Законы, если они являются воплощением права, а не произвола, должны отражать объективные правовые потребности общества, которые в свою очередь детерминированы (обусловлены) содержанием экономической, социальной, политической, идеологической и др. сфер. Следовательно, юриспруденция есть нормативная форма отражения социального бытия.
Социальная обусловленность норм права вызвана также природным неравенством людей, которое является изначальным и естественным, и не может быть нивелировано никакими иными средствами кроме социальных, в системе которых особая роль отводится праву. Посредством права можно усилить неравенство, а можно их сгладить. История показывает, что существовало множество попыток и поисков найти рациональные механизмы сглаживания природного неравенства. Одновременно история показывает, что наука не может выборочно определить, в какой пропорции должны сохраниться отношения существования природных неравенств и какие надо прилагать усилия по стиранию этого неравенства. Под влиянием идеологических и конъюнктурных интересов были попытки ввести систему уравнительных отношений и, как показывает опыт нашей страны, это привело к резкому снижению динамичного развития.
|
|
Для того чтобы правовые нормы действительно были отражением реальных общественных отношений и продуктивными в их регулировании нужны серьезные социологические последствия, призванные раскрыть соотношение различных факторов в содержании правовых норм.
Для уяснения существа процесса правотворчества необходимо выделить этапы, в которых отражается социальная обусловленность правотворческой деятельности (государственная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм).
Государственная воля в правовой норме реализуется посредством:
а) Санкционирования уже фактически сложившихся норм поведения
б) Непосредственной выработки новых норм компетентными правотворческими органами
Формирование правовых норм включает в себя уяснение следующего:
I/ Кто и как предлагает и изменяет решения
2/ Кто и как применяет эти решения
3/ Какова вероятность их изменения
4/ Какие экономические, политические, социальные и идеологические факторы обуславливают принятие данных норм
5/ Интересы каких социальных групп они отражают
6/ Как нормы права выполняются
7/ Какова их эффективность
Периодизация правотворческого процесса состоит из шести этапов:
1)Этап определения условий принятия законодательного акта
2) Этап подготовки текста законодательства
|
|
3) Этап обсуждения проекта
4) Этап внесения проекта на рассмотрение законодательного органа (важна мотивация принятия закона)
5) Этап обсуждения проекта в законодательном органе
6) Этап вступления акта в силу
Все перечисленные социальные проблемы правотворческого процесса можно объединить в три основные группы, необходимые для изучения:
I Общественные отношения, иные общественные явления и процессы, вызывающие потребность (необходимость, желательность) в правовом регулировании и соответствующие им социальные институты, в чем они являются причинами законотворческой инициативы.
IIОбщественные отношения в механизме правотворческой деятельности, стимулирующие тормозящие или видоизменяющие ее развитие (здесь действуют интересы участников данного процесса)
IIIОбщественное мнение, интересы и установки населения граждан и должностных лиц, непосредственно не участвующих в подготовке законопроектов.