Упрощенная система налогообложения

В целях стимулирования спроса на изобретения, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, промышленные образцы, полезные модели в среде малого бизнеса, а также развития инфраструктуры для полноценного функционирования инновационной экономики(института патентных поверенных, компаний, осуществляющих юридическую защиту указанных прав) законодателем предусмотрены налоговые вычеты и для специального налогового режима.
В частности, к расходам, учитываемым при налогообложении, относятся:
— расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
— расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
— расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.
Что касается расходов, связанных с получением правовой охраны на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что к ним прежде всего будут относиться расходы по получению патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, расходы по получению патента на селекционное достижение, а также средства, направленные на регистрацию товарного знака и наименования места происхождения товара. Именно эти объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану при условии получения правообладателем патента или соответственно государственной регистрации. К таким расходам будут относиться не только пошлины (ст. 1249 ГК РФ), но и расходы, связанные с получением правовой помощи; как правило, это расходы, связанные с оплатой услуг патентных поверенных и иных представителей.

НДФЛ

Главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусмотрена система налоговых вычетов, в которую входит социальный налоговый вычет на обучение.
В отношении данной нормы налогового законодательства можно отметить следующее.
Во-первых, установленное ограничение на величину вычета на обучение размером 50 000 руб. в подавляющем большинстве случаев не покрывает фактические затраты налогоплательщика.
Во-вторых, на рынке образовательных услуг наблюдаются серьезные перекосы, не отвечающие потребностям производства и науки.
В этой связи нередко высказывается мнение о целесообразности установления социального налогового вычета на обучение в размере фактических затрат без каких-либо ограничений для специальностей, в которых наука и производство испытывают недостаток кадров, утвержденных постановлением Правительства РФ. На основе предложений Министерства науки и образования РФ может быть разработан перечень специальностей, необходимых для дальнейшего развития приоритетных отраслей науки и инновационной экономики.
С целью усиления у работников мотивации рационализаторской и изобретательской деятельности считаем возможным и целесообразным освободить от НДФЛ выплаты стимулирующего характера в их пользу при осуществлении следующих условий:
— выплаты осуществляются при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций;
— источником выплаты является прибыль организации после налогообложения;
— выплата производится в размере, не превышающем фактической прибыли организации от внедрения указанного нововведения;
— выплаты осуществляются в пользу авторов изобретения или рационализаторского предложения.
Соблюдение данных условий освобождения от НДФЛ указанного вида дохода физического лица позволит обеспечить налоговый контроль и предотвратить возможные злоупотребления со стороны налогоплательщиков.

ЕСН

Для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, введена отдельная льготная шкала налоговых ставок единого социального налога (п. 8 ст. 241 НК РФ).
Законодатель поддержал экспортеров IT-услуг и так называемых офшорных программистов и компании, работающие по заказам западных фирм. При этом большое число российских софтверных компаний, работающих на внутреннем рынке, не получило налоговых льгот.
У представителей российской инновационной сферы существуют опасения, что снижение налогового бремени может обрасти громоздким механизмом «сдержек и противовесов» и потому перестанет быть привлекательным для большинства компаний, а также могут быть созданы искусственные барьеры, отсекающие от системы новых льгот значительную часть инновационных предприятий.
Так, небольшие IT-компании, работающие на внутреннем рынке, на практике не смогли воспользоваться льготами из-за сложности механизма их получения.
Отсутствие предусмотренного законодательством механизма аккредитации затрудняет эффективное действие принятых нововведений.
Более того, следует распространить льготу по ЕСН, предоставляемую IT-компаниям, на весь трудоемкий высокотехнологичный сектор. Сегодня благодаря применению пониженной ставки ЕСН IT-компании, в которых около 70% операционных расходов приходится на оплату труда, могут сокращать свои налоговые отчисления.
К числу элементов государственной политики налогового стимулирования, бесспорно, можно отнести пониженные ставки ЕСН для предприятий, зарегистрированных на территории технико-внедренческих зон (которые будут далее рассмотрены более подробно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: