Типы характера

Ортодоксальная психоаналитическая литература содержит описания широкого

разнообразия характерологических типов: орального, анального, уретрального,

фаллического, генитального, компульсивного, истерического, фобического, циклоидного,

шизоидного и др. Однако построение этих типов в осмысленную классификацию остается

трудно-осуществимым. Фенихель выразил свое замешательство в следующих словах (18, с.

527):

“Разделение индивидуальных характерологических черт на черты сублимации и

реактивные не имеет большой ценности в суждении о личностях, так как у каждого

индивида проявляются оба ряда черт. Но все же подход, выделяющий личностей с

преобладанием черт сублимации и личностей с доминированием реактивных черт,

относительно полезен. Общепринятым стало различение генитального и прегенитального

характеров. Тем не менее анальный и оральный характеры содержат сублимированные и

реактивные образования. Прегениталь-ные черты становятся доминирующими только в

случаях все еще действующих прегенитальных импульсов, другими словами,

прегенитальный характер, как правило, также реактивный характер. Первичность

генитального начала, в свою очередь, наилучшая основа для успешной сублимации

остающейся прегенитальной энергии”.

Один из источников замешательства заключается в попытке различения более или

менее “нормальных” типов от главным образом “невротических” типов. Проблема особенно

остра, когда, как в этом тексте, область психопатологии вне рассмотрения. В практике,

однако, принято распределение различных прегенитальных типов и генитального типа в

пределах единого ряда, и, следовательно, в данном труде возможен детальный анализ.

Психоаналитики Абрахам (1), Джонс (44), Гловер (32) существенно дополнили

оригинальные постулаты Фрейда в учении о характерах.

Оральный характер. Способ приспособления, содержащий выраженные элементы

оральной фиксации в раннем детстве, считается оральным характером. Человек с таким

характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка

играет для него наиважнейшую роль, и он пассивно жаждет ее. Рот выполняет

специфически значимую функцию. Состояние депрессии преодолевается употреблением

пищи. Оральная озабоченность, кроме того, часто разрешается посредством выпивки,

курения, поцелуев. Любовь уравнивается с пищей как следствие инфантильной ассоциации

с кормлением. Конфликт между любовными порывами и нарциссическими потребностями

может даже получить физиологическое проявление, такое, как увеличение секреции

· 207-

желудочного сока, наблюдающееся у больных с язвой желудка.

Фенихель (18) связывает оральное попустительство в детстве с последующими

чувством оптимизма и самоуверенностью, имеющим место, когда ничто не угрожает

безопасности индивида. Считается, что ранняя оральная депривация приводит к пессимизму

и садистской установке. Те, у кого отмечается орально-садистический компонент,

агрессивны и язвительны в межличностных отношениях. Они постоянно требуют

удовлетворения, “присасываются” к окружающим подобно вампирам.

Пассивно-зависимая, рецептивная ориентация в жизни привносит ряд родственных

личностных характеристик. Все позитивное и негативное с подчеркиванием “взятия и

получения” указывает, как принято считать, на оральное происхождение. Подчеркнутые

щедрость и скупость происходят из орального эротизма. Щедрые люди иногда выдают их

изначальную скупость, точно так же как скупые время от времени обращаются к

исключительной щедрости. Подаркам придается необычайная важность. Особая форма

поведения зависит от того, проявляются ли оральные влечения в большей степени в

качестве сублимированных или реактивных образований.

Некоторые декларируют свою потребность в зависимости ненасытными просьбами

или даже требованиями, чтобы о них позаботились. Требовательный тон, согласно

Фенихелю, превалирует у людей, неспособных получить удовлетворение. Каждый подарок

лишь увеличивает их аппетит. Молящая интонация встречается у людей, на самом деле

получающих удовлетворение, когда о них заботятся, но в целях завоевания любви они

готовы добровольно пожертвовать честолюбием. Другие имеют тенденцию к

сверхкомпенсации пассивных подсознательных желаний посредством поведения в крайне

активной и мужественной манере с претензией на полную независимость. Александер (6)

описывает последнюю констелляцию черт как типичную личность язвенника.

Еще одна распространенная форма поведения людей с оральным характером -

идентификация, с объектом, который служит источником кормления. Некоторые всегда

ведут себя наподобие опекающих матерей, рассыпая подарки и оказывая помощь.

Установка имеет магическое значение: “Я распыляю любовь, потому что хочу быть

любимым”. При благоприятных обстоятельствах такое поведение выполняет

альтруистическую функцию. Более часто оно оказывается назойливым. Противоположность

составляет идентификация с фрустрирующей матерью. В этом случае поведение является

воплощением эгоизма, скупости и выражает формулу: “Ввиду того что я не получил

желаемого, не следует удовлетворять желания других людей”. В качестве дополнительных

оральных черт Фенихель перечисляет любопытство (как замещение “голода”),

многоречивость, неугомонность, торопливость, склонность к упрямой молчаливости (см.

прим. 3).

Анальный характер. Анализируя структуру характера, Фрейд (27) первыми выделил

черты, связанные с анальной фиксацией. Считается, что эти личностные черты

формируются в процессе конфликтов, возникающих в обучении ребенка культуре

отправлений кишечника. Ребенок, как мы видели ранее, имеет возможность радовать

родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности, он одновременно получает

физиологическое удовольствие от очищения кишечника и сдерживания отправлений. Среди

основных черт анального характера взрослых известны бережливость, раздражительность,

педантичность или, говоря проще, скупость, упрямство, аккуратность. Фенихель (18)

описывает скупость в качестве преемственной черты от привычки к анальному

задерживанию, иногда мотивированному страхом утраты, иногда, в большей мере,

эротическим наслаждением. На основании отождествления фекалий с деньгами (см. гл. 4)

установки по отношению к деньгам становятся

· 209-

иррациональными наподобие изначальных инстинктивных желаний. Деньги перестают

рассматриваться как объективно полезная вещь, а хранятся и складируются или в некоторых

случаях бессмысленно транжирятся. Такие же установки существуют по отношению к

времени, поэтому человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей

минуты или чудовищно ненадежен.

Упрямство является пассивным выражением агрессии, чертой преемственной от

отказа ребенка осуществлять отправления в соответствии с намерением родителей. В

дальнейшем период этого “магического” превосходства, или чувства власти, замещается

“моральным” превосходством, в котором супер-эго играет решающую роль. Упрямство в

поведении взрослых объясняется как попытка использовать других людей в качестве

инструментов борьбы с супер-эго. Путем провокации окружающих на несправедливость

такие типы стремятся к моральному превосходству, что поднимает их самоуважение и

уравновешивает давление супер-эго. Упрямец считает обращение с ним несправедливым и

часто навязывает расположение, заставляя своего противника огорчаться. Таким образом,

утверждает Фенихель, упрямство, которое первоначально представляло оружие слабости, в

последующем становится привычным способом борьбы за поддержание самоуважения.

Аккуратность, пунктуальность, щепетильность, пристойность признаются чертами

характера, означающими перемещение согласия с культурными требованиями окружения от

отношения к акту дефекации.

В анальных чертах ярко проявляется механизм реактивного образования. Так,

чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть

удивительно неряшливым и дезорганизованным. Еще одним примером является живопись,

которая в некоторых случаях представляет реактивное образование на бессознательное

желание анального пачканья. Художник с недостаточной сублимацией часто испытывает

затруднения в твор-

честве, его способности к живописи заторможены. Другие анальные характеристики

перемещаются в сферу речи и мышления, они проявляются в нерациональном способе

сдерживания и выражения слов и мыслей. Все анальные черты содержат садистский

элемент в соответствии с амбивалентным отношением к объекту на анальной стадии (см.

прим. 4).

Уретральный характер. Отличительными чертами уретрального характера являются

честолюбие и склонность к соперничеству. Обе черты отражают реакцию на чувство стыда.

Как упомянуто в гл. 5, ребенок, страдающий недержанием мочи, часто делается объектом

насмешек и испытывает стыд. В доказательство отсутствия оснований для насмешек в

последующем развивается честолюбие. Происхождение склонности к соперничеству имеет

отношение к акту мочеиспускания: кто, например, сможет направить более длинную струю

(см. прим. 5).

Фенихель (18) также обсуждает различные перемещения и вторичные конфликты,

возникающие из-за уретрального честолюбия. Эти конфликты могут конденсироваться,

совмещаясь с ранними оральными конфликтами, или под влиянием комплекса кастрации

могут перемещаться в анальную сферу. Указанные трансформации особенно свойственны

девочкам из-за бесполезности уретрального соперничества. Уверенность, обусловленная

честолюбием и ощущением успешности, блокирует страх кастрации и препятствует

бессознательному желанию отцеубийства, связанному с эдиповым комплексом.

Фаллический характер. Люди с фаллическим характером ведут себя в беспечной,

решительной, самоуверенной манере. Это вызывающее поведение представляет

неосознанную защитную реакцию на не преодоленный в детстве страх кастрации.

Переоценка пениса и его отождествление со всем телом типичны для ранней фаллической

стадии и отражаются в огромном

· 211-

тщеславии, эксбиционизме и повышенной чувствительности. Человек с таким характером

живет в предвосхищении нападок на себя и потому наступает первым. Его агрессивность и

провоцирующее поведение выражаются скорее не в словах или поступках, а в манере

говорить и действовать. Уязвленная гордость, согласно Райху (60), часто проявляется в

холодной сдержанности, глубокой депрессии или в сильной агрессивности. Неприятие

зависимого положения и стремление к доминированию основываются на страхе. Показное

мужество в духе бесшабашного мотоциклиста считается способом гиперкомпенсации.

Человек с фаллическим характером является в чрезвычайной степени орально-

зависимым и его нарциссическая ориентация препятствует установлению зрелых

отношений с окружающими. Мужчина, стремящийся продемонстрировать мужество, на

самом деле с жестокостью относится к женщинам. Поступки женщины с фаллической

ориентацией мотивированы сильной завистью к пенису, она стремится играть мужские роли

и доминировать над мужчинами. Нарциссизм снова является главной характеристикой (см.

прим.6).

Генитальный характер. Фенихель (18) утверждает, что нормальный “генитальный”

характер- это теоретическое понятие. ‘Достижение, однако, главенства генитального

начала представляет решающий прогресс в формировании характера. Способность получать

полное удовлетворение посредством генитального оргазма делает возможной

физиологическую регуляцию сексуальной функции. Таким образом, прекращается

блокирование разрядки энергии с неблагоприятными последствиями в поведении. Это

одновременно приводит к зрелым любовным отношениям и преодолению амбивалентности.

Более того, способность к разрядке сильного возбуждения означает конец реактивных

образований и увеличивает возможность сублимации. Вместо запрета на эмоциональную

жизнь эго естественно выражает эмоции как составляющую часть целостной личности.

Формирование типа, обладающего способностью к сублимации, становится поэтому

реальным. Прегенитальные побуждения в основном сублимируются, но некоторые также

включаются в технику получения наслаждений, предшествующую сексуальному акту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: