Личное – общественное. Принципиальное значение для судеб нашего общества имеет также проблема гармонизации параметров антропологической структуры культуры

Принципиальное значение для судеб нашего общества имеет также проблема гармонизации параметров антропологической структуры культуры, обозначаемых категориями «личное» и «общественное». Здесь, как и в других случаях, результаты предшествующего развития заключались в довольно полном, но одностороннем развертывании каждой из противоположных тенденций. Так, культурная ситуация 30 – 50-х годов характеризуется высоким статусом общественных идеалов и целей. Культурной нормой считалось пренебрежение ко всему личному. Самоотверженность была в это время поистине массовым явлением. Начиная с 60-х годов стала заметной тенденция к усилению личностных устремлений, которая зачастую оказывалась связанной с обесцениванием общественных идеалов.

Задача настоящего периода заключается, конечно, не в том, чтобы искусственно гальванизировать идеалы самоотречения и на этой зыбкой основе пытаться возвеличить общественные интересы. Сложность стоящих перед культурой проблем заключается как раз в том, чтобы способствовать росту активности личности в достижении как идеалов личного счастья, так и общественного благополучия.

Представляется, что доминантой этого двуединого процесса может стать воспитание таких личностных свойств, как чувство хозяина и чувство общности при выдвижении на передний план первого из них.

Сущность решения этой проблемы связана в числе прочего с необходимостью преодоления негативных моментов культурно-исторического наследия. Печальная истина заключается в том, что чувство хозяина в российском характере не было развито даже на уровне высших слоев общества. Представителям тех социальных групп, которые относились к неимущим, это было чуждо по определению.

Социально-культурная почва, совершенно негодная для воспитания чувства хозяина, оказалась зато необычайно благоприятной для формирования таких стереотипов массового сознания и поведения, как пренебрежение ко всему казенному, снисходительное отношение к хищениям и злоупотреблениям.

Процесс формирования и проявления чувства хозяина имеет многослойный характер — в соответствии с теми общественными отношениями, в которые вступает личность. Решающую роль в этом плане играют отношения собственности: если человек ничем не владеет ни юридически, ни фактически, то даже самыми изощренными средствами культуры воспитать в нем чувство хозяина не удается.

Другой социальный уровень формирования у личности чувства хозяина — это микросреда: семья, дом, улица, село или город, местность и т. д. Вклад культуры в этой области становится более весомым. Скорее руководствуясь словами известной песни «C чего начинается Родина...», чем теоретическими разработками культурологов, которые еще не дошли до такой конкретики, практические работники культуры весьма интенсивно действуют в этом направлении. В подтверждение можно упомянуть о такой форме работы, как праздники улицы, города, села, фильмы, посвященные жильцам одного дома, и т. п.

Большое значение в этом плане должно иметь также изменение самих принципов организации среды жизнеобитания человека. Речь в первую очередь должна идти о благоустройстве, эстетизации и своего рода интимизации наших поселений. В самом деле, чувство хозяина вряд ли появится при виде обшарпанных унылых домов, огромных пустырей, безликих, однообразных кварталов.

Все стадии формирования чувства хозяина есть одновременно и стадии формирования чувства общности со своей семьей, соседями, земляками, товарищами по труду, согражданами. И именно в этой цепочке возможно формирование чувства общности планетарного масштаба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: