Глава 3. Язык и языковая система

Ключевые слова: лингвистика, билингвизм, диглоссия, семиотика, морфо­логия, фонетика, прагматика.

§ 1. Язык и его функции

В мире существует около 5 тысяч языков. При всех существенных разли­чиях между языками они имеют между собой много общих характеристик, что позволяет говорить о «человеческом языке».

К характеристикам, которые объединяют все языки мира, относятся сле­дующие:

• Каждый язык является достоянием какого-то коллектива (племени, на­родности, нации), выполняя при этом функцию орудия человеческого об­щения, являясь средством формирования мысли и познания окружающего мира.

• Каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком. Звуки че­ловеческой речи являются материальной оболочкой слов, предложений, при помощи которых выражаются и передаются наши мысли, происходит обмен информацией.

• Каждый язык членоразделен, т. е. он членится на элементы, которые повторяются в различных комбинациях в составе других высказываний.

• Каждый язык обладает набором повторяющихся высказываний и пра­вилами их соединения в высказывания.

Наука, изучающая человеческий язык, называется ЛИНГВИСТИ­КОЙ, или ЯЗЫКОЗНАНИЕМ.

Объектом внимания лингвистов становятся такие вопросы, как происхож­дение языка, его функции, структура, взаимоотношения языка и мышления, языка и общества, языка и культуры, классификация и типология языков, их функционирование и историческое развитие.

На протяжении долгого времени лингвистика считалась частью филоло­гии—науки, которая изучала тексты, прежде всего древние. Затем внутри филологии выделились два направления: изучение собственно текстов, т. е. литературы, и изучение языков, на которых они написаны.

Будучи наукой о человеческом языке, лингвистика тесно связана с гума­нитарными науками, с социальными дисциплинами, объектом которых яв­ляется человеческое общество, — с философией, психологией, социологией, историей, археологией, антропологией, этнографией. Связь лингвистики с естественнонаучными дисциплинами (с математикой, физикой) позволяет ис­пользовать точные методы при описании языковых явлений.

Язык не может существовать вне коллектива говорящих на нем людей. Если культура — это форма функционирования любого общества, способ его адаптации к окружающей среде, то язык — важнейшее средство его культур­ной идентификации. История всякого язьжа отражает не только социальную историю народа, но и все важнейшие этапы его культурного развития. Без языка невозможно ни формирование культуры, ни поддержание культурных традиций. Дисциплина, изучающая язык в его отношении к культуре наро­да, называется этнолингвистикой. Каждый язык является отражением специфической картины мира говорящих на этом языке людей (носителей языка). В языке отражается различное членение окружающего нас мира на части и фрагменты, в свою очередь структура языка в определенной степени определяет структуру мышления и способ познания мира.

Таким образом, не только человек владеет языком, но и язык определя­ет очень многое в жизни человека. И хотя в понятие этноса — культурной общности людей — входят такие характеристики, как территория прожива­ния, общность истории, материальной и духовной культуры, психологические особенности, языку придается особая значимость. Социолингвистика изу­чает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, воздействием социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Каждому этносу при­сущ свой язык. Само понятие этноса подразумевает общность языка. Тем не менее реальное соотношение языка и этноса может быть сложнее. Так, на испанском языке, правда, с некоторыми специфическими особенностями, говорят и в Испании, и в странах Латинской Америки (на Кубе, в Мекси­ке, Аргентине, Чили). Встречается и обратная ситуация: жители провинции Эльзас на востоке Франции говорят и по-немецки, и по-французски. В со­циолингвистике, изучающей функционирование языка в обществе, подобная ситуация называется билингвизмом или двуязычием.

БИЛИНГВИЗМ, или двуязычие — одновременное функционирова­ние в обществе двух языков.

Особый вариант двуязычия, называемый диглоссией, предполагает не просто владение двумя языками, но распределение между двумя языками функциональных сфер их применения. Например, в Киевской и Московской Руси в бытовом общении применялся русский язык, а в торжественных слу­чаях, в письменности и в церкви использовался церковнославянский. Сейчас подобная ситуация характерна для многих африканских стран, где много­численные местные языки используются в бытовом общении, а в средствах массовой информации, образовании и в официальной документации домини­рует язык бывшей метрополии — английский, французский, португальский. Современная социолингвистическая ситуация в России различна в различ­ных регионах. Для Санкт-Петербурга в целом характерно моноязычие, а для некоторых регионов Кавказа или Поволжья — билингвизм или диглоссия.

Языковое общение принципиально отличается от невербальных форм об­щения, в своих истоках общих у человека и животных. Общение посредством языка составляет, по И. П. Павлову, «вторую сигнальную систему», надстраи­вающуюся над первой. Физиологические процессы порождения звуков у жи­вотных, даже у высших приматов, принципиально отличны от воспроизвод­ства речи человеком. Процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесенности с системой языка изучает психолингвистика. Психо­лингвистика, опираясь на методы психологии и психофизиологии, рассмат­ривает язык как динамическую систему речевой деятельности человека.

Нейролингвистика ориентирована в основном на диагностику и лече­ние различных видов речевых расстройств, вызванных поражением опреде­ленных зон головного мозга (афазиях). Так, было замечено, что при афази­ях в левом полушарии, отвечающем за логико-грамматическую расчленен­ность, речь теряет грамматическую правильность и плавность. При наруше­ниях в правом полушарии, ответственном за наглядно-образное мышление, речь остается грамматически правильной, но становится бессмысленной.

Роль языка в функционировании общества определяется его функциями. Основной функцией языка является коммуникативная функция — спо­собность служить средством общения и обмена мыслями. В рамках комму­никативной функции языка выделяются несколько более частных функций:

• контактоустанавливающая — установление и поддержание контакта без передачи информации, например, формулы приветствия или прощания, ко­торые имеются во всех языках;

• апеллятивная — функция призыва, побуждения к действию;

• экспрессивная, или эмоциональная — функция выражения чувств и эмо­ций человека.

Когнитивная (познавательная) функция языка связывает язык с мыш­лением и с сознанием. Язык не только средство передачи «готовой мысли», но и средство формирования мысли. Кроме того, язык является орудием по­знания, получения новых знаний о действительности.

Язык — важнейшее средство хранения и передачи информации, нацио­нального самосознания, традиций, культуры, истории каждого народа. Эта функция языка называется аккумулятивная.

С точки зрения внутренней организации язык представляет собой систе­му знаков, и, наряду с другими знаковыми системами, является предметом изучения семиотики или семиологии.

СЕМИОТИКА (или семиология) — это наука о знаках и знаковых
системах.
______________________________________________

4 Общение бывает вербальным — посредством слов — и невербальным—посредством интонации и модуляции голоса, мимики лица, жестов, позы. Только 7% информации люди передают словами, 38% — через интонацию и модуляцию голоса, 55% — посредством выра­жения лица, позы, жестов.

Языковой знак, как и любой другой, обладает планом выражения (зву­ковой, материальной стороной высказывания) и планом содержания (той ин­формацией, которая этим знаком передается). Обязательным свойством зна­ка является его противопоставленность другим знакам. Знак проявляется в оппозициях с другими знаками. Языковая система знаков принципиально от­личается от искусственных знаковых систем (например, знаков дорожного движения):

• стихийностью своего возникновения (язык никто не «придумывал»);

• универсальностью (с ее помощью можно выразить любое содержание);

• сложным иерархическим характером своей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: