Древней Индии

Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе так или иначе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – это древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. основные идеи этой философии:

9 основных философских школ.

2 группы:

· Ортодоксальные - Астика - 6 штук.

· Неортодоксальные - Настика - 3 штуки.

Школы ньяя и вайшешика

В школе ньяя было разработано учение об особом виде умозаключения – так называемом пятичленном силлогизме Утверждение: Основание: Пример: Применение: Следствие: Философия вайшешики разрабатывала более онтологические вопросы. Мир проходит в своем развитии циклы. В конце каждого цикла наступает разрушение и хаос. Утверждалось, что материя состоит из атомов, которые распадаются в конце каждого мирового цикла, чтобы затем вновь возникнуть в новых комбинациях.

.

Школы санкхья и иога

Школа санкхья была основана древнеиндийским мудрецом Капилой. Она утверждает существование двух высших начал в мире – пуруши и пракрити. Пуруша есть принцип пассивного духа-сознания. Пракрити – активная бессознательная материя-энергия Пракрити состоит из трех первоэнергий – Гун. Гуна саттва выражает активное положительное начало, Гуна раджас – активное отрицательное начало, Гуна тамас представляет пассивное и инертное начало бытия. Сочетания гун образуют 24 первоэлемента, лежащие в основании бытия.

Считается, что философия иоги была основана мудрецом Патанджали Иога предлагает различные техники упражнения и медитации, выделяет разнообразные состояния сознания человека, учит достижению высшего состояния сознания. Путь совершенствования человека проиходит 8 основных ступеней, подобных классам школы. Это:

1. Соблюдение нравственных законов.

2. Дисциплина (очищение, аскеза[1] [1]).

3. Асаны – различные позы, совершенствующие дисциплину тела.

4. Достижение контроля над дыханием.

5. Отвлечение чувств от внешних объектов.

6. Концентрация мыслей на одном объекте.

7. Медитация.

8. Самадхи – высшее состояние сознания, выражающее полное освобождение человека от силы материи-пракрити.

Школы миманса и веданта

Миманса в большей степени связана с разработкой методов понимания и толкования текстов вед, в то время как веданта представляет собственно философское учение. Основателем школы веданты был индийский философ 9-го века н.э. Шанкара. В философии веданты с особенной силой утверждается бытие только высшего единого начала – Брахмана, в то время как весь остальной мир – результат майи (иллюзии), нечто подобное человеческому сну.

Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), индийский царевич, который по легенде с детства был окружен удовольствиями и роскошью, пока однажды, очутившись за пределами дворца, не увидел три события, которые потрясли его душу и заставили покинуть дворец и стать отшельником. Эти события - старик (старость), больной (болезнь) и мертвец (смерть). Царевич понял, что мир наслаждений и удовольствий рано или поздно сменится болезнями, старостью и смертью, и потому покой и комфорт даже для царя есть скоротечный миг и иллюзия. Подлинный смысл жизни следует искать в чем-то ином. И царевич пошел искать этот смысл. Он учился у многих мудрецов, но ни у кого из них не мог найти вопрос на мучившие его вопросы, пока наконец, погрузившись в медитацию под деревом, он не достиг понимания этого смысла и подлинного успокоения. Гаутама освободился и достиг состояния просветления. С тех пор его стали наззывать «буддой» – «пробужденным», а его учение - буддизм.

Свою программу освобождения буддизм формулирует в четырех благородных истинах:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина страдания – привязанность к жизни в силу неведенья.

3. Избавление от страдания – преодоление привязанностей.

4. Путь к преодолению привязанностей – так называемый благородный восьмеричный путь, включающий в себя

- правильное понимание

- правильное намерение

- правильную речь

- правильные дела

- правильную жизнь

- правильное усилие

- правильные мысли

- правильное созерцание

Во всех формах жизни человек должен избегать крайностей, пытаясь достичь высшего состояния сознания – нирваны.

Разделение буддизма на более эзо- и экзотерическое направление получило свое выражение в таких двух течениях буддизма, как Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница). Хинаяна больше распространена в Тибете и Монголии (в форме так называемого ламаизма), Махаяна – в Индии и Китае. В Хинаяне предполагается, что путь спасения доступен лишь избранным, следующим пути монаха и ушедшим от мира. Для спасения необходимы специальные ритуалы и обряды, недоступные простому человеку. В Махаяне предполагается, что спасение доступно всем, для чего достаточно вести правильный образ жизни, следуя в самой жизни учению Будды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: