Аксиологический подход

Весьма влиятельной концепцией является аксиологическая (от лат. acsios — ценность). Согласно этому подходу культура есть совокупность духовных и материальных ценностей. Этот подход позволяет определить само «вещество», из которого состоит культура, ее субстрат. Таковыми, действительно, являются ценности. Проблема ценностей необычайно сложна, более подробно она будет рассмотрена далее. Однако для определения смысла аксиологического подхода и его места в ряду других подходов достаточно отметить, что во всех определениях ценности есть некий инвариант. Он заключается в утверждении, что ценность — это то, что представляет интерес для человека, а интерес для человека представляет все, что удовлетворяет какие-либо его потребности. В этом смысле все, что существует в культуре, — это ценности. Если изъять из культуры ценности, то от нее ничего не останется.

Таким образом, надо признать, что аксиологический подход позволяет максимально широко охватить «поле» культуры. Однако он не дает возможности ответить на множество важных вопросов: почему столь различны системы ценностей в разных исторических типах культуры, у разных народов, в разные периоды жизни одной и той же страны; почему столь различны ценностные ориентиры у разных людей; кто, когда, где и, главное, зачем производит эти ценности? Вопросы можно продолжать бесконечно.

Таким образом, недостаток аксиологического подхода можно усмотреть в том, что культура с этой точки зрения предстает как некий «склад» ценностей. Нет движения, непонятно, по какому принципу разложены ценности по полкам.

Совершенно очевидно, что эти принципы нужно искать в рамках какого-то другого подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: