Ключевые слова: лингвистика, билингвизм, диглоссия, семиотика, морфология, фонетика, прагматика.
§ 1. Язык и его функции
В мире существует около 5 тысяч языков. При всех существенных различиях между языками они имеют между собой много общих характеристик, что позволяет говорить о «человеческом языке».
К характеристикам, которые объединяют все языки мира, относятся следующие:
• Каждый язык является достоянием какого-то коллектива (племени, народности, нации), выполняя при этом функцию орудия человеческого общения, являясь средством формирования мысли и познания окружающего мира.
• Каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком. Звуки человеческой речи являются материальной оболочкой слов, предложений, при помощи которых выражаются и передаются наши мысли, происходит обмен информацией.
• Каждый язык членоразделен, т. е. он членится на элементы, которые повторяются в различных комбинациях в составе других высказываний.
• Каждый язык обладает набором повторяющихся высказываний и правилами их соединения в высказывания.
|
|
Наука, изучающая человеческий язык, называется ЛИНГВИСТИКОЙ, или ЯЗЫКОЗНАНИЕМ.
Объектом внимания лингвистов становятся такие вопросы, как происхождение языка, его функции, структура, взаимоотношения языка и мышления, языка и общества, языка и культуры, классификация и типология языков, их функционирование и историческое развитие.
На протяжении долгого времени лингвистика считалась частью филологии—науки, которая изучала тексты, прежде всего древние. Затем внутри филологии выделились два направления: изучение собственно текстов, т. е. литературы, и изучение языков, на которых они написаны.
Будучи наукой о человеческом языке, лингвистика тесно связана с гуманитарными науками, с социальными дисциплинами, объектом которых является человеческое общество, — с философией, психологией, социологией, историей, археологией, антропологией, этнографией. Связь лингвистики с естественнонаучными дисциплинами (с математикой, физикой) позволяет использовать точные методы при описании языковых явлений.
Язык не может существовать вне коллектива говорящих на нем людей. Если культура — это форма функционирования любого общества, способ его адаптации к окружающей среде, то язык — важнейшее средство его культурной идентификации. История всякого язьжа отражает не только социальную историю народа, но и все важнейшие этапы его культурного развития. Без языка невозможно ни формирование культуры, ни поддержание культурных традиций. Дисциплина, изучающая язык в его отношении к культуре народа, называется этнолингвистикой. Каждый язык является отражением специфической картины мира говорящих на этом языке людей (носителей языка). В языке отражается различное членение окружающего нас мира на части и фрагменты, в свою очередь структура языка в определенной степени определяет структуру мышления и способ познания мира.
|
|
Таким образом, не только человек владеет языком, но и язык определяет очень многое в жизни человека. И хотя в понятие этноса — культурной общности людей — входят такие характеристики, как территория проживания, общность истории, материальной и духовной культуры, психологические особенности, языку придается особая значимость. Социолингвистика изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, воздействием социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Каждому этносу присущ свой язык. Само понятие этноса подразумевает общность языка. Тем не менее реальное соотношение языка и этноса может быть сложнее. Так, на испанском языке, правда, с некоторыми специфическими особенностями, говорят и в Испании, и в странах Латинской Америки (на Кубе, в Мексике, Аргентине, Чили). Встречается и обратная ситуация: жители провинции Эльзас на востоке Франции говорят и по-немецки, и по-французски. В социолингвистике, изучающей функционирование языка в обществе, подобная ситуация называется билингвизмом или двуязычием.
БИЛИНГВИЗМ, или двуязычие — одновременное функционирование в обществе двух языков.
Особый вариант двуязычия, называемый диглоссией, предполагает не просто владение двумя языками, но распределение между двумя языками функциональных сфер их применения. Например, в Киевской и Московской Руси в бытовом общении применялся русский язык, а в торжественных случаях, в письменности и в церкви использовался церковнославянский. Сейчас подобная ситуация характерна для многих африканских стран, где многочисленные местные языки используются в бытовом общении, а в средствах массовой информации, образовании и в официальной документации доминирует язык бывшей метрополии — английский, французский, португальский. Современная социолингвистическая ситуация в России различна в различных регионах. Для Санкт-Петербурга в целом характерно моноязычие, а для некоторых регионов Кавказа или Поволжья — билингвизм или диглоссия.
Языковое общение принципиально отличается от невербальных форм общения, в своих истоках общих у человека и животных. Общение посредством языка составляет, по И. П. Павлову, «вторую сигнальную систему», надстраивающуюся над первой. Физиологические процессы порождения звуков у животных, даже у высших приматов, принципиально отличны от воспроизводства речи человеком. Процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесенности с системой языка изучает психолингвистика. Психолингвистика, опираясь на методы психологии и психофизиологии, рассматривает язык как динамическую систему речевой деятельности человека.
Нейролингвистика ориентирована в основном на диагностику и лечение различных видов речевых расстройств, вызванных поражением определенных зон головного мозга (афазиях). Так, было замечено, что при афазиях в левом полушарии, отвечающем за логико-грамматическую расчлененность, речь теряет грамматическую правильность и плавность. При нарушениях в правом полушарии, ответственном за наглядно-образное мышление, речь остается грамматически правильной, но становится бессмысленной.
Роль языка в функционировании общества определяется его функциями. Основной функцией языка является коммуникативная функция — способность служить средством общения и обмена мыслями. В рамках коммуникативной функции языка выделяются несколько более частных функций:
|
|
• контактоустанавливающая — установление и поддержание контакта без передачи информации, например, формулы приветствия или прощания, которые имеются во всех языках;
• апеллятивная — функция призыва, побуждения к действию;
• экспрессивная, или эмоциональная — функция выражения чувств и эмоций человека.
Когнитивная (познавательная) функция языка связывает язык с мышлением и с сознанием. Язык не только средство передачи «готовой мысли», но и средство формирования мысли. Кроме того, язык является орудием познания, получения новых знаний о действительности.
Язык — важнейшее средство хранения и передачи информации, национального самосознания, традиций, культуры, истории каждого народа. Эта функция языка называется аккумулятивная.
С точки зрения внутренней организации язык представляет собой систему знаков, и, наряду с другими знаковыми системами, является предметом изучения семиотики или семиологии.
СЕМИОТИКА (или семиология) — это наука о знаках и знаковых
системах. ______________________________________________
4 Общение бывает вербальным — посредством слов — и невербальным—посредством интонации и модуляции голоса, мимики лица, жестов, позы. Только 7% информации люди передают словами, 38% — через интонацию и модуляцию голоса, 55% — посредством выражения лица, позы, жестов.
Языковой знак, как и любой другой, обладает планом выражения (звуковой, материальной стороной высказывания) и планом содержания (той информацией, которая этим знаком передается). Обязательным свойством знака является его противопоставленность другим знакам. Знак проявляется в оппозициях с другими знаками. Языковая система знаков принципиально отличается от искусственных знаковых систем (например, знаков дорожного движения):
• стихийностью своего возникновения (язык никто не «придумывал»);
• универсальностью (с ее помощью можно выразить любое содержание);
• сложным иерархическим характером своей организации.