Умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 121 УК). Отличие умышленного тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевшего, от умышленного убийства 6 страница

Изнасилование потерпевшей лица без квалифицирующих признаков, а затем повторное изнасилование при наличии признаков, указанных в ч. С или ч. 4 ст. 152, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 152 и, соответственно, ч. ч. С или 4 настоящей статьи. В таких случаях квалификация действий виновного по ч. 2 ст. 152 не нужна. Однако указанная признак должен быть указан в юридическом формулировке обвинения.

Несовершеннолетними являются лица в возрасте до 18 лет, а малолетними лица, которым на момент совершения преступления не исполнилось 14 лет.

Изнасилование, совершенное группой лиц, имеет место тогда, когда группа из двух или более лиц соисполнителей действует согласованно с целью совершения насильственного полового акта с одной или несколькими потерпевшими лицами. Группа лиц отсутствует, если несколько субъектов насилуют одного потерпевшего, однако не согласовывают при этом свои действия и не способствуют друг другу.

На квалификацию изнасилования группой лиц в качестве законченного преступления для всех соисполнителей не влияет то, удалось ли каждому из насильников совершить половой акт с потерпевшей лицом. Групповое изнасилование является оконченным преступлением с момента начала половых сношений хотя бы одним из его участников.

Объективная сторона комментируемого состава преступления является сложной, не исчерпывается половыми сношениями и включает в себя действия (насилие и приведение в беспомощное состояние), которые могут быть реализованы и теми, кто естественный половой акт непосредственно не совершает. Потому как співвиконавство изнасилования рассматриваются и действия лица, не поступила и не собиралась совершить половой акт, но непосредственно применила физическое насилие, угрозу или доказала потер-

пойду человека до беспомощного состояния с целью изнасилования ЕЕ другим лицом. Исполнителем группового изнасилования выступает и тот, кто не способен быть субъектом индивидуального изнасилования (импотент, женщина при изнасиловании лица женского пола и тому подобное), однако может выполнить часть объективной стороны злочинуДії участников группового изнасилования следует квалифицировать только по ч, 3 ст. 152 без ссылки на ст. 27.

Ответственность участника группового изнасилования по ч..ст. 152 исключается в случае, когда другие его участники за невменяемость, недостижение 14-летнего возраста или по другим предусмотренным законом основаниям не были привлечены к уголовной ответственности. Однако, если указанный участник не осознавал и по обстоятельствам дела не мог осознавать наличие указанных обстоятельств в отношении других участников группового изнасилования, он несет ответственность по ст. 15 и ч. Ст. 152 согласно правилам фактической ошибки.

От изнасилования, совершенного группой лиц, необходимо отличать соучастие в.нем преступлении, которое не является співвиконавством. Например, за ч. 5 ст. 27 и соответствующей части ст. 152 как пособничество в изнасиловании следует квалифицировать действия лиц, способствующих его совершению, например, тем, что заманили жертву в место посягательство на нее, приобрели вещества, с помощью которых потерпевшее лицо приводится в беспомощное состояние, и тому подобное.

Особо тяжкими последствиями могут быть признаны смерть или самоубийство потерпевшего лица, потеря любого органа или его функций, психическая болезнь или иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть, прерывание беременности, заражение вирусом иммунодефицита человека. Особенно тяжкие последствия - оценочное понятие, а потому приведенный перечень не может рассматриваться как исчерпывающий.

Особенно тяжелые последствия могут быть вызваны действиями как виновного, так и потерпевшего лица (например, реакцией последней на преступление стало то, что она накладывает на себя руки или причиняет себе телесные повреждения, пытаясь избежать сексуального насилия).

В случае, когда при изнасиловании или покушении на это преступление смерть потерпевшего наступила в результате его собственных действий (например, она выпрыгнула из транспортного средства во время движения и получил смертельные повреждения), действия виновного охватываются ч, 4 ст. 152 или ст. 15 и ч. 4 ст. 152.

Если изнасилование или покушение на изнасилование соединены с причинением тяжкого телесного повреждения^ отнесенного к такому не по результатам изнасилования, эти действия не рассматриваются как такие, что повлекли особо тяжкие последствия. Они квалифицируются без отношение в вину анализируемого квалифицирующего признака по совокупности преступлений по соответствующим частям ст. ст. 152 и 121. Причинение при изнасиловании тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевшего, охватывается ч. 4 ст. 152 и дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 121 не нуждается.

Не признаются особо тяжкими последствиями при изнасиловании дефлорация, беременность (за исключением случаев, когда есть медицинские противопоказания к родам). Сознательное постановка потерпевшего лица с

опасность заражения вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезнью, если заболевание после изнасилования не наступило, следует квалифицировать по совокупности преступлений - соответствующей части ст. 152 И ч, 1 ст. 130.

Умышленное убийство ч. 4 ст. 152 не охватывается. Действия лица, которое в процессе изнасилования или покушения на это преступление. сразу после этого совершила умышленное убийство потерпевшего, квалифицируются по п. 10 ч. 2 ст. 115 и, соответственно, ст. 15 и ч. 4 ст. 152 или ч. 4 ст. 152.

Если с целью скрыть изнасилование или покушение на это преступление было совершено умышленное убийство потерпевшего через некоторое время после совершения указанного преступления (при наличии разрыва во времени), действия виновного следует квалифицировать по ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 152 или ст. ст. 15 и 152 и по п. 9 ч. 2 ст. 115. В данном случае смерть потерпевшего не рассматривается как проявление особо тяжких последствий изнасилования.

Комментарий к статье 364. Злоупотребление властью или служебным положением
1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных мотивов или в других личных интересах или в интересах третьих лиц, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц,-

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, если они повлекли тяжкие последствия,-

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены работником правоохранительного органа,-

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания: 1. Служебными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняют такие обязанности за специальным полномочием.

2. Служебными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, которые исполняют обязанности, указанные в пункте 1 этого примечания.

3. Существенным вредом в статьях 364. 365, 367, если он заключается в причинении материального ущерба, считается такая жаль, которая в сто и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

4. Тяжкими последствиями в статьях 364-367, если они заключаются в причинении материальных убытков, считаются такие, которые в двести пятьдесят и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.

1. Злоупотребление властью или служебным положением признается преступлением при наличии трех специальных признаков в их совокупности:

1) использование должностным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы; 2) совершение такого деяния из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах

третьих лиц; 3) причинение такими действиями существенного вреда охоронюва-

ним законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц. Отсутствие одного из указанных признаков свидетельствует об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 364.

Таким образом, с объективной стороны это преступление может иметь следующие формы: 1) злоупотребление властью, что нанесло существенный вред; 2) злоупотребление служебным положением, что нанесло существенный ущерб.

Под злоупотреблением властью следует понимать умышленное использование должностным лицом, имеющим властные полномочия, вопреки интересам службы своих прав относительно предъявления требований, а также принятия решений, обязательных для выполнения другими физическими или юридическими лицами. Злоупотреблять властью может как представитель власти, так и должностное лицо, исполняющее организационно-распорядительные обязанности, поскольку последняя также имеет властные полномочия, распространяющиеся на подчиненных Ей лиц.

Злоупотребление служебным положением - это любое умышленное использование должностным лицом вопреки интересам службы своих прав и возможностей, связанных с и должностью. В целом злоупотребления служебным положением - это более широкое понятие, оно охватывает злоупотребления властью, поскольку использовать вопреки интересам службы должностное лицо может и властные права и возможности, если она ими наделена.

Злоупотребление властью или служебным положением предполагает наличие взаимосвязи между служебным положением виновного и его поведением, которое выражается в незаконных действиях или бездействии, Должностное лицо при злоупотреблении в любой форме стремится воспользоваться своим служебным положением, которое предусматривает как наличие Предусмотренных законами и другими нормативно-правовыми актами полномочий (прав и обязанностей), так и наличие фактических возможностей, которые предоставляет ей сам авторитет должности (ее общепризнанный вес, важность, влиятельность).

Словосочетание вопреки интересам службы предусматривает, что должностное лицо не желает считаться с возложенными на него законом или иным нормативно-правовым актом обязанностями, действует вопреки им, не обращает внимание на служебные интересы. О понятии этого признака подробнее. комментарий, изложенный в Общих положениях к этому разделу.

Под интересами службы следует понимать, прежде всего, интересы государства вообще, и кроме того, интересы определенного органа, предприятия, учреждения или организации, не противоречат, не противопоставляются интересам государства. Поэтому действия должностного лица, совершенные в узковедомственных интересах в ущерб общегосударственным интересам или интересам других предприятий, учреждений и организаций, также могут признаваться совершенными вопреки интересам службы.

О понятии существенный вред см. комментарий, изложенный в Общих положениях к этому разделу. Фактическое наступление существенного вреда необходимо для признания этого преступления оконченным, ведь его состав по своей конструкции является материальным. Необходимым признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 373, является наличие причинной связи между злоупотреблением властью или служебным положением и существенным вредом.

2. Субъектом злоупотребления властью или служебным положением может быть только должностное лицо. О понятии должностного лица см. комментарий, изложенный в Общих положениях к этому разделу.

3. С субъективной стороны это преступление характеризуется умышленной или смешанной формой вины.

Корыстный мотив, другие личные интересы и интересы третьих лиц являются обязательными признаками злоупотребления властью или служебным положением и подчеркивают тот факт, что это преступление может быть совершено под влиянием именно таких побуждений.

Корыстный мотив можно определить как стремление должностного лица путем злоупотребления властью или служебным положением получить незаконную материальную выгоду (получить имущество, имущественные права, освободиться от личных имущественных затрат и т. п).

Другие личные интересы как мотив злоупотребления властью или служебным положением заключаются в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, зависть, протекционизм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п. Другие личные интересы могут проявиться и в связи с желанием отомстить кому-нибудь, получить преимущество в недобросовестной конкурентной борьбе и др. Например, чувство карьеризма побуждает должностное лицо совершить действия, которые могут удовлетворить ее стремление продвинуться по службе, что объективно не соответствует опыту, знаниям, моральным качествам этого лица.

Интересы третьих лиц необходимо понимать как такие. не охраняются в данном случае законом. Стремление их удовлетворить является своеобразным аморальным, мотивом должностного лица. Такое желание может совпадать, например, с негативным пониманием карьеризма, приведенным выше, если карьера зависит от третьего лица, или проявиться в незаконном предоставлении услуг, преимуществ родственнику, знакомому, освобождении Их от предусмотренных законом обязанностей, догідництві перед начальником и тому подобное. Третьими лицами могут быть родственники, приятели, знакомые, начальники должностного лица, которые желают вместе с последней воспользоваться правами, которые принадлежат ей по должности, или связанными с должностью возможностями.

4. Квалифицирующим признаком преступления является причинение тяжких последствий (ч. 2 ст. 364), а особо квалифицирующим - совершение его работником правоохранительного органа (ч. Ст. 364). О понятии тяжких последствий см.. комментарий, изложенный в Общих положениях к этому разделу, а о п

Комментарий к статье 127. Пытки
1. Пытки, то есть умышленное причинение сильной физической боли или физического или морального страдания путем нанесения побоев, мучения или других насильственных действий с целью побудить пострадавшего или другое лицо совершить действия, противоречащие их воле,-

наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц,-

наказываются лишением свободы на срок от пяти где десяти лет.

1. Основным непосредственным объектом истязания является здоровье, а дополнительным обязательным - воля, честь и достоинство лица.

2. С объективной стороны это преступление характеризуется: 1) действиями - нанесением побоев, мучением или иными насильственными действиями; 2) последствиями в виде причинения сильной физической боли или физического или морального страдания; 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

О понятии побоев см.. комментарий к ст. 126. Мучения (или причинения мучений) - это действия, связанные с длительным лишением человека пищи, питья или тепла, содержанием ее во вредных для здоровья условиях (например, в условиях, которые лишают человека любого из его природных чувств - зрения, слуха, пространственной или временной ориентации) и тому подобное. К иным насильственным действиям могут быть отнесены различные посягательства на половую неприкосновенность лица, действия, характерные для истязания (о понятии истязания см. комментарий к ст. 126), а также другие подобные действия, среди которых наиболее распространенными являются подвешивания тела, подавлении, длительная изоляция, воздействие на человека постоянным и громким звуком, принуждение есть несъедобные вещества и тому подобное. Все подобные действия сопровождаются стрессом, чувством ужаса или беспокойства и способны унизить человека, сломать ее морально.

Если указанные действия были соединены с лишением человека свободы, изнасилованием, насильственным удовлетворением половой страсти неестественным способом, то содеянное подлежит квалификации по сукуп-

ностью преступлений, предусмотренных ст. ст. 127 и, соответственно, 146, 152, 153. Задачи побоев и истязание во время пыток полностью охватывается ст. 127.

3. Субъект истязания общий. Насильственные действия, совершенные службовнми лицами с целью побуждения потерпевшего к действиям, противоречащим его воле, могут быть квалифицированы, в частности, по ст. ст. 365 (424) или 373.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Целью насильственных действий при истязании является попытка принудить потерпевшего или другое лицо к действиям, противоречащим их воле, например, предоставить определенные сведения или признания, совершить самокалечения и тому подобное. Если такие действия совершены с целью получить чужое имущество или право на имущество, они квалифицируются по ст. 189, с целью противодействия законной хозяйственной деятельности - по ст. 206, а с целью принуждения потерпевшего к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств - по ст. 355.

5. Квалифицирующими признаками этого преступления является совершение его повторно или по предварительному сговору группой лиц. О понятии ловторності и предварительного сговора группы лиц см. комментарий к ст. ст. 32 и 28.

Конституция Украины (ст. 28).

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948p. (cm.5).

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г.(ст.ст. 7 и 10). Ратифицирован СССР 18 сентября 1973г.

Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1550 p. Ратифицирована Украиной 17 июля 1997 (ст. 3)

Комментарий к статье 201. Контрабанда
1. Контрабанда, то есть перемещение товаров через таможенную границу Украины вне таможенным контролем либо с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах, а также незаконное перемещение исторических и культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к ней), а так же контрабанда стратегически важных сырьевых товаров, относительно которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией предметов контрабанды.

2. Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией предметов контрабанды и с конфискацией имущества.

Примечание. Контрабанда товаров считается совершенной в крупных размерах, если Их стоимость в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

1. Основным непосредственным объектом преступления является установленный порядок перемещения соответствующих предметов через таможенную границу Украины, который является необходимым условием нормальной деятельности таможенных органов по взысканию предусмотренных законодательством платежей, осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления предметов. Дополнительным факультативным объектом контрабанды могут выступать установленный порядок оборота предметов разрешительной системы, порядок уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, общественная безопасность, здоровье населения.

2. Все предметы контрабанды делятся на две группы: 1) предметы, которым присущи специальные признаки, дающие основания для квалификации их незаконного перемещения через таможенную границу Украины по ст, 201 независимо от размера контрабанды: а) исторические и культурные ценности; б) ядовитые, сильнодействующие, радиоактивные или взрывчатые вещества; в) оружие и боеприпасы (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к ней); г) стратегически важные сырьевые товары, относительно которых законодательством установлена ответствен-

дни правила вывоза за пределы Украины, их свободное обращение в соответствии с действующим законодательством может существенно ограничиваться и для перемещения их через таможенную границу, как правило, требуется специальное разрешение, Специфика предмета преступления в таких ситуациях обусловливает необходимость квалификации по совокупности преступлений (применению, кроме ст. 201, подлежат, в частности, ст. ст. 263, 265, 267, 321); 2) товары, которые свободно вращаются в Украине и незаконное перемещение которых через таможенную границу Украины образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201, лишь в случае совершения его в больших размерах.

Контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров следует квалифицировать по ст. 305.

Перемещение через таможенную границу Украины вне таможенным контролем либо с сокрытием от таможенного контроля поддельной национальной валюты Украины, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи, осуществляемое с целью их сбыта на территории Украины или за рубежом, надо квалифицировать не как контрабанду, а как приготовление к их сбыту (ст. ст. 14, 199).

Нарушение порядка перемещения через таможенную границу валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платежных и других. документов, платежных карточек влечет административную ответственность, предусмотренную ТК.

О понятии культурных ценностей см. комментарий к ст. 193. Культурные ценности не всегда являются одновременно историческими, но исторические ценности признаются частью культурных ценностей. Вывоз культурных ценностей из Украины осуществляется при наличии специального разрешения, выдаваемого в установленном законом порядке. Вывозу из Украины не подлежат: а) культурные ценности, занесенные в Государственный реестр национального культурного достояния; б) культурные ценности, включенные в Национальный архивный фонд; в) культурные ценности, включенные в Музейный фонд Украины.

Ядовитые вещества - это яды, токсины (боевые, лекарственные, сельскохозяйственные и другие), которые, попадая внутрь организма человека через органы дыхания, пищеварения или через кожу, способны вызвать смерть человека или психоневрологический расстройство, нарушение дыхания или функции сердечно-сосудистой системы, поражения почек (нефропатію) или печени (гепатопатію) и тому подобное. Они могут быть минерального (мышьяк, стрихнин, ртуть и сулема, синильная кислота и другие цианиды, пестициды и тому подобное), растительного (яд, выделенная из мухомора, бледной поганки и тому подобное), животного (яд и яд, вырабатываемый членистоногими животными) или смешанного или искусственного (химического) происхождения.

Сильнодействующие вещества - это лекарственные, бытовые, промышленные и другие химические вещества, способные своим влиянием на живой организм причинить ему вреда. К ним, в частности, отнесены аминазин, бисептол, гросептол, эритромицин, эфералган, камфора, корвалол, нистатин, нитроглицерин, новокаин, сульфадимезин, тетрациклин, фурацилин, Некоторые инсулины и витамины, никотиновая кислота, настойки женьшеня и прополиса, раствор йода спиртовой. К сильнодействующим веществам относятся и другие кислоты, щелочи, соли.

Незаконное перемещение указанных сильнодействующих веществ через таможенную границу Украины должно повлечь уголовную ответствен-

ность за ст. 201 только в тех случаях, когда количество указанных лекарственных средств значительно превышает размеры, необходимые для лечения конкретного лица. Это является вопросом факта, который должен решаться на основании конкретных материалов дела.

Под радиоактивными веществами следует понимать ядерное топливо которое может выделять энергию путем самоподдерживающегося цепного процесса ядерного деления вне ядерным реактором, радиоактивные продукты и отходы, а также вещества природного или искусственного происхождения, содержащие в своем составе радиоактивные изотопы, которые способны до первоначального излучения (урановая руда или ториевого, уран-233, плутоний-239, америций-242 тому подобное). Оборудование и установки (технические устройства) - источники ионизирующего излучения (оборудование ядерных реакторов, установки для разделения изотопов, системы конверсии и тому подобное) - не является в прямом смысле слова веществами. Вещи, что приобрели радиоактивности вследствие воздействия радиоактивных материалов (пробы грунта, техника, одежда и прочее), также не могут признаваться радиоактивными веществами.

О понятии взрывчатых веществ, боевых припасов и оружия см. комментарий к ст. 410.

Под товаром следует понимать любой продукт труда, имеющий потребительскую стоимость, предназначенный для удовлетворения потребностей человека и при этом произведенный для отчуждения путем продажи, обмена, сдачи на комиссию (консигнацию) и тому подобное, а не для собственного потребления или использования. Это могут быть продовольственные или непродовольственные товары, лекарственные средства (кроме ядовитых, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров) и изделия медицинского назначения, гладкоствольное охотничье оружие (это оружие, конструкция которой не позволяет стрелять нарезной пулей) и боевые припасы к ним, печатная продукция, промышленные изделия, в т.ч. такие продукты, которые перемещаются через таможенную границу с использованием трубопроводного транспорта (нефть, природный газ) и линий электропередач (электроэнергия). Не является предметом этого преступления вещи, которые согласно законодательству Украины не подлежат обязательному декларированию таможенным органам и не облагаются пошлиной вещи, которые ввозятся (пересылаются) в случае переселения граждан на постоянное место проживания в Украине, вещи, которые ввозятся (пересылаются) гражданами и входят в состав наследства, открытой за таможенной границей Украины в пользу резидента (при наличии консульской легализации соответствующих документов).

До стратегически важных сырьевых товаров, относительно которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за мед" Украины, относятся товары, на которые распространяется режим лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций. Эти режимы вводятся Украиной, в частности, в случае: резкого ухудшения расчетного баланса Украины, если отрицательное сальдо его превышает на соответствующую дату 25 процентов от общей суммы валютных требований Украины; достижения установленного ВР уровня внешней задолженности; значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины; необходимости обеспечить определенные пропорции между импортным и отечественным сырьем в произ-

бництві тому подобное. Перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит квотированию и лицензированию, ежегодно утверждаются КМ.

До стратегически важных сырьевых товаров могут относиться также товары, разрешение на вывоз которых выдается специально уполномоченным органом - ДСЕК. Перечни таких товаров утверждаются и периодически пересматриваются КМ.

3. Объективная сторона контрабанды выражается в действиях, которые заключаются в незаконном перемещении соответствующих предметов через

Под перемещением через таможенную границу следует понимать ввоза на таможенную территорию Украины, вывоз с этой территории или транзит через территорию Украины товаров и других предметов любым способом, включая использование с этой целью специально тренированных животных, трубопроводного транспорта и линий электропередачи. Предметы контрабанды могут быть перемещены через сухопутную, морскую или воздушную границу как вместе с лицами, которые его пересекают, так и отдельно от них, например, в случае отправки

груза почтой.

Обязательным признаком состава преступления является место его совершения - это таможенную границу. Таможенная граница совпадает с государственной границей Украины (см. комментарий к ст. 331), за исключением границ специальных таможенных зон. Пределы территории специальных таможенных зон являются составной частью таможенной границы Украины.

Перемещение предметов через таможенную границу Украины вне таможенного контроля означает их перемещение: 1) вне места расположения таможни; 2) в расположении таможни, но вне зоны таможенного контроля; 3) вне времени осуществления таможенного оформления (то есть до открытия или после закрытия таможни, которая является временной или работает не круглосуточно); 4) с незаконным освобождением от таможенного контроля.

Перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Украины вне таможенным контролем лицом, которая одновременно пересекает государственную границу Украины вне пунктов пропуска, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 201, 331.

Перемещение предметов через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля - это их перемещение: 1) с использованием тайников (специально, с целью совершения контрабанды, изготовленных или оборудованных тайников в транспортных средствах, Оборудовании, таре, предметах одежды и т. п); 2) с использованием других средств, затрудняющих обнаружение предметов (с сокрытием предметов в организме или на теле человека или животного, в одежде, обуви, головном уборе, в полостях транспортного средства, в багаже, продуктах питания, вещах личного пользования и тому подобное); 3) путем предоставления одним предметам вида других через существенную замену внешних характерных признаков предметов, а также их тары, упаковки и тому подобное, что позволяет отнести предметы контрабанды к предметам иного вида (например, так называемое камуфлирование подлинности); 4) с представлением таможенному органу Украины как основания для перемещения предметов через таможенную границу определенных документы: а) поддельных; б) полученных незаконным путем (например, в результате предоставления уполномоченному лицу как основания для выдачи Документов заведомо ложных сведений или вследствие зло-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: