Понятие и значение типологии государства и права. Формационный и цивилизационный подходы

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

Понятие государства. Общечеловеческое и классовое начала в сущности государства

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т. е. тех признаков, которые являются определяющими, наиболее устойчивыми и закономерными в данном явлении. Кроме того, в понятие государства включается также его социальное назначение — служебная роль и историческая цель.

Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Однако следует признать ошибочной советскую трактовку понятия «государство» исключительно с классовых позиций, согласно данной трактовке государство — это организация политической власти именно экономически господствующего класса (таково марксистское понимание государства в обществе с антагонистическими классами). Такой подход обеднял и искажал представление о государстве, так как являлся односторонним, содержал понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций, ориентировал на обострение классовых противоречий.

В связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка сущности понятия «государство» исключительно с классовой позиции стала неприемлемой. Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, начиная от Аристотеля и заканчивая современными теориями. Большинство немарксистских теорий государства и его социального назначения, сформулированных М.М. Сперанским, Б.Н. Чичериным и другими мыслителями, в той или иной мере сходились в понимании государства как института социального компромисса и достижения общественного блага.

Однако указанные выше немарксистские теории также являлись односторонними, т. к. признавали в государстве лишь одну его сторону — общесоциальную, общечеловеческую. При этом следует отметить, что К. Маркс в своем научном труде «Капитал» все-таки говорил о двух основных моментах в деятельности любого государства:

• выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества,

• выполнение специфических классовых функций.

Стало быть, в приведенном выше суждении К. Маркса была сделана попытка понимания понятия «государство» как единства двух его сторон, тесно взаимосвязанных друг с другом, — общечеловеческой стороны и классовой стороны.

К выполнению общих дел государства прежде всего можно отнести осуществление разнообразных коллективных потребностей общества. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит именно в том, чтобы стать инструментом социального компромисса между различными слоями населения и общественными силами, а также инструментом обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех государственных функций.

Только учитывая одновременно и общечеловеческое, и классовое начала в сущности государства, можно достигнуть научной объективности в изучении данного понятия. При этом следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым началами в государстве в различные исторические эпохи было неодинаково. В современных же условиях налицо приоритет общечеловеческих ценностей.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия «государство». Итак, государство — это такая организация политической власти, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач (приоритетных для того или иного слоя населения), так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (обеспечение общественного блага).

Государство, которое преимущественно выступает как орудие социального компромисса, как правило, должно соответствовать уровню развития демократии в обществе. Демократически цивилизованное государство, пределы власти которого строго основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, признается правовым государством. При этом демократия и правовое государство предполагают необходимые для всякого общества законность и правопорядок.


Для начала следует отметить, что государство — это организация (механизм) непосредственного политического властвования. Все другие общественные организации, которые, входя в политическую систему общества, участвуют в отправлении власти опосредованно, т. е. через непосредственное участие самого государства, осуществляют «сотрудничество» с ним в различных формах.

Таким образом, государство и иные социальные организации тесно связаны путем взаимодействия, однако государство отличается от них рядом существенных признаков:

1. Государство в пределах своих территориальных границ и пределов выступает в качестве единственного официального представителя всего общества в целом, всего населения, которое объединено по признаку гражданства и территориальности.

2. Только государство обладает государственным суверенитетом, под которым понимается верховенство государства на всей своей территории и независимость в международных отношениях. Таким образом, государство — это единственный носитель суверенной власти.

3. Только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты. Данное законодательство обладает высшей юридической силой и содержит общеобязательные правила должного и возможного поведения — нормы права. Нормы права носят всеобщий характер, т. е. распространяются на все государственные, муниципальные, общественные и частные организации, а также и на отдельных граждан.

Те или иные общественные организации также могут принимать решения, оформленные в виде нормативных актов, однако такие акты будут иметь силу только для внутриорганизационных подразделений. Таким образом, правотворчество — исключительная прерогатива государственной власти.

4. Государство — это сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и соответствующих им материальных средств, необходимых для выполнения тех или иных государственных задач и функций.

Характерная особенность органов, которые образуют в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном признаке их полномочий. Это связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности государственных органов, а также со способностью образованных государственных органов издавать правовые акты и охранять их от всяких нарушений.

Деятельность государственного механизма в свою очередь предполагает наличие особого специально отобранного слоя лиц — государственных служащих. Основное назначение государственных служащих состоит в реализации функций управления обществом.

5. Государство — это единственная в политической системе общества организация, которая имеет в своем составе правоохранительные (карательные) органы — суд, прокуратуру, милицию и др. Данные органы созданы специально для того, чтобы охранять законность и правопорядок путем принуждения к выполнению норм права.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, которые направлены на обеспечение обороноспособности страны, государственного суверенитета, территориальной целостности государства.

7. Один из важнейших отличительных признаков государства как особой общественной организации состоит в его тесно органической взаимосвязи с правом. В широком смысле право — это экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли, регулятор общественных отношений.

Итак, взятые в совокупности указанные признаки государства объясняют его особенное место и ведущую роль в политической системе общества. В различные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях названные признаки государства отличаются как внутренним содержанием, так и внешним проявлением.

В современных же условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации обороны страны.


В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

Формационный подход. В данном случае выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-диалектического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в определенных условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

Исходя из формационного подхода, в понятие «тип государства» вкладываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств в одной и той же социально-экономической формации. При таком подходе тип государства определяется исходя из последовательных ответов на три вопроса:

1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

2. Орудием какого именно класса является созданный государственный аппарат?

3. Каково социальное назначение данного государства?

В соответствии с формационным подходом выделяются следующие четыре исторических типа государства: 1) рабовладельческий, 2) феодальный, 3) капиталистический (буржуазный), 4) социалистический. Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Согласно формационному подходу к изучению типологии государства, в процессе последовательной смены одной общественно-экономической формации другой, происходящей в результате социальных революций, с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому и развитому.

Однако следует отметить, что у формационного подхода имеется ряд недостатков, к числу которых относятся односторонность и формализм в отношении типологии государства. Наконец, представляется методологически не обоснованным и нецелесообразным заранее предопределять как последнюю общественно-экономическую формацию, так и последний тип государства.

Цивилизационный подход. В современном мире в рамках цивилизационного подхода преобладает так называемое технологическое направление, в соответствии с которым тип государства определяется той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения (коэффициент потребления и оказания услуг), на которой находится конкретное государственное образование. Основной мыслью технологического направления является замена социальной революции научно-технической революцией, при этом последняя выступает в роли двигателя развития общества, государства.

Следует отметить, что одной из наиболее разработанных теорий технологического направления является теория «стадий экономического роста», автором которой признан американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно данной теории технологического направления все общества по своему экономическому развитию можно отнести к одной из пяти следующих стадий экономического роста:

1. Традиционное общество — на данной стадии общество не использует никаких достижений науки и техники, более тяготеет к ведению сельского хозяйства, нежели к иным отраслям занятий.

2. Переходное общество — в этой стадии общество переживает трансформацию, переживает изменения в науке и технике, переходит на более высокий уровень развития.

3. Общество, которое переживает процесс сдвига, «взлета», —данная стадия получила свое название из-за быстрого «взлета» в сфере научно-технического прогресса — как в области сельского хозяйства, так и в области обрабатывающей промышленности.

4. Созревающее общество — такое общество на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества, а также на основе значительного увеличения уровня инвестирования национального дохода достигает устойчивого превышения показателя выпуска продукции над показателем роста населения.

5. Общество, которое достигло высокого уровня народного потребления; впоследствии возникает общество, которое можно назвать «государством благоденствия», — на данной стадии все ведущие и быстро развивающиеся экономические секторы переходят на производство предметов длительного пользования и услуг массового потребления.

В рамках цивилизационного подхода также существуют и иные теории — теория «менеджеризма», теории «единого индустриального общества» и «постиндустриального общества» и др. Особенное место в цивилизационном подходе к изучению типологии государства отведено теории «конвергенции», значительную часть в разработке которой выполнил академик А.Д. Сахаров. Эта теория основана на идеях сближения двух мировых систем — капиталистической и социалистической, воплощения лучших их элементов в едином типе общества и государства.

В рамках цивилизационного подхода имеется и другое направление, отличное от технологического, представителем которого является английский историк А. Тойнби. А. Тойнби сформулировал основную идею цивилизации, под которой понимал замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В соответствии с этой теорией ученый выделил 20 цивилизаций, которые имели место в мировой истории общества и не были связаны между собой какими-либо общими закономерностями развития, а, напротив, существовали обособленно друг от друга.

Помимо двух основных — формационного и цивилизационного —подходов, существуют и некоторые иные подходы к изучению типологии государства. Однако при изучении вопроса о типе государства (общества) лучше всего пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: