Развитие теорий и моделей экономического роста

Направления и этапы развития экономической мысли Суть теории
Воззрения мыслителей древнего мира Философы косвенно занимались вопросами экономического роста, но отмечали связь между богатством государства и проблемами социального неравенства.
Воззрения мыслителей эпохи Средневековья Двойственное отношение к богатству (с одной стороны, накопление богатства безнравственно и греховно, а с другой - «умеренное» накопление позволяет каждому человеку обрести достаток).
Меркантилизм Экономический рост есть результат приумножения денежного богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли.
Физиократия Богатство создается трудом и его результатами.
Классическая политэкономия Представители этого направления рассматривали НТП как один из факторов развития рыночных отношений. Д. Риккардо, в частности, считал, что в экономике неотвратимы кризисы перепроизводства (или недопотребления).
Марксизм Изучая экономику Англии, Маркс пришел к выводу, что экономика развивается десятилетними циклами, а кризис – их неотъемлемая фаза.
Маржинализм Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса стала опорным пунктом для поиска моделей динамического развития и экономического роста.
Институционализм Создатель Гарвардского барометра У. Митчелл определил, что экономические циклы представляют собой многофакторный процесс, но каждый из них определяется собственными факторами.
Кейнсианство Дж. М. Кейнс, исследуя функциональные связи в экономике на макроуровне, пришел к выводу, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта.
Теории экономической динамики На основе идей своих предшественников была построена математическая модель экономического роста, которая могла бы отразить все факторы, влияющие на данный процесс. В результате появились такие модели как: основанные на включении предпринимательских ожиданий модель Е.Домара и на эндогенной теории инвестиций модель Р.Харрода, учитывающая фактор НТП модель Р. Солоу, модель эндогенного роста на основе инноваций Ф. Эгийона и П. Хоуитта, учитывающая человеческий капитал как эндогенный фактор роста модель Мэнкью-Ромера-Уэйта и др.

Большинство моделей роста полагают, что увеличение реального выпуска происходит, прежде всего, под воздействием роста основных факторов производства — труда и капитала. Наибольшее распространение получили модели Р. Харрода-Е. Домара, Р. Солоу. В частности, Харрод и Домар, опираясь на кейнсианскую политику макроэкономического равновесия — «инвестиции = сбережениям», пришли к одному и тому же выводу: при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может иметь место в условиях неполной занятости. В модели Р. Солоу представлен механизм непрерывного экономического роста в режиме равновесия при полной занятости ресурсов.

В современный период речь идет о новом качестве роста, предполагающем рост производства за счет интенсивных факторов развития, ориентацию на производство конечной продукции, на удовлетворение потребительских нужд населения, сочетание экономического роста со структурной перестройкой производства.

Нарушение макроэкономического равновесия, макроэкономическая нестабильность приводят ко многим негативным явлениям в обществе, прежде всего к безработице. В рыночной экономике безработица как социально-экономическое явление выступает результатом взаимодействия между спросом на рабочую силу и ее предложением, когда на рынке труда предложение труда превышает спрос на него, когда значительная часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработица в современных условиях объясняется различными причинами:

· общей неустойчивостью экономики;

· переплетением циклических спадов со структурными кризисами — энергетическим, валютно-финансовым, экологическим, сырьевым;

· инфляцией;

· концентрацией и централизацией капитала и производства;

· сдвигами в общественном разделении труда, приводящими к исчезновению ряда традиционных профессий и появлению новых;

· изменениями отраслевой структуры экономики, вызывающими уменьшение потребностей в малоквалифицированных рабочих и повышение спроса на высококвалифицированных;

· демографическими изменениями (уровень безработицы среди молодежи выше, чем в других возрастных группах);

· миграцией капитала, отвлекающей средства от развития национального хозяйства;

· возникновением и развитием транснациональных корпораций, способствующих закрытию предприятий в странах базирования и перемещению производства в страны с более низкими издержками.

Безработица в значительной степени связана с использованием достижений научно-технической революции, развернувшейся с середины 50-х гг. XX в. Влияние НТР на занятость и ее структуру не однозначно и противоречиво. Давая импульс, развитию новых отраслей, стимулируя рост производства и сферы услуг, НТР может способствовать повышению занятости. Одновременно НТР приводит к значительной экономии живого труда, замене его машинами.

По своей природе безработица подразделяется на естественную и вынужденную. Естественная — это объективная неизбежность существования следующих ее форм:

1) фрикционная;

2) добровольная;

3) институциональная.

Фрикционная характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего и более выгодного приложения своих способностей. Эта форма безработицы неизбежна, и в ней отражается свобода выбора людьми места работы. Добровольная безработица возникает, когда определенная часть работников добровольно выходит на рынок труда. Скажем, человек добровольно работает неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Институциональная безработица порождается несовершенством правовых норм или налоговой системы, при этом ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы.

Вынужденная безработица связана с возникновением разрыва между спросом на труд и его предложением. Формы ее существования:

1) структурная;

2) циклическая.

Структурная — проявляется в высвобождении рабочей силы в результате изменений в технологии, технике и структуре производства, структуре потребительского спроса, обусловливающих несоответствие структуры рабочих мест и профессиональной структуры работников. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества на переквалификацию. Циклическая — предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства. Возникает на стадии спада производства, в фазе экономического кризиса. В период циклического подъема она отсутствует.

Экономическая нестабильность на рынке труда характеризуется показателями уровня безработицы и средней ее продолжительностью

Естественный уровень безработицы — уровень, при котором достигается полная занятость рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование.

Американский экономист А. Оукен сформулировал закон, в соответствии с которым увеличение безработицы по сравнению с естественным уровнем на один процент ведет к недобору фактического объема ВНП по сравнению с потенциально возможным на 2-2,5%.

Безработица вызывает тяжелые социально-экономические последствия: неиспользования экономического потенциала общества, прямые экономические потери из-за не произведенных товаров и услуг, уменьшение налоговых поступлений в госбюджет и др. В связи с этим важное значение имеют методы борьбы с безработицей. Основные из них в России следующие:

· совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения;

· повышение эффективности использования средств федерального бюджета на реализацию политики занятости;

· совершенствование прогноза рынка труда;

· повышение конкурентоспособности лиц на рынке труда;

· совершенствование эффективности деятельности служб занятости.

Макроэкономическая нестабильность проявляет себя также в инфляции как нарушении экономического равновесия.

Инфляция — это сложное многофакторное явление, которое характеризуется нарушением воспроизводственного процесса, дисбалансом между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция — это относительно устойчивое обесценивание денег, снижение их покупательной способности, проявляющееся в повышении общего уровня цен. Классическая концепция считает инфляцию чисто денежным явлением, связанным непосредственно с расстройством денежного обращения и переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. С позиции кейнсианской концепции, повышение товарных цен означает инфляцию.

Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Следовательно, не всякий рост цен вызван инфляционными процессами. Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Причины инфляции лежат в общем макроэкономическом неравновесии между совокупным спросом и совокупном предложением, во всей системе диспропорций в экономике. Непосредственно выделяют внешние и внутренние причины. Внутренние: опережающий рост денежных доходов населения по сравнению с увеличением производства товаров; непроизводительные расходы государства, не сопровождающиеся производством продукции (расходы на военные нужды, на социальные цели, не адекватные эффективности национальной экономики и др.); дефицит госбюджета, в значительной мере покрываемый эмиссией денежных знаков, выпуском необеспеченных товарами денег; чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, не дающие необходимого экономического эффекта (например, сельское хозяйство); структурные нарушения в экономике, вызванные диспропорциями между накоплением и потреблением, инфляционные ожидания и др. К внешним причинам можно отнести структурные мировые кризисы, вызывающие рост цен на природные ресурсы; падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран, в результате чего растут внутренние цены на импортные товары и т.д.

Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Дня этого индекс цен прошлого года вычитается из индекса цен текущего года, полученную разницу делят на индекс прошлого года и умножают на 100. Полученный показатель — темп инфляции, характеризует уровень инфляции.

Инфляцию различают по ряду признаков:

1. По причинам возникновения: инфляцию спроса и инфляцию предложения. Инфляция — результат нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Поэтому ее можно рассматривать как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Если равновесие нарушается со стороны спроса, возникает «инфляция спроса» («инфляция покупателей»). В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. «Инфляция спроса» появляется в ситуации, когда экономика функционирует в условиях: полной занятости; все ресурсы вовлечены в хозяйственный оборот; объем производства не может быть увеличен, а совокупный спрос растет, тем самым предопределяя дополнительный выпуск денег; роста государственных закупок. Инфляция, вызванная избыточным спросом, может развиваться бесконечно.

«Инфляция предложения» («инфляция продавцов») означает нарушение равновесия со стороны предложения на основе роста цен вследствие увеличения издержек производства. Совокупный спрос на рынке не становится избыточным, но предложение товаров уменьшается в силу роста издержек производства, что ведет к увеличению цен. То есть, не спрос, а издержки служат толчком к инфляции. Инфляция предложения связана главным образом с ценовой политикой производителей товаров и услуг, в первую очередь с ростом номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию.

Оба вида инфляции взаимосвязаны. Так, в России после либерализации цен инфляция спроса, уничтожив денежные сбережения населения, мгновенно переросла в инфляцию предложения, вызванную ростом цен на сырье, топливо, комплектующие.

2. По способам воздействия на цены инфляции может быть открытой и скрытой, или подавленной. Открытая инфляция проявляется, в условиях свободных цен, в хроническом росте цен на товары и услуги. Скрытая (подавленная) инфляция характерна для экономики с административным контролем над ценами и доходами. Внешне цены стабильны, а избыток денег проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Иначе говоря, обесценение денег происходит в закамуфлированном виде. Подавленная инфляция разрушает рыночные механизмы, а также создает дефицитный тип экономики, ослабляет роль денег в хозяйственном механизме.

3. По степени интенсивности инфляционных процессов инфляцию подразделяют на умеренную (ползучую), галопирующую и гиперинфляцию. Умеренная имеет невысокие темпы роста цен — на уровне до 10 % в год. Она постоянно сопровождает рыночную экономику и это — нормальное явление. Она стимулирует экономический рост. Галопирующая инфляция выражается в скачкообразных ценах — до 200% в год и отражает нестабильность экономической обстановки. Гиперинфляция характеризуется чрезвычайно высокими темпами роста цен — тысячи процентов в год. В последнем случае инфляция становится неуправляемой. Появляется полное недоверие к деньгам, вследствие чего наблюдается частичный возврат к бартеру и переход от денежной к натуральной заработной плате. Для развитых стран наиболее типична умеренная инфляция, которая посредством государственного вмешательства удерживается в соответствующих рамках.

4. По соотносительности роста цен по различным группам товаров и услуг выделяют инфляцию сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными. При несбалансированной инфляции цены товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

5. По ожидаемости и предсказуемости инфляция бывает прогнозируемой (ожидаемой) и непрогнозируемой (неожиданной). Ожидаемая инфляция предсказывается и прогнозируется заранее. Неожиданная инфляция характеризуется резким скачком цен. В самой ожидаемой инфляции выделяют адаптивные и рациональные ожидания.

Адаптивные ожидания означают, что люди формируют свои ожидания в отношении будущих цен на основе собственного опыта последних лет и что эти ожидания могут меняться лишь постепенно под постоянным давлением новых обстоятельств. В этом случае может иметь место гистерезис — отставание во времени того или иного явления от вызывающего его внешнего воздействия. То есть, например, сначала совершается факт инфляции, а потом разрабатываются меры по снижению ее отрицательных последствий.

Иначе обстоит дело с рациональными ожиданиями. Они означают, что производители и покупатели делают прогноз о будущем состоянии макро­экономических переменных, используя не свой опыт, а ответственную ин­формацию о функционировании экономики. Это — ожидания, основанные на учете всей доступной информации о прошлом протекании процесса и пред­полагаемых мерах по его изменению. Так, в отношении инфляционного про­цесса рациональными считаются ожидания будущего роста цен, использую­щие как анализ их движения в прошлом, так и сведения о политических и экономических мерах, готовящихся правительством и способных влиять прямо или косвенно на уровень цен. Предполагается, что поэтому индиви­дуумы не делают систематических ошибок в своих прогнозах и эти прогнозы в среднем верны. Одной из особенностей метода рациональных ожиданий (в отличие от адаптивных ожиданий) является то, что он позволяет быстро перестраиваться на новые, более реалистичные ожидания.

Инфляция оказывает противоречивое воздействие на экономику.

Умеренный рост цен способен стимулировать производство, так как зарплата, как правило, отстает от роста цен. Производители и потребители стремятся закупать товары, чтобы превосходить потери. Но более весомы ее негативные последствия: она приводит к перераспределению национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения. Особенно существенные потери несут лица, имеющие фиксированные доходы (служащие, пенсионеры); увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса; усиливается социальная напряженность в обществе; снижаетсяконкурентоспособность национальных товаров, растет безработица, разоряются товаропроизводители; возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту; снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы; изменяется структура и уменьшаются реальные доходы госбюджета и т.д.

В рыночной экономике прослеживается тесная взаимосвязь инфляции и безработицы. Эту взаимосвязь исследовал А. Филлипс. Кривая Филлипса отражает взаимосвязь между уровнем безработицы и инфляцией в виде обратной связи между ежегодными процентными изменениями номинальной заработной платы и долей безработных. Основной вывод Филлипса заключается в том, что увеличение номинальной заработной платы может приводить к снижению безработицы. И наоборот. (Рис. 11)

 
 


Рис. 11. Кривая Филлипса

Рис. 11. Кривая Филлипса

Филлипс доказывал, что с помощью различных методов государственного регулирования можно добиться любого со­четания уровней инфляции и безработицы.

Идеи Филлипса органически вписывались в кейнсианскую теорию и успешно использовались на практике до конца 60-х гг. XX в. В 70-е гг. экономисты-монетаристы подвергли критике гипотезу Филлипса и стали доказывать, что в эконо­мике развитых стран наступил период стагфляции — период, в течение которого спад экономической активности и связан­ный с этим рост безработицы сопровождается инфляцией.

Выделяют стратегические и тактические методы борьбы с инфляцией. Стратегические направлены на ограничения денежной массы и дефицита госбюджета. Тактические нацелены на устранение текущих диспропорций спроса и предложения. Снижение совокупного спроса может достигаться путем денежных вкладов, приватизации, проведения денежной реформы конфискационного типа. Повышение совокупного предложения может обеспечиваться путем увеличения потребительного импорта, реализации государственных стратегических запасов и т.д.

3.6. Денежное обращение и банковская система

Денежное обращение — это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Регулирование денежного обращения осуществляется государственными банками и специальным законодательством. Исторически сложившиеся в каждой стране и законодательно установленные и регулируемые государством формы денежного обращения называют денежной системой. Элементами денежной системы являются:

- денежная единица, принятая в стране (рубль, доллар и т.д.);

- масштаб цен. До определенного времени это было весовое количество золота, заключенное в денежной единице. В настоящее время масштаб цен означает способ и средство измерения стоимости товара в денежных единицах;

- эмиссионная система, то есть учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги (например, Центральный банк России);

- виды денежных знаков, система кредитных и бумажных денег и разменных монет;

- институты денежной системы — государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

Различают систему металлического обращения, при которой золото и серебро непосредственно выступают в обращении, и систему обращения кредитных и бумажных денег. Современное денежное обращение включает:

1. Наличные деньги — бумажные деньги и мелкую разменную монету.

2. Безналичные денежные средства — все средства, находящиеся на бан­ковских счетах. Наличные и безналичные деньги — это не разные деньги, а разные формы существования денег, принимаемые ими на разных стадиях своего обращения.

Количество денег в обращении оценивается с помощью денежной массы, которая включает всю совокупность платежных средств. Структура денежной массы состоит из набора показателей денежной массы в зависимости от степени ликвидности. Все блага ранжируются от абсолютного ликвидных до абсолютно неликвидных. Деньги абсолютно ликвидны, т.е. способны немедленно выступать в качестве платежного средства. Недостаток денег состоит в том, что они не приносят их владельцам доход. Другие активы (недвижимость, облигации и т.д.) имеют меньшую ликвидность, чем деньги, подают доход своим владельцам. Показателем объема и структуры денежной массы выступают денежные агрегаты. В России денежные агрегаты включают: Мо — наличные деньги, находящиеся в обращении (вне банков); М1 =Мо + денежные средства, находящиеся на расчетных, текущих и прочих счетах, во вкладах до востребования; М2=М1 + срочные вклады в банках; МЗ=М2 + банковские депозитные сертификаты и облигации государственных займов. Т.е. МЗ включает в себя деньги и «почти» деньги («квазиденьги»).

Денежное обращение функционирует на основе экономического закона. Закон денежного обращения — экономический закон, выражающий устой­чивую связь между обращающейся денежной массой и товарной массой. В соответствии с данным законом определяется количество денег, обеспечи­вающее нормальное обращение товаров в зависимости от скорости оборота и денежной массы, формы и сроков платежей.

Организаторами денежного обращения выступают банки — особые экономические институты, осуществляющие аккумуляцию временно свободных денежных средств и предоставляющие их в кредит с целью получения прибыли. Банки — это такая ступень развития кредитных отношений, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в совокупности концентрируются в едином центре.

Совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи между собой, образуют банковскую систему. Вбольшинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система: Центральный банк и система коммерческих банков. Необходимость создания двухуровневой системы банков объясняется спецификой рыночных отношений. С одной стороны, они немыслимы без свободного распоряжения предпринимателями финансовыми средствами, и это обеспечивается коммерческими банками. С другой стороны, необходимо определенное регулирование рыночных отношений, контроль и целенаправленное воздействие на них, что требует особого института в виде Центрального банка.

Главным звеном банковской системы любого государства является Центральный банк (эмиссионный) — банк банков, наделенный правом денежно-кредитного регулирования, монопольным правом эмиссии денег, регулирования валютного курса, хранения золотовалютных резервов страны. Важнейшая функция Центрального банка — разработка и реализация денежной политики, обеспечение равновесия денежного рынка. Основная цель деятельности Банка России — защита и обеспечение стабильности рубля.

Второй уровень банковской системы в рыночной экономике представлен коммерческими банками. Это кредитные учреждения, создаваемые для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности и платности. Современные коммерческие банки организуют практически весь платежный оборот денежных средств в масштабе национальной экономики, непосредственно обслуживают фирмы и организации, а также население — своих клиентов. Они организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные. Независимо от форм собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Основная цель их функционирования — получение максимальной прибыли.

Основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это значит, что коммерческий банк должен обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, а также добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других.

Вторым важнейшим принципом деятельности коммерческого банка является экономическая самостоятельность коммерческих банков, подразумевающая и экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка, а также привлеченными ресурсами, распоряжение доходами банка, свободный выбор клиентов и вкладчиков. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, при этом весь риск от своих операций берет на себя.

Третий принцип заключается в рыночном характере взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами: предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности.

Четвертым принципом работы коммерческого банка является регулирование его деятельности косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, однако отдавать им приказов не может.

Коммерческие банки различают:

1.По принадлежности уставного капитала и способу его формирования — государственные; акционерные; с участием иностранного капитала; ино­странные; частные.

2.По видам совершаемых операций и сфере деятельности — универсальные; специализированные; отраслевые.

3. По территориальной деятельности — общегосударственные; региональные; международные.

Современная банковская система России включает: Центральный банк РФ (Банк России); Сберегательный банк; коммерческие банки различных видов, в том числе специализированные банки развития; банки со смешанным российско-иностранным капиталом, иностранные банки, филиалы банков резидентов и нерезидентов; союзы и ассоциации банков, иные кредитные учреждения.

В настоящее время банковская система в России — как по уровню на­дежности, так и по спектру оказываемых услуг — не является адекватной со­стоянию современной экономики и не способствует комплексному развитию народного хозяйства. Она отличается неравномерностью развития; основ­ная доля банков приходится на Москву (банки Москвы оперируют 75% капиталов страны); в ней преобладают мелкие и средние банки, их число составляет около 75% общего количества банков страны; формирование банковского сектора характеризуется противоречивостью. С одной стороны, наблюдается сравнительно быстрый рост количества банков, размеров их капиталов, с другой стороны, в условиях финансовой нестабильности кредиты в основном предоставляются на короткий срок. Для банковских кредитов характерны повышенные риски, так как кредиты часто предоставляются на нерыночных условиях. Основные банковские операции осуществляются на финансовом рынке и носят спекулятивный характер.

Двухуровневая модель банковской системы, при которой кредитно-расчетным обслуживанием занимаются исключительно коммерческие банки, не предусматривает существование государственных банков. Эта модель, заимствованная Россией у развитых государств, соответствует более зрелому этапу развития рыночной экономики. Между тем в целом денежно-кредитная политика должна обеспечивать финансовую стабилизацию в стране в рамках сохранения национальных приоритетов развития экономики. Возможно, в России следует перейти на трехзвенную схему организации банковского дела: Центробанк, коммерческие банки, инвестиционные банки. Инвестиционный бизнес необходимо выделить в самостоятельную сферу деятельности с преобладающим участием государства. Таким образом, в настоящее время актуальной является проблема реформирования банковской системы и дальнейшего совершенствования банковского законодательства.

3.7. Финансы и финансовая система.
Налогообложение

Одним из важнейших компонентов макроэкономической системы выступают финансы. Финансы — это экономические отношения в обществе, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Такие отношения постоянно возникают между:

· государством и фирмами в виде уплаты налогов в бюджет, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;

· фирмами и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, премий и т.д.;

· фирмами и работниками при начислении и выдаче заработной

платы, премий, удержания налогов, получения льгот и т.д.;

· государством и отдельными членами общества при уплате налогов, зарплаты, страховых платежей;

· отдельными звеньями бюджетной системы;

· государствами при получении займов.

Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, — это финансовые отношения. Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. То есть денежные средства государства надо в соответствующем порядке собрать, рационально распределить по разным фондам и эффективно использовать. В этом и состоит сущность финансов. Субъектом финансовых отношений выступают государство, фирмы, объединения, организации и отдельные граждане.

Функции финансов: аккумулирующая, регулирующая, распределительная, контрольная.

Совокупность финансовых звеньев в рамках национальной экономики образуют финансовую систему государства. Она включает институты и учреждения, связанные с формированием и использованием денежных средств. Современная финансовая система включает в себя государственные финансы, финансы фирм и финансы домашних хозяйств.

Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Центральным звеном финансовой системы выступает госбюджет. Его рассматривают с двух сторон: как экономическую категорию и как финансовый план. Как экономическая категория госбюджет выражает денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Как финансовый план госбюджет состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Основными источниками налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления. На долю налогов приходится 80-90% всех поступлений в бюджет. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.

Бюджет определяет конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода, что дает ему возможность быть эффективным регулятором экономики. Основные направления расходов госбюджета: на национальную оборону; развитие экономики; социально-культурные нужды; содержание государственного аппарата управления; обслуживание государственного долга.

В рыночной экономике действует принцип финансового федерализма, который учитывает, что местные бюджеты не включаются своими доходами и расходами в государственный бюджет. Из местных бюджетов органы власти финансируют поддержание общественного порядка, школы, учебные учреждения и т.д.

Различают три состояния госбюджета: сбалансированный — расходная часть госбюджета равна доходной; дефицитный — расходы превышают доходы; профицитный — доходы превышают расходы.

Бюджетный дефицит приводит к появлению государственного долга — суммы накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним. Если государство прекращает выплаты по своим долгам наступает дефолт, т.е. банкротство государства — должника.

Бюджет государства в решающей мере формируется за счет налогов. Налоги — обязательные платежи, взимаемые в государственный (местный) бюджет с доходов физических и юридических лиц. Налоги — основной источник формирования финансовых ресурсов страны, используемый на со­держание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение и др.). Налогообложение означает способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Налоги дифференцируются по ряду признаков:

· в зависимости от объекта налогообложения налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги — налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Это — налог подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и др. Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. В России косвенные налоги представлены в виде НДС, акцизов и таможенных пошлин;

· в зависимости от органа, взимающего налоги и ими распоряжающегося, различают общегосударственные и местные налоги;

· по целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

· в зависимости величины налога на единицу налогообложения с суммы дохода различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налог.

Совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также принципов и методов построения налогов образуют налоговую систему. Налоговая система опирается на законодательные акты государства, устанавливающими элементы налога. Они включают:

· субъект налога или налогоплательщик — юридическое или физическое лицо;

· объект налога — доход или имущество, подлежащее налогообложению (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимость и т.д.);

· источник налога — чистый доход общества, независимо от объекта налогообложения;

· ставка налога — величина налога на единицу обложения.

Американский экономист А.Лаффер доказал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. И напротив, более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, расширению производства. Один и тот же по величине доход в госбюджет может быть получен и при высокой, и при низкой налоговой ставке. Иллюстрацией этого положения является кривая Лаффера.

 
 


Рис. 12. Кривая Лаффера

Если налоговая ставка равна нулю, то государство ниче­го не получит. Если налоговая ставка г2 = 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При ставке/например, г0 = 35%, сумма налоговых поступлений достигнет максимума R1 (точка А). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению размера налого­вых поступлений (точка Б). В целом кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогов.

Важным элементом налоговой системы являются налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Наконец, налоговое законодательство предусматривает различного poда санкции за нарушения в сфере налогообложения.

Налоговая система России включает:

1. Федеральные налоги — взимаются на всей территории страны по одинаковым правилам. Основные из них: НДС; акцизы; налог на доходы банков; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; налог на прибыль предприятий; подоходный налог с физических лиц и др.

2. Региональные налоги — вводятся законами субъектов Федераций (республик, краев, областей и др.) на своей территории: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог и др.

3. Местные налоги — устанавливаются и взимаются местными органами власти: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на рекламу и др.

В ближайшее время в России предстоит значительно упростить налоговую систему, сократить общее число налогов, уплачиваемых фирмами, повысить роль косвенных налогов по сравнению с прямыми. Все это будет способствовать созданию нормальных условий для реального сектора экономики, снижение налогового бремени.

3.8. Роль государства в регулировании
макроэкономических процессов. Макроэкономическая
и социальная политика

Государство выполняет важную роль не только в централизованно управляемой, но и рыночной системе с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Главным образом, государство способствует результативной хозяйственной деятельности всех предпринимателей, повышая эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, которые содействуют эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс ха­рактерно для всех этапов развития рыночной экономики. На ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; нормативных отношений с другими государствами; охраны правопорядка и занятости; организации национальной обороны и т.п.

В современном мире роль государства возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор, включающий, прежде всего совокупность государственных предприятий.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Основные из них:

1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство определяет «правила игры» экономических агентов. В России хозяйственное законодательство, присущее цивилизационный рыночной экономике, еще окончательно не сформировалось, что отрицательно сказывается на экономическом развитии.

2. Определение приоритетов макроэкономического развития. Государству важно определить, что необходимо в первую очередь для нации сегодня, сколько для этого требуется ресурсов, какова их отдача, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия в достижении намеченных приоритетов.

3. Реализация социальных ценностей. Прежде всего, речь идет о развитии здравоохранения, культуры, высшего образования, социальной защиты населения.

4. Регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Но это регулирование не должно превращаться в администрирование, не должно подменять рынки. Основным определяющим фактором здесь выступает регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для обеспечения функционирования рыночного механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: