Развитие представлений о культуре в эпоху Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени
Античное понимание культуры гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т.е. человека-гражданина, подчинявшегося законам своего полиса и выполнявшего все гражданские обязанности, человека-воина, защищавшего его от неприятеля, человека. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм. В силу таких представлений первое значение термина «культура» стало отождествляться с воспитанием и образованием, которые способны развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, позволявшие ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.
Средневековая культура — вечное возвышение, восхождение к идеалу, абсолюту, беспредельному. Поэтому для античности культура есть что-то абсолютно достижимое, налично существующее в человеке и обществе, тогда как в Средние века культура для человека всегда что-то относительное, получающее свое обоснование только в Боге. Культура — это процесс преодоления греховности и утверждения сакральности, божественности, и данный процесс бесконечен.
|
|
Эпоха Возрождения становится новым этапом формирования и развития теоретических представлений о культуре. Возрождение связано с возвратом к ценностям и идеалам античности, в частности, это отношение к человеку как к гармонично развитой личности.Широкое распространение получают идеи гуманизма. Таким образом, принцип провиденциализма средних веков заменяется принципом человеческой активности.
Вопрос 3.
Сущность культуры
Культура является творением человека, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Без разумной деятельности человека природа человека ограничена только способами восприятия и инстинктами.Деятель-ность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.
Существует два вида деятельности: практическая, направленная на изменение природы и бытия человека, идуховная, содержанием которой является изменение человеческого сознания.
Деятельность человека разнообразная, многообразны результаты, продукты человеческой активности. Не вся деятельность творит культуру, а лить та, которая имеет смысл, т.е. направленная на гармонизацию отношений с природой, на стремление разгадать секреты природы, обуздать ее силы.
Материальная культура подразделяется на производственно-технологическую (вещественные результаты материального производства) и воспроизводство человеческого рода, включающую в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
|
|
Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Духовная культура (искусство, религия, наука и пр.) показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (право, мораль, политика, идеология и т.д.).
Важнейшие абсолюты духовной культуры были сформированы древними греками: истина, добро, красота (калокагатия). Обозначенные выше сферы духовной деятельности нашли воплощение в науке, философии, искусстве, политике, праве и т.д. Таким образом, содержанием культуры является вся человеческая деятельность.
Вопрос 4.
Строение и динамика культуры
Обычай представляет собой одно из самых древних явлений духовной культуры. В первобытном обществе формировались первые обычаи как регуляторы поведения человека.
Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве традиций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Отбор традиций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п. Норма — это общепризнанное правило поведения или действия. Поступки человека во многом определяются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы. Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.Ценностьподразумевает выбор, до-пускает различные, даже противоположные решения и предпочтения. Ценность включает в себя такие элементы, как интерес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических. При социальном подходе культурологи выделяют две формы существования культуры: массовую и элитарную. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества — элита.Основной тенденцией является массовизация культуры