Социология институтов права и правоохранительных органов

Особое значение в обществе принадлежит социальным институтам права и правоохранительных органов.

По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности — важный социальный институт.

Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно.

Императивная форма законодательного веления («должен») может породить иллюзию того, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, тогда как само оно — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.

Социальная составляющая деятельности правоохранительных органов

Следует учитывать тот факт, что правоохранительные органы фактически остаются органами, борющимися, прежде всего с преступностью, и рассматривают эту борьбу в качестве главного и определяющего для себя ориентира. Данная функция по-прежнему задает основные структурные и содержательные параметры их деятельности.

При этом все, что непосредственно не относится к борьбе с преступностью, воспринимается зачастую в качестве второстепенного, менее значимого, что выражается не только в практических формах, но и закрепляется в теории и идеологических составляющих их работы.

Что касается такого элемента, как защита прав человека и гражданина, то это скорее является компетенцией общественных организаций, профсоюзов, в лучшем случае суда.

Тем не менее, социальная роль правоохранительных организаций значительно шире.

Принято выделять три основных подхода к пониманию предназначения и роли правоохранительных органов:

1. это органы, которые непосредственно ведут борьбу с преступностью;

2. органы, которые искореняют преступления и предотвращают иные преступные посягательства;

3. органы, которые поддерживают порядок в общественных местах.

В каждом из подходов упор делается только на функцию борьбы с преступность.

40. Социология отдельных социальных институтов, отраслевая социология.

Самым древним институтом общества является семья.

В современной социологической литературе семья обычно понимается как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

В литературе обычно отмечается, что семья как социальный институт формально проходит следующие фазы или циклы:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения;

3) окончание деторождения;

4) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

В социологии семьи выделяют следующие типы семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяются (и об этом уже было сказано выше) полигамная и моногамная семьи.

Полигамная семья предполагает несколько брачных партнеров с той и (или) другой стороны (и тогда говорят о полиандрии или полигамии, или групповом браке). Моногамная семья предполагает только двух брачных партнеров: мужчину и женщину. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.

Выделяют также полную семью (семью, состоящую из родителей с детьми), неполную семью (семью, состоящую из одного родителя и детей), многодетную (семью, в которой «много» детей) и бездетную семью (семью, в которой отсутствуют дети).

Государство

В социологической и юридической литературе мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство «по природе» понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества (Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли,.), либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Па-рето, Моска, Вебер и др.).

Первым и самым важным признаком государства является учреждение особых органов, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управленческих функций, ха-рактеризуют государство как институт.

В качестве второго важнейшего принципа государства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.

Третий признак государства — налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функционирования, а средства эти оно может получить, только обложив поборами население.

Под формой государства обычно понимается его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организации высших (прежде всего) органов государственной власти.

Особое значение в обществе принадлежит социальным институтам права и правоохранительных органов.

По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности — важный социальный институт.

Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно. Императивная форма законодательного веления («должен») может породить иллюзию того, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, тогда как само оно — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: