Непосредственным критерием племенного животного является результат его племенного использования, т.е. качество потомства. Оценка по потомству особенно важна для определения качества производителей, которые дают потомков значительно больше чем матки. В настоящее время доказана возможность получения при искусственном осеменении одного производителя (быка, барана) 10-20 тыс. потомков в год или 150 тыс. за весь период его использования. Цель оценки производителя по потомству выявить лучших в племенном отношении производителей, способных при спаривании со специально подобранными самками давать потомство желательного типа. Оценивают по потомству ремонтных и взрослых производителей. Ремонтных производителей оценивают на специальных станциях племенных хозяйств и в зоне деятельности племенных станций, т.е. в специально выделенных хозяйствах. Оценку ремонтных производителей по потомству начинают в возрасте:
Бычки 14-16 месяцев
Бараны 16-18 месяцев
Хряки 9-10 месяцев
Это позволяет лучших из них использовать продолжительное время, а худших выбраковывать. Качество потомства зависит не только от наследственности отца, но и от наследственности матери, а также от условий внешней среды, в которой содержатся подобранные в производство матки и проходит развитие потомства. Поэтому при оценки производителей следует предусматривать:
|
|
1. Достаточное количество дочерей. Чем больше их, тем точнее можно оценить производителя. К быку прикрепляют 30-40 коров. К 40-50 овец. К хряку 8-10 свиноматок.
К Быку 30-40 коров
Хряку 8-10
Барану 40-50
2. Павильный подбор маток. Маток, закрепленных за разными производителями, выравнивают по возрасту, живой массе и продуктивности. Они должны быть не ниже 1 класса.
3. Подобранных производителям маток осеменяют в течение короткого срока:
Коров 3-4 мес.
Овец 1-2 мес
Свиней 1-2 мес
Всех маток содержат в одинаковых оптимальных условиях кормления и содержания.
4. В целях получения сопоставимых данных, родившихся дочерей, оцениваемых производителей, выращивают в одинаковых условиях.
Характеризуя потомство производителей нельзя ограничиваться средними показателями потомков. Необходим индивидуальный анализ каждого спаривания. Может оказаться, что в результате спаривания могут получаться как положительные, так и отрицательные результаты спаривания. Такого производителя целесообразно использовать именно на тех матках, с которыми он дает наиболее удачные сочетания.
Анализ качества потомства проводят по выраженности типа породы, экстерьеру и живой массе, а окончательную оценку по продуктивности дочерей. Производителей оценивают путем сравнивания показателей дочерей со стандартами породы (1 класс), с показателями сверстниц, родившимися в этот период от производителя между собой и дочерей с матерями.