o Характерные черты:
o аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство;
o раб не имеет собственности на средства производства: ни на землю, ни на орудия труда, ни на скот;
o раб полностью бесправен в обществе (раб — объект, а не субъект права);
o низкий уровень развития техники — незаинтересованность рабов в развитии и росте производства и бесплатность труда рабов для хозяина;
o Качественные изменения: переход от присваивающей к производящей экономике, появление классового общества, появление государства.
o Господствующий класс: рабовладельцы.
o Эксплуатируемый класс: рабы.
o Метод эксплуатации: внеэкономический.
o Государство: формы государства сильно разнятся в зависимости от плотности населения, рельефа местности и культурных различий: от греческой демократии до азиатских имерий с обширным бюрократическим аппаратом и сильным централизованным государством.
o Религия: развитие примитивных верований в политеизм, а также при некоторых условиях появление монотеистических верований: культ Атона в Египте, Яхве в иудее.
o Культура: зарождение светского мировоззрения в виде различных философских учений: натурфилософия, платонизм на западе; даосизм, конфуцианство на востоке.
Рабовладельческие производственные отношения, положив начало разделению труда, дав толчок развитию производственных сил, становились экономически невыгодными. Раб и результаты его труда являлись полной собственностью единоличного или коллективного владельца (общины, храма, государства), таким образом, экономическая заинтересованность раба в его деятельности фактически отсутствовала. Это стало причиной эволюции рабовладельческого строя в феодальный, путём постепенного увеличения самостоятельности рабов, например,колонат в Римской империи.
Производительные силы (нем. Produktivkräfte) — средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.
Не все народы проходили через рабовладельческий строй. Появившись на арене истории в близости от обществ, перешедших на более высокую ступень социального развития, некоторые народы под их влиянием миновали предыдущие общественно-экономической формации. Например, славянские и германские племена завершили формирование классового общества возникновением феодального строя.