Тема 10. Рыночные структуры несовершенной конкуренции (продолжение)

Лекция 8

5. Олигополия. Политика ценообразования. Общественные потери и выгоды от олигополии

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Стоит выделить две характеристики, которые отличают олигополию от любой другой рыночной структуры. Это, во-первых, барьеры для входа, которые создают различие между олигополией, с одной стороны, совершенной и монополистической конкуренцией, с другой. В то же время, эти барьеры «ниже», чем при монополии. Качественно же барьеры практически не отличаются от тех, которые были рассмотрены при анализе монополии. Во-вторых, олигополию отличает от всех прочих структур тот факт, что ей присуща взаимозависимость фирм. Взаимозависимость фирм означает, что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это. Например, если какая-либо из фирм меняет цену или объем рекламы, то это повлияет на величину продаж конкурентов. Последние также, в свою очередь, отреагируют изменением цены или объема рекламы. Ни один из конкурентов не может позволить себе игнорировать действия другого.

Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия -частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности.

Причем в условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли: ,

где Н- индексГерфиндаля;

S 1, S 2,..., Sn - доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первомместе - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объемувсего рынка. Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночнымидолями, скажем 60%, 20%, 10% и 10%, то Н= 3600 + 400 + 2·100 = 4200.

Если бы мы подсчитали индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли, значит, мы бы воспользовались индексом Герфиндаля-Хиршмана. По данным Министерства торговли США, этот индекс для рынка мужской обуви составляет всего 380, а женской — 492. Очень высока концентрация рынков алюминия, меди и искусственного волокна, определяемая индексами 2564, 2673 и 2970 соответственно.

Поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум противоположным тенденциям.

Во-первых, взаимозависимость фирм может привести их к желанию вступить в сговор друг с другом. Если им удается объединить свои действия и поступать так, как будто они одна фирма, то с помощью такого скоординированного поведения они могут максимизировать общую прибыль в данной отрасли. Во-вторых, эти фирмы будут стремиться конкурировать таким образом, чтобы получать именно в свое распоряжение максимальную долю отраслевой прибыли. При этом важно понимать, что эти две линии поведения несовместимы. Чем больше фирмы конкурируют друг с другом ради получения большей доли отраслевой прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Например, ценовая конкуренция снижает среднюю цену в отрасли, а конкуренция с помощью рекламы повышает отраслевые издержки. В любом случае отраслевая прибыль падает.

Иногда фирмы демонстрируют способность вступать в сговор. Сговор – ситуация, когда олигополисты заключают соглашение ограничить конкуренцию на рынке. Политика ценообразования, основанная на сговоре предполагает: явный сговор (картель), молчаливый сговор (лидерство в ценах). Рассмотрим подробнее каждую ситуацию.

Явный сговор:картель. Когда фирмы вступают в сговор, то они могут договориться относительно цен, доли продаж на рынке, величины рекламных расходов. Такой сговор снижает неопределенность, с которой они сталкиваются. Если же они вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли могут существенно снизиться.

Картель – это явное соглашение с целью ограничения конкуренции. Участники картеля максимизируют прибыль, если они действуют как единая монополистическая фирма. Они определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах.

Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы у его участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на установленную монопольную цену. Таким образом, нарушитель может продать больше продукции по монопольной цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня. Проблема «нарушать - не нарушать» аналогична рассмотренной ранее «дилемме заключенного». Однако картельные объединения недолговечны. Почему? Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, даже выпуская однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, как мы заметили выше, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли.

И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм-олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

Молчаливый сговор:лидерство в ценах.Фирмы могут прибегнуть к молчаливому сговору.

Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке. Одной из форм молчаливого сговора может быть ценовое лидерство. Ценовое лидерство означает координацию олигопольных цен между фирмами в целях получения высоких прибылей. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены.

Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями».

Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Весомой причиной

для установления новой цены фирмой-лидером является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).

Что способствует сговору?Достижению как явного, так и молчаливого сговора содействуют ряд обстоятельств.

1. Если в отрасли лишь несколько фирм и они хорошо известны друг другу;

2. У этих фирм примерно одинаковые технологии и средние издержки;

3. Эти технологии и уровень издержек известны всем участникам олигополистического рынка;

4. Они производят одинаковую продукцию и таким образом могут легко вступать в ценовой сговор;

5. В отрасли имеет место доминантная фирма;

6. Барьеры для входа новых фирм достаточно высоки и таким образом нет опасений, что они подорвут условия сговора;

7. Стабильное состояние рынка. Если спрос или издержки подвержены сильным колебаниям, то достичь соглашения трудно по двум причинам. Во-первых, эти колебания затрудняют прогнозирование, во-вторых, достигнутые в таких условиях соглашения необходимо часто изменять.

8. Отсутствуют эффективные государственные меры против участников сговора.

В экономической теории выделяются модели поведения олигополистов, не основанные на тайном сговоре:ломаная кривая спроса, «издержки плюс», игровые стратегии (теория игр). Рассмотрим ихболее подробно.

Олигополия без сговора:ломаная кривая спроса.Идея ломаной кривой принадлежит американскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 40-х гг. XX в. Поведение фирмы при наличии олигополии без сговора зависит от того, как, по ее мнению, соперники отреагируют на ее действия. Модель ломаной кривой спроса пытается объяснить, почему при отсутствии сговора между олигополистами цена, тем не менее, остается относительно стабильной?

Эта модель базируется на двух предположениях.

1. Если кто-либо из олигополистов снизит свою цену, то его конкуренты будут вынуждены последовать его примеру с тем, чтобы «не отдать» покупателей понизившей цену фирме.

2. Если кто-либо из олигополистов повысит свою цену, то его конкуренты не последуют его примеру и сохранят прежние цены с тем, чтобы «отобрать» покупателей у повысившей цену фирмы.

При этих предположениях, каждый из олигополистов столкнется с ломаной кривой спроса (рис. 27). Проанализируем данный график.

б)

Рис. 27. Ломаная кривая спроса.

Существует две основных линии поведения участников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом (назовем ее фирмой «Апполон»). В первом случае при повышении или снижении цен данной фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний объем выпуска. Тогда кривая спроса «Апполона» высокоэластична по цене и имеет пологий наклон. Эта линия поведения позволит «Апполону» при снижении цены на его продукцию существенно расширить объем продаж, а при ее повышении - столкнуться с резким сокращением этого объема (рис. 27 а, кривая 2 D). Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не отразится на объеме спроса на продукцию «Апполона»: при повышении цены рынок фирмы лишь немного сократится, а при понижении - может слегка увеличиться, так как сокращение или, соответственно, увеличение объемов продаж равномерно распределятся на всех участников олигополистического рынка. В этом случае кривая спроса «Апполона» будет иметь низкую эластичность по цене, что отражено на графике (рис. 27 б, кривая 1 D). Однако, не зная, какую линию поведения выберут конкуренты, логично предположить следующее. В ответ на повышение цены «Апполоном» другие фирмы скорее проявят вялую реакцию и не последуют примеру этой фирмы. Напротив, в ответ на снижение цены, другие фирмы, скорее всего, последуют за ней, желая сохранить свои доли на рынке. Таким образом, в сложившихся условиях олигополисту не выгодно менять объем Qf и установившуюся цену Pf что и обусловливает жесткость цен на олигополистическом рынке. Кривая спроса на продукцию такого олигополиста учитывает оба варианта реакции конкурентов на отклонение от текущей цены, которая изображена на рис. б на уровне Pf.

Конкуренты не реагируют, когда олигополист устанавливает цену выше текущей, и, наоборот, реагируют, когда цена опускается ниже текущей. Этим и объясняется ломаная конфигурация кривой спроса фирмы-олигополиста (рис. б, кривая D 2 PfD 1). Она состоит из участка пологой кривой D 2 Pf, до пересечения ее с линией текущей цены Pf и участка кривой Pf D 1 с более крутым наклоном после пересечения ее с линией текущей цены. Следовательно, ломаная конфигурация и у кривой предельного дохода (рис. 27 б, кривая MR 2 MR 1). Однако, в отличие от кривой спроса, кривая предельного дохода MR 2 MR 1 имеет разрыв, или вертикальный пунктирный отрезок, лежащий на перпендикуляре, опущенном из точки Pf на ось абсцисс. Величина данного разрыва показывает, в каких рамках могут изменяться предельные издержки, не нарушая равновесного объема производства фирмы-олигополиста.

Эта модель имеет два ограничения. Во-первых, стабильность цены может быть обусловлена и другими факторами. Фирмы могут не желать слишком часто менять цену из-за необходимости переделывания прейскурантов, разработки новых прогнозов доходности или же переоценки запасов готовой продукции.

Кроме того, частое изменение цены может отпугнуть покупателей. Во-вторых, модель объясняет, почему цена стабильна, но никак не объясняет, чем задан ее исходный уровень. Она лишь показывает, что цена будет повышена только в случае, если предельные издержки превысят MC2. В этом случае точка излома сместится влево и относительно нее определится новая стабильная цена.

Олигополия без сговора: ценообразование по принципу « издержки плюс ». Модель ценового поведения «издержки плюс» используется как в случае раздела рынка несколькими крупными производителями, так и при наличии олигополиста-лидера. Ее привлекательность заключается в простоте и универсальности. Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль в процентах от уровня средних издержек. Но какую норму прибыли и какие средние издержки закладывать в цену? Ведь размер средних издержек зависит от объема выпуска, а норма прибыли - от вечно колеблющегося объема продаж. Поэтому фирмы планируют средний объем выпуска, например, 75-80% от полной загрузки производственных мощностей. «Плюс», или надбавка, планируется как минимальная экономическая прибыль в процентном выражении, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования, вокруг которой, в зависимости от текущей конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль.

6. Монополистическая конкуренция: основные характеристики. Равновесие в коротком и длительном периодах .

Монополистическая конкуренция значительно ближе к совершенной конкуренции, чем олигополия. Эта рыночная структура представлена большим количеством конкурирующих фирм, но каждая из них обладает некоторой степенью рыночной власти, каждая фирма имеет некоторую свободу в определении цены своей продукции. Именно благодаря этому данная рыночная структура и получила название «монополистическая». Итак, монополистическая конкуренция предполагает:

1. Наличие достаточно большого числа фирм, причем каждая отдельная фирма обладает незначительной долей рынка. В результате действия каждой отдельной фирмы не затрагивают конкурентов, то есть, в отличии от олигополии, фирма, рассчитывая свои действия, может не беспокоиться о том, как на ее действия ответят конкуренты. Такое положение дел называется взаимонезависимостью фирм. Взаимонезависимость фирм – это такая ситуация, когда поведение одной фирмы не оказывают воздействия на кривыеспроса ее конкурентов.

2. Свободу входа новых фирм в отрасль. Если какая-либо фирма хочет внедриться на рынок, то она может свободно это сделать.

Эти два свойства монополистической конкуренции роднят ее с совершенной конкуренцией.

3. Каждая фирма производит продукцию, которая хотя бы в чем-то отлична от продукции своих конкурентов. В результате она может слегка повысить цену и не потерять всех своих потребителей. Таким образом кривая спроса имеет отрицательный наклон, хотя спрос весьма эластичен в силу наличия множества конкурентов, на продукцию которых могут переключаться потребители. Описанная ситуация называется дифференциацией продукции. Дифференциация продукции – ситуация, когда продукция одной фирмы отличается от продукции конкурентов в такой степени, что позволяет фирме повышать цену этой продукции без потери всех покупателей. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т. д. Принцип технологии их производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные

особенности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Таким образом, посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.

Именно дифференциация продукции отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, с одной стороны, и может быть общей характеристикой монополистической конкуренции и олигополии, с другой.

На рис. 28 (график А) изображен оптимум фирмы в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде. Единственное отличие от оптимума монополиста состоит в том, что спрос на продукцию фирмы значительно более эластичен. Фирма получает некоторую экономическую прибыль в коротком периоде (представлена затененным прямоугольником на графике А). Эта прибыль, в отличии от прибыли монополиста, невелика, что роднит в коротком периоде монополистическую конкуренцию и совершенную конкуренцию.

Если фирма получает экономическую прибыль, то она притягивает в отрасль новые фирмы в длительном периоде. По мере входа новых фирм происходит отток к ним покупателей от ранее утвердившихся в отрасли фирм и спрос на продукцию последних падает. Таким образом, кривая спроса на их продукцию будет смещаться влево и, одновременно, ее наклон будет становиться все более пологим, что отражает возрастание эластичности кривой спроса по мере увеличения числа конкурирующих в отрасли фирм. Такие изменения положения кривой спроса будут продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль не станет нулевой и приток новых фирм в отрасль прекратится (см. рис. 28, график Б). На этом графике мы видим, что кривая спроса в длительном периоде (D = AR) становится касательной к кривой средних издержек длительного периода (LAC). Выпуск (Qmc) будет определяться, как всегда, там, где LMC = MR. Однако заметим, что при равновесии фирмы в условиях монополистической конкуренции в длительном периоде этой точке, одновременно, соответствует точка касания D и LAC.

Рис. 28. Монополистическая конкуренция в коротком и длительном периоде

При рассмотрении применимости модели монополистической конкуренции к реальному миру мы сталкиваемся с рядом проблем.Во-первых, информация может быть несовершенной. Фирмы не войдут в отрасль, если они не имеют точного представления о наличии или отсутствии в ней экономической прибыли. Также они могут не входить в отрасль, если недооценят спрос на продукцию, которую они собираются продавать. Во-вторых, поскольку фирмы в отрасли производят дифференцированную продукцию, то трудно, если не невозможно оценить спрос для отрасли в целом. Таким образом, анализ ситуации на рынке объективно ограничен уровнем фирмы. В-третьих, фирмы различаются не только вследствии дифференциации продукции, но и по размерам и уровню издержек. Если утвердившиеся в отрасли фирмы имеют определенные преимущества в издержках, то вход в отрасль может быть не полностью свободным. В-четвертых, в рассмотренной выше модели внимание было сконцентрировано на решениях о цене и выпуске. В реальности, фирма в условиях монополистической конкуренции должна решать - какое количество модификаций продукта производить и сколько затратить на их рекламу. Это вовлекает фирму в неценовую конкуренцию.

Неценовая конкуренция есть конкуренция в форме продвижения продукта на рынок (реклама, упаковка и т.п.) или в форме «развития продукта». Под развитием продукта понимается создание такого продукта (например, новой марки телевизора или пылесоса), который хорошо продавался бы и, одновременно, отличался бы от производимых конкурентами аналогов. В случае поставки услуг речь здесь может идти о поставках услуг лучшего качества (например, более продолжительное гарантийное обслуживание или более позднее закрытие). Цель рекламы не только информировать о наличии продукта, но и убедить покупателей покупать именно его. Успешная рекламная кампания не только увеличивает спрос, но и делает кривую спроса на продукт фирмы менее эластичной, так как «привязывает» потребителя к определенной модификации продукта (например, он вырабатывает устойчивое предпочтение сорта пива «Балтика-3» по сравнению с пивом «Степан Разин», или наоборот). Однако реклама требует затрат. Поэтому фирма, принимая решение об объеме рекламы, должна сопоставлять предельный доход от рекламы (AMR) с предельными издержками на рекламу (AMC). Следуя известному нам правилу, фирма увеличивает объем рекламы до тех пор, пока превышение AMR над AMC не обратится в равенство.

В связи с развитием продукта и рекламой возникают две проблемы. Во-первых, влияние развития продукта и рекламы на спрос на продукцию фирмы труднопредсказуемо. Во-вторых, развитие продукта и реклама с большой степенью вероятности повлекут за собой различные последствия при различных ценах.

Таким образом, максимизация прибыли потребует сложного выбора оптимальной комбинации цены, разновидности продукции и объема рекламы.

На рис. 29 представлено равновесие фирм в условиях монополистической конкуренции и совершенной конкуренции в длительном периоде. Фирма в условиях совершенной конкуренции сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Ее выпуск будет Qc и цена установится на уровне Pc. При монополистической конкуренции фирма сталкивается с кривой спроса с отрицательным наклоном. Она будет выпускать меньше продукции (Qmc<Qc) и продавать ее по более высокой цене (Pmc > Pc).

Рис. 29. Монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция

Предположим, что обе фирмы имеют одинаковые кривые LAC. Тогда монополистическая конкуренция уступает совершенной конкуренции, во-первых, в силу того, что, как мы только что заметили, фирма при монополистической конкуренции будет поставлять меньше продукции и продавать ее по более высокой цене. Во-вторых, производство при монополистической конкуренции не достигнет минимума затрат на единицу продукции (минимума кривой LAC).

Таким образом, фирмы при монополистической конкуренции обладают избыточной мощностью.

На рис. 29 она представлена разностью между Qc и Qmc. Другими словами, монополистическая конкуренция характеризуется большим числом конкурирующих фирм и все они производят меньше оптимального уровня, а следовательно, вынуждены назначать цену выше той, которая имела бы место при больших поставках. В то же время утверждается, что потери такого рода весьма незначительны, так как, во-первых, несмотря на отрицательный наклон кривой спроса, спрос весьма эластичен из-за большого количества товаров-заменителей, а, во-вторых, несмотря на то, что минимум LAC не достигается, сама LAC проходит ниже той, которая могла бы иметь место при совершенной конкуренции в силу большего размера фирм и вытекающей из него экономии от масштаба.

Посмотрим теперь на монополистическую конкуренцию с точки зрения потребителя. Потребитель может здесь выиграть от разнообразия продукции, от большей свободы выбора. Совершенная конкуренция не в состоянии, по определению, обеспечить разнообразие продукции. Таким образом потребители выигрывают от монополистической конкуренции по сравнению с совершенной конкуренцией, если ценность разнообразия продукции для них выше, чем дополнительные затраты на нее в силу более высоких издержек фирм.

В современной рыночной экономике большая часть продукции выпускается в условиях монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция не нуждается в антимонопольном регулировании со стороны государства, так как она не несет потерь для общества при учете выигрыша потребителей от разнообразия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow