О Возрождении

Культурологія

Культура епохи Відродження

Велика спадщина діячів мистетства

Студентів групи П12-2Д

Армаш Ігор

Бойко Марина

Барбашев Богдан

Бомко Олена

Бомко Леонід

Бєліцька Валерія

Перевірив викладач:

Матвієнко А.П.

Нова Каховка

Содержание

О возрождении

Большое наследие деятелей искусства

Леонардо да Винчи

Микеладжело Буонаротти

Сандро Баттичелли

Рафаель Санти

Тема Возрождения богата и неисчерпаемая.

О Возрождении

Появление термина «Возрождение» (Ренессанс, Renaissance) приходится на XVI век. Писал о «эпохи возрождения» искусства Италии — первый историограф итальянского искусства, великий живописец, автор известных «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) — Джорджо Вазари.

Данное понятие берёт своё начало в основе широко распространенной в те времена исторической концепции, в соответствии с которой эпоха средневековья характеризовалась постоянным варварством, невежеством, которые следовали за падением великой цивилизации классической архаики.

В первоначальном осознании термин «возрождение» трактовался не столько как название всей эпохи, сколько точное время (обычно начало XIV века) появления нового искусства. Только спустя некоторый период это понятие обрело более широкую трактовку и стало обозначать в Италии и других странах эпоху формирования и расцвет культуры оппозиционной феодализму.

Леонардо да Винчи
На смену средневековому аскетизму и прозрению ко всему мирскому приходит ненасытный интерес к настоящему миру с величием и красотой природы и, конечно, к человеку. Вера в сверхвозможности человеческого разума как в высший критерий истины, привела к шаткому положению неприкасаемого первенства богословия над наукой, столь характерного для средних веков. Подчинение человеческой личности церковным и феодальным авторитетам заменяется принципом свободного развития индивидуальности.

Это случилось 15 апреля 1452 года. В местечке Винчи близ Флоренции у юной крестьянки — красавицы Каторины — родился сын Леонардо. Его мать скоро умерла и отец — флорентийский нотариус Пьеро да Винчи — взял незаконнорожденного сына в свой дом. Девушка из богатой семьи — Альбьере Амадори, на которой вскоре женился Пьеро — всю свою материнскую нежность перенесла на Леонардо.

Воспитанием и обучением маленького Леонардо занимался его дед Антонио да Винчи. В то время он был уже стар, но полностью сохранил ясность ума, и будучи умным и наблюдательным человеком, хорошо понимал натуру своего внука. Ему нравилось в нем все: внимательная сосредоточенность на уроках арифметики, легкость усвоения латинского языка, любовь к природе, интерес к людям, его особенный интерес к рисованию.

Ранние годы Леонардо да Винчи провел во Флоренции, где в мастерской Андреа Вероккио — скульптора и живописца — постигал азы художественного искусства. В 20 лет Леонардо был провозглашен «мастером», превзошедшим своего учителя.

Тогда же он приобщился к науке, поскольку сблизился с Паоло даль Поццо Тосканелли — крупнейшим итальянским географом, физиком и естествоиспытателем, математиком и астрономом. Мудрый Тосканелли сумел разглядеть в юном Леонардо талант устанавливать связи между наукой и искусством, талант, который в дальнейшем сделал этого человека бессмертным в веках. Так начинался путь великого мастера. Остается лишь добавить, что Леонардо очень много работал. Сейчас нам кажется, что все давалось ему легко. Но нет, его судьба была наполнена вечными сомнениями и рутиной. Он работал всю жизнь и не представлял себе иного состояния. Отдыхом для него являлась смена рода деятельности и четырехчасовой сон. Он творил всегда и везде. «Если все кажется легким — это безошибочно доказывает, что работник весьма мало искусен и что работа выше его разумения», — неоднократно повторял Леонардо своим ученикам.

Проверяя свои предположения и расчеты опытом, Леонардо впервые в области механики сделал попытки определить экспериментальным путем коэффициенты трения и скольжения, исследовать явление удара, сопротивление различных материалов, падение тел и траекторию горизонтально брошенного тела. Он является первым ученым, сформулировавшим закон сложения сил, выполнившим оригинальные исследования центров тяжести полукруга и тетраэдра. Леонардо да Винчи разработал проекты печатных и шлифовальных станков, деревообрабатывающих, ткацких машин и машин для ворсования тканей. Сконструированная им механическая прялка намного превосходила своей производительностью все, применявшиеся в то время.

Много труда положил Леонардо на разработку конструкций водяных двигателей. Работа в гидротехнической области позволила ему правильно описать равновесие в сообщающихся сосудах. Во всех этих проектах математический расчет сопровождался, проверялся, исправлялся и дополнялся данными наблюдений.

Еще одна отрасль техники привлекала внимание Леонардо да Винчи. Это — военная техника. Она занимала внимание Леонардо, поскольку его родина, Флоренция, в продолжение многих веков вела борьбу с большой коалицией противников во главе с римским папой Сикстом IV и неаполитанским королем. А также потому, что при ее сооружении можно было решить ряд научных и технических задач. Так, при разработке проектов более мощных метательных орудий Леонардо вплотную подошел к идее использования пара и создал несколько проектов «паровых пушек». Разработка вопросов военной техники, например танка, позволила ученому глубже заняться проблемами автоматического управления машиной.

Занятия гидротехникой и гидродинамикой, изучение законов движения воды, которым так много занимался Леонардо еще во флорентийский период, дали ему ключ к пониманию основных законов движения в воздухе. «Движется воздух, как река, и увлекает с собой облака так же, как текущая вода увлекает с собой все вещи, которые держатся на ней», — пишет да Винчи. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов. Он точно рассчитал размеры парашюта, необходимые для поддержки человека в воздухе. «Когда у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей (45 см) и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя».

Леонардо пришел к идее геликоптера (вертолета), движение которого в воздухе основано на применении винта. Но документальных данных о том, пытался ли он строить спроектированные летательные аппараты и испытывать их, нет.

Леонардо да Винчи разработал также проекты металлургических печей, технологию получения и обработки сплавов. В астрономии наиболее значительными являются передовые космологические идеи Леонардо да Винчи: принцип физической однородности Вселенной, отрицание центрального положения Земли в космосе, впервые он правильно объяснил пепельный цвет Луны.

В текстах и рисунках, оставленных да Винчи по анатомии человека, автор всегда освещал не только строение, но и функционирование органа, стремился по возможности объяснить жизненные процессы на основе законов механики. Среди сравнительно небольшого количества математических записей Леонардо да Винчи значительное место занимают вопросы преобразования равновеликих фигур и тел, исследование луночек, геометрические построения циркулем и линейкой. В его работах также можно обнаружить математические задачи. Приведем пример одной из них. «Если две равные окружности пересекаются друг с другом, то прямая, проходящая через точки их пересечения, будет в любой части длины находиться на одинаковых расстояниях от того и другого центра». Все научные записи Леонардо да Винчи сделаны на итальянском языке. Первые издания его уникальных трудов датируются второй половиной XIX века, а последние – 30-ми годами XX, так что они не оказали широкого воздействия на развитие естествознания в последующие после его смерти столетия. Во многих случаях ученым приходилось открывать заново то, что было уже открыто Леонардо да Винчи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: