Не смотря на то что в настоящее время миф потеснила наука, тем не менее человек всё ещё воспринимает мир мифологический
Злой волк, хитрая лиса – очеловечивание
Король лев – имеет атрибуты хаоса и космоса
Религия
Философия
Культурная динамика
I Механизмы культурной динамики
Культуре с одной стороны присуща статика, а с другой динамика
Статика обусловлена наличием традиций.
Традиция – элементы культурного наследия. Средство хранения, накопления и передачи социокультурного опыта.
Традиция присутствует во всех сферах жизни.
Динамика обусловлена наличием новаций
Соотношение традиций и новаций
· Новация может уничтожить традицию. В 17 веке на место геоцентризма приходит гелиоцентризм
· Новация модифицирует традицию
· Новация со временем сама может стать традицией, а может и не стать. Новация не вписывается в контекст данной культуры. Быстрое развитие технологий и т.д.
Причины новаций:
· Природа самого человека. Трансцендентность.
|
|
Ф. Ницше называет человека не установленным животным.
Х. Гаос говорит, что человек единственное существо, которое недовольно своей онтологической судьбой, своим бытием и которое хотело бы быть иным
· Креативное начало человека.
· Смена ценностей, поколений.
· Открытия, изобретения
· Аккультурация (культурная диффузия)
+ Возможность культурного диалога даёт импульс к дальнейшему развитию
- Потеря самобытности
Элитарная концепция культуры:
В основе данного подхода стоит идея, что базой развития культуры является духовная элита
Элита (Тоинби) – творческое меньшинство, принципиально лишённое расовых, национальных и социальных отличий
· Элиту отличает высокая требовательность к себе. Гёте говорил, что жизнь в своё удовольствие свойственно только плебеям.
· Стремление к творчеству. Лев Гумилёв называет таких людей пассионарии (пассия – ярость, страсть)
II Линейно стадийная концепция социокультурной динамики
Основы заложены в эпоху средневековья, однако окончательное становление происходит 17-19 век.
Представители:
Век
· Кондорсе (Франция)
· Гердер
Век
· Гегель
· Маркс
· Появляется этнология, Эволюционизм
· Тайлор
· Морган
· Фрезер
Основные черты линейно-стадийного подхода:
· Идея линейности –линейное понимание времени (появляется в рамках христианского вероучения)
· Идея преемственности. «Ни один народ не достиг культуры сам по себе, вся европейская культура развилась из одного семени – греко-римско-арабского
· Идея всеобщности, универсальности развития.
А) Все культуры развиваются одинаково и в процессе проходят одни и теже обязательные стадии. Цивилизация высший этап развития. Варварство-Дикость-Цивилизация
|
|
В) История человечества мыслится как некий универсальный всеобщий процесс.
Гегель в своей философии истории «История начинается на востоке, потом этот потенциал переходит в греческий и римский мир и затем на вершину германский мир (Европа).
· Идея эволюции и прогресса. Основные критерии прогресс – развитие науки, техники, соц. сферы