Ортодоксальная психоаналитическая литература содержит описания широкого
разнообразия характерологических типов: орального, анального, уретрального,
фаллического, генитального, компульсивного, истерического, фобического, циклоидного,
шизоидного и др. Однако построение этих типов в осмысленную классификацию остается
трудно-осуществимым. Фенихель выразил свое замешательство в следующих словах (18, с.
527):
“Разделение индивидуальных характерологических черт на черты сублимации и
реактивные не имеет большой ценности в суждении о личностях, так как у каждого
индивида проявляются оба ряда черт. Но все же подход, выделяющий личностей с
преобладанием черт сублимации и личностей с доминированием реактивных черт,
относительно полезен. Общепринятым стало различение генитального и прегенитального
характеров. Тем не менее анальный и оральный характеры содержат сублимированные и
реактивные образования. Прегениталь-ные черты становятся доминирующими только в
случаях все еще действующих прегенитальных импульсов, другими словами,
прегенитальный характер, как правило, также реактивный характер. Первичность
генитального начала, в свою очередь, наилучшая основа для успешной сублимации
остающейся прегенитальной энергии”.
Один из источников замешательства заключается в попытке различения более или
менее “нормальных” типов от главным образом “невротических” типов. Проблема особенно
остра, когда, как в этом тексте, область психопатологии вне рассмотрения. В практике,
однако, принято распределение различных прегенитальных типов и генитального типа в
пределах единого ряда, и, следовательно, в данном труде возможен детальный анализ.
Психоаналитики Абрахам (1), Джонс (44), Гловер (32) существенно дополнили
оригинальные постулаты Фрейда в учении о характерах.
Оральный характер. Способ приспособления, содержащий выраженные элементы
оральной фиксации в раннем детстве, считается оральным характером. Человек с таким
характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения. Внешняя поддержка
играет для него наиважнейшую роль, и он пассивно жаждет ее. Рот выполняет
специфически значимую функцию. Состояние депрессии преодолевается употреблением
пищи. Оральная озабоченность, кроме того, часто разрешается посредством выпивки,
курения, поцелуев. Любовь уравнивается с пищей как следствие инфантильной ассоциации
с кормлением. Конфликт между любовными порывами и нарциссическими потребностями
может даже получить физиологическое проявление, такое, как увеличение секреции
· 207-
желудочного сока, наблюдающееся у больных с язвой желудка.
Фенихель (18) связывает оральное попустительство в детстве с последующими
чувством оптимизма и самоуверенностью, имеющим место, когда ничто не угрожает
безопасности индивида. Считается, что ранняя оральная депривация приводит к пессимизму
и садистской установке. Те, у кого отмечается орально-садистический компонент,
агрессивны и язвительны в межличностных отношениях. Они постоянно требуют
удовлетворения, “присасываются” к окружающим подобно вампирам.
Пассивно-зависимая, рецептивная ориентация в жизни привносит ряд родственных
личностных характеристик. Все позитивное и негативное с подчеркиванием “взятия и
получения” указывает, как принято считать, на оральное происхождение. Подчеркнутые
щедрость и скупость происходят из орального эротизма. Щедрые люди иногда выдают их
изначальную скупость, точно так же как скупые время от времени обращаются к
исключительной щедрости. Подаркам придается необычайная важность. Особая форма
поведения зависит от того, проявляются ли оральные влечения в большей степени в
качестве сублимированных или реактивных образований.
Некоторые декларируют свою потребность в зависимости ненасытными просьбами
или даже требованиями, чтобы о них позаботились. Требовательный тон, согласно
Фенихелю, превалирует у людей, неспособных получить удовлетворение. Каждый подарок
лишь увеличивает их аппетит. Молящая интонация встречается у людей, на самом деле
получающих удовлетворение, когда о них заботятся, но в целях завоевания любви они
готовы добровольно пожертвовать честолюбием. Другие имеют тенденцию к
сверхкомпенсации пассивных подсознательных желаний посредством поведения в крайне
активной и мужественной манере с претензией на полную независимость. Александер (6)
описывает последнюю констелляцию черт как типичную личность язвенника.
Еще одна распространенная форма поведения людей с оральным характером -
идентификация, с объектом, который служит источником кормления. Некоторые всегда
ведут себя наподобие опекающих матерей, рассыпая подарки и оказывая помощь.
Установка имеет магическое значение: “Я распыляю любовь, потому что хочу быть
любимым”. При благоприятных обстоятельствах такое поведение выполняет
альтруистическую функцию. Более часто оно оказывается назойливым. Противоположность
составляет идентификация с фрустрирующей матерью. В этом случае поведение является
воплощением эгоизма, скупости и выражает формулу: “Ввиду того что я не получил
желаемого, не следует удовлетворять желания других людей”. В качестве дополнительных
оральных черт Фенихель перечисляет любопытство (как замещение “голода”),
многоречивость, неугомонность, торопливость, склонность к упрямой молчаливости (см.
прим. 3).
Анальный характер. Анализируя структуру характера, Фрейд (27) первыми выделил
черты, связанные с анальной фиксацией. Считается, что эти личностные черты
формируются в процессе конфликтов, возникающих в обучении ребенка культуре
отправлений кишечника. Ребенок, как мы видели ранее, имеет возможность радовать
родителей или досаждать им степенью своей чистоплотности, он одновременно получает
физиологическое удовольствие от очищения кишечника и сдерживания отправлений. Среди
основных черт анального характера взрослых известны бережливость, раздражительность,
педантичность или, говоря проще, скупость, упрямство, аккуратность. Фенихель (18)
описывает скупость в качестве преемственной черты от привычки к анальному
задерживанию, иногда мотивированному страхом утраты, иногда, в большей мере,
эротическим наслаждением. На основании отождествления фекалий с деньгами (см. гл. 4)
установки по отношению к деньгам становятся
· 209-
иррациональными наподобие изначальных инстинктивных желаний. Деньги перестают
рассматриваться как объективно полезная вещь, а хранятся и складируются или в некоторых
случаях бессмысленно транжирятся. Такие же установки существуют по отношению к
времени, поэтому человек с анальным характером может быть пунктуальным до долей
минуты или чудовищно ненадежен.
Упрямство является пассивным выражением агрессии, чертой преемственной от
отказа ребенка осуществлять отправления в соответствии с намерением родителей. В
дальнейшем период этого “магического” превосходства, или чувства власти, замещается
“моральным” превосходством, в котором супер-эго играет решающую роль. Упрямство в
поведении взрослых объясняется как попытка использовать других людей в качестве
инструментов борьбы с супер-эго. Путем провокации окружающих на несправедливость
такие типы стремятся к моральному превосходству, что поднимает их самоуважение и
уравновешивает давление супер-эго. Упрямец считает обращение с ним несправедливым и
часто навязывает расположение, заставляя своего противника огорчаться. Таким образом,
утверждает Фенихель, упрямство, которое первоначально представляло оружие слабости, в
последующем становится привычным способом борьбы за поддержание самоуважения.
Аккуратность, пунктуальность, щепетильность, пристойность признаются чертами
характера, означающими перемещение согласия с культурными требованиями окружения от
отношения к акту дефекации.
В анальных чертах ярко проявляется механизм реактивного образования. Так,
чистоплотный и дисциплинированный человек может в определенные периоды быть
удивительно неряшливым и дезорганизованным. Еще одним примером является живопись,
которая в некоторых случаях представляет реактивное образование на бессознательное
желание анального пачканья. Художник с недостаточной сублимацией часто испытывает
затруднения в твор-
честве, его способности к живописи заторможены. Другие анальные характеристики
перемещаются в сферу речи и мышления, они проявляются в нерациональном способе
сдерживания и выражения слов и мыслей. Все анальные черты содержат садистский
элемент в соответствии с амбивалентным отношением к объекту на анальной стадии (см.
прим. 4).
Уретральный характер. Отличительными чертами уретрального характера являются
честолюбие и склонность к соперничеству. Обе черты отражают реакцию на чувство стыда.
Как упомянуто в гл. 5, ребенок, страдающий недержанием мочи, часто делается объектом
насмешек и испытывает стыд. В доказательство отсутствия оснований для насмешек в
последующем развивается честолюбие. Происхождение склонности к соперничеству имеет
отношение к акту мочеиспускания: кто, например, сможет направить более длинную струю
(см. прим. 5).
Фенихель (18) также обсуждает различные перемещения и вторичные конфликты,
возникающие из-за уретрального честолюбия. Эти конфликты могут конденсироваться,
совмещаясь с ранними оральными конфликтами, или под влиянием комплекса кастрации
могут перемещаться в анальную сферу. Указанные трансформации особенно свойственны
девочкам из-за бесполезности уретрального соперничества. Уверенность, обусловленная
честолюбием и ощущением успешности, блокирует страх кастрации и препятствует
бессознательному желанию отцеубийства, связанному с эдиповым комплексом.
Фаллический характер. Люди с фаллическим характером ведут себя в беспечной,
решительной, самоуверенной манере. Это вызывающее поведение представляет
неосознанную защитную реакцию на не преодоленный в детстве страх кастрации.
Переоценка пениса и его отождествление со всем телом типичны для ранней фаллической
стадии и отражаются в огромном
· 211-
тщеславии, эксбиционизме и повышенной чувствительности. Человек с таким характером
живет в предвосхищении нападок на себя и потому наступает первым. Его агрессивность и
провоцирующее поведение выражаются скорее не в словах или поступках, а в манере
говорить и действовать. Уязвленная гордость, согласно Райху (60), часто проявляется в
холодной сдержанности, глубокой депрессии или в сильной агрессивности. Неприятие
зависимого положения и стремление к доминированию основываются на страхе. Показное
мужество в духе бесшабашного мотоциклиста считается способом гиперкомпенсации.
Человек с фаллическим характером является в чрезвычайной степени орально-
зависимым и его нарциссическая ориентация препятствует установлению зрелых
отношений с окружающими. Мужчина, стремящийся продемонстрировать мужество, на
самом деле с жестокостью относится к женщинам. Поступки женщины с фаллической
ориентацией мотивированы сильной завистью к пенису, она стремится играть мужские роли
и доминировать над мужчинами. Нарциссизм снова является главной характеристикой (см.
прим.6).
Генитальный характер. Фенихель (18) утверждает, что нормальный “генитальный”
характер- это теоретическое понятие. ‘Достижение, однако, главенства генитального
начала представляет решающий прогресс в формировании характера. Способность получать
полное удовлетворение посредством генитального оргазма делает возможной
физиологическую регуляцию сексуальной функции. Таким образом, прекращается
блокирование разрядки энергии с неблагоприятными последствиями в поведении. Это
одновременно приводит к зрелым любовным отношениям и преодолению амбивалентности.
Более того, способность к разрядке сильного возбуждения означает конец реактивных
образований и увеличивает возможность сублимации. Вместо запрета на эмоциональную
жизнь эго естественно выражает эмоции как составляющую часть целостной личности.
Формирование типа, обладающего способностью к сублимации, становится поэтому
реальным. Прегенитальные побуждения в основном сублимируются, но некоторые также
включаются в технику получения наслаждений, предшествующую сексуальному акту.