было еще слабо развито. Положение изменилось в конце V и особенно в начале IV в. до н. э. В последних десятилетиях V в. до н. э. во времена длительной 27-летней Пелопоннесской войны гражданские ополчения, во всяком случае, частично, начинают получать плату, тем самым постепенно превращаясь в наемные войска.

Развитие наемничества способствовало военной выучке бойцов, важной не столько для гоплитов, но и для пельтастов и конницы. С этого времени легковооруженные воины, в особенности пельтасты, становятся большой силой в войсках метрополии. Равным образом усиливается и значение конницы.

Развитию военного искусства греков в IV в. до н. э. немало способствовало те войны, которые им приходилось вести с фракийцами, персами, а также другими народами Передней Азии. Обогащению боевого опыта греков и развитию их тактики способствовало широкое применение их противниками конницы и легковооруженной пехоты.

Македония:

Наконец, с середины IV в. до н. э. ведущей силой на Балканском полуострове становится Македония, которая до того времени играла сравнительно скромную роль в истории древнего мира. Здесь необходимо упомянуть Филиппа II и его военную реформу.

Ядро македонской армии при Филиппе II составляла фаланга тяжеловооружённых пехотинцев, вербуемых из более состоятельных граждан. Македонская фаланга, имевшая глубину в двадцать рядов, представляла грозную лавину, медленно двигавшуюся на врага. Фалангисты были вооружены длинными копьями—сариссами до 2 метров длины. Для защиты боков фаланги служила лёгкая пехота и кавалерия, вербуемая из соседних фракийско-иллирийских племён. Наряду с лёгкой кавалерией в Македонии существовала ещё тяжёлая конница, пополняемая из аристократии, царских гетайров. В соединении различных видов войск и лучшем техническом оснащении армии и заключалась реформа Филиппа II. Македонское войско состояло частью из наёмников, большей же частью из туземных крестьянских ополчений, предводительствуемых местными басилеями.

В македонской армии издавна одну из важнейших ролей играла тяжеловооруженная конницах, в ней служила македонская знать — гетайры. Филипп не только сохранил, но и усилил значение конницы, которая из сугубо вспомогательных отрядов в греческих армиях превратилась в особый род войск, способный не только взаимодействовать с фалангой, но и решать самостоятельные задачи. В составе македонской армии находились комплексы метательных орудий (катапульт, баллист и др.), тараны и осадные машины, с помощью которых можно было брать штурмом сильно укрепленные города.

Филипп II приступил к строительству и своего флота, но македонский флот, не имея богатых традиций, по своим боевым качествам уступал греческим флотам и выполнял лишь вспомогательные задачи.

Структура македонской армии, таким образом, предполагала выделение особых родов войск, их тесное взаимодействие и маневрирование в бою, что предъявляло повышенные требования к командному составу и выучке рядовых воинов. С этой целью Филипп в своей армии ввел систему постоянных (в летнее и зимнее время) тренировок и упражнений. Македонская армия после реформ Филиппа превратилась в одну из лучших армий того времени.

__________________________________________________________________________________

17) Греко-персидские войны.

Греко-персидские войны (499 г. — 449 г. до н. э., с перерывами) — военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия Империи Ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений.

В историографии греко-персидские войны принято делить на две: (первая — 492-490 до н. э., вторая — 480-479 до н. э.) или три войны (первая — 492 до н. э., вторая — 490 до н. э., третья — 480-479 (449) до н. э.).

Основные этапы:

1) Восстание Милета и других городов Ионии против персидского владычества (500/499—494 до н. э.).

2) Вторжение Дария I на Балканский полуостров, окончившееся его поражением при Марафоне (492—490 до н. э.).

3) Поход Ксеркса I (480—479 до н. э.).

4) Действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии (478—459 до н. э.).

Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459—449 до н. э.).

Вся информация об этих войнах в наше время известна исключительно по греческим источникам. Геродот Галикарнасский в своей «Истории» описал всё события связанные с этой войной.

Начало греко-персидских войн:

После подавления восстания греческих городов Малой Азии персидские правящие круги решили использовать в качестве предлога для воины против европейских греков тот факт, что афиняне оказали помощь восставшим. Персы, как уже упоминалось, понимали, что они могут укрепиться в своих малоазийских владениях только после покорения материковой Греции. Поэтому летом 492 г. под командованием зятя Дария — Мардония был предпринят первый сухопутно-морской поход вдоль фракийского побережья на Балканскую Грецию. Когда силы Мардония приближались к полуострову Халкидика, его флот попал у Афонского мыса в шторм, во время которого погибло до 300 кораблей с их экипажем. После этого Мардоний, оставив гарнизоны на фракийском побережье, вынужден был повернуть назад. В 490 г. до н. э. персы предприняли второй поход против Греции. Персидские войска переправились на кораблях через Эгейское море, опустошили по пути остров Наксос и город Эретрию на Эвбее, после чего высадились на побережье Аттики у Марафона. Над Афинами нависла опасность персидского вторжения. Обращение их за помощью к Спарте не дало ожидаемого результата: Спарта предпочла занять выжидательную позицию. Сами афиняне могли выставить только 10 тыс. тяжеловооружённых воинов, около тысячи воинов выслали им на помощь Платой — небольшой беотийский город, расположенный у самой границы с Аттикой. Достоверными данными о численности высадившихся у Марафона персов мы не располагаем, но можно думать, что их было во всяком случае не меньше, чем греков. На совете афинских стратегов было принято решение выйти навстречу врагу и дать ему сражение у Марафона. Это решение было обусловлено не только военными, но и политическими соображениями. В городе находилось немало аристократов, а также сторонников политического режима, существовавшего в Афинах при тиране Писистрате и его сыновьях. При приближении врагов к городу они могли перейти на сторону персов. Командование над выступившим к Марафону войском было поручено стратегам, в том числе Мильтиаду — бежавшему от персов правителю Херсонеса Фракийского, которому военные приёмы персов были хорошо знакомы.

Сражение у Марафона произошло в 490 г. до н. э. и увенчалось полной победой афинян и их союзников—платейцев. Персы не выдержали атаки сомкнутого строя тяжеловооружённых греческих воинов, были опрокинуты и обращены в бегство. Геродот рассказывает, что они оставили на поле боя до 6 400 трупов, тогда как греки потеряли убитыми всего 192 человека. Эта победа, одержанная воодушевлёнными патриотическим чувством гражданами греческого полиса над войсками сильнейшей державы того времени, произвела огромное впечатление на всех греков. Те из греческих городов, которые изъявили раньше покорность Дарию, вновь объявили себя независимыми. Почти одновременно возникли волнения в Вавилонии, а в Египте и далёкой Нубии даже вспыхнули восстания.

Но персы не думали отказываться от своего плана завоевания Греции. Однако в 486 г. умер Дарий, и начались придворные смуты в связи с переходом власти в новые руки. Поэтому только через 10 лет после Марафонской битвы преемник Дария царь Ксеркс оказался в состоянии выступить в новый большой поход против греков.

Греки плохо использовали десятилетний перерыв для подготовки к возобновлению войны. Исключение в этом отношении представляли лишь Афины. Здесь в это время происходила острая политическая борьба между аристократической и демократической группировками. Демократическая группировка возглавлялась Фемистоклом — одним из наиболее смелых, энергичных и дальновидных деятелей этого времени. По словам греческого историка Фукидида, Фемистокл, как никто другой, обладал способностью предусматривать «лучший или худший исход предприятия, скрытый ещё во мраке будущего», и умел во всех случаях «моментально изобретать надлежащий план действия». В группировку Фемистокла наряду с торговцами и зажиточными ремесленниками входили и более широкие слои гражданского населения Афин, разделявшие выдвинутую им так называемую морскую программу — широкий план усиления морской мощи Афин, строительства нового флота. Их противники, во главе которых стоял Аристид, находили опору в среде крупных землевладельцев. В конце концов народным собранием морская программа была принята. Осуществляя эту программу, афиняне построили за счёт доходов с Даврийских рудников, ранее распределявшихся между гражданами, около 150 боевых кораблей. После этого афинский флот стал самым сильным в Греции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow