1.Еще раз о сложностях проблемы инстинктивной энергии. Упоминание Анны Фрейд
о нарастании инстинктивной энергии в препубер-татном возрасте, как представляется,
расходится с ортодоксальной концепцией замкнутой системы с фиксированным
количеством энергии. Возможно, она имеет в виду количество мобилизуемой в это время
энергии. В любом случае концепция психической энергии со всей сопутствующей
путаницей и ограничениями не является панацеей от недостатков личностной теории.
2. Проблема индивидуальных и классовых различий. Трудность, присущая многим
психоаналитическим определениям, состоит в неизвестности, в какой мере они приложимы
к целой популяции. Лучшим примером в этой главе является описание Анной Фрейд
непослушания и грубости в предъюношеском возрасте. Вопрос, сколько подростков
соответствует такой картине, не рассматривается, поэтому у читателя остается впечатление
типичности характеристик. Несомненно, существуют широкие индивидуальные различия.
Социологами очерчена решающая роль в данный связи принадлежности к определенному
социальному классу. Эллисон Дэвис, например, описывает юношескую агрессию как
одобряемую, социально награждаемую форму поведения в низших классах. Пока не будут
получены соответствующие нормативные данные, следует воздержаться от суждений о
частоте различных поведенческих проявлений.
3. Начало физических сдвигов в юности. Кинзи и др. утверждают, что начало
физических сдвигов у мальчиков в юности происходит более или менее резко между
одиннадцатью и четырнадцатью годами. У девочек развитие считается более постепенным,
растягиваясь на длительный период, и достигает своего пика многими годами позднее
созревания мальчиков. Г.Столз и Л.Столз выделяют три фазы в юношеском становлении:
препубертатную, пубертатную и постпубер-татную. Первая фаза имеет место до
тринадцатилетнего возраста у мальчиков и до одиннадцатилетнего возраста у девочек. Ее
продолжительность у мальчиков приблизительно пятнадцать месяцев, у девочек несколько
короче. Пубертатная фаза, которая выражается в наиболее заметном быстром росте,
протекает между тринадцатью и пятнадцатью годами у юношей и между одиннадцатью и
четырнадцатью годами у девушек. Третья фаза у девушек продолжается полтора года и
несколько короче у юношей. Узаконенным определением половой зрелости, согласно
словарю Уэбстера, считается четырнадцатилетний возраст для юношей и двенадцатилетний
возраст для девушек.
4. Сексуальная активность. Обзоры сексуальных привычек юношей подтверждают
широкое распространение мастурбации и гомосексуальных наклонностей. Кинзи и др.
сообщают о мастурбации до пятнадцатилетнего возраста у 82% мальчиков. Мальчики в 60%
случаев вспоминают о некоторых проявлениях гомосексуальной активности и в 40% случаев
о гетеросексуальной активности в предшествующем юности периоде. Средний возраст
начала первой активности - 9,2 года; второй - 8,8 года. Частота гомосексуальных игр,
согласно сообщению, от двенадцати до пятнадцати лет варьирует в пределах от 20 до 29%;
частота гетеросексуальных игр составляет соответственно от 16 до 23%. Обзор научной
литературы за 1937 г., сделанный Уиллоби, показал большую характерность мастурбации
для юношей, чем для девушек. Относительно гомосексуальности автор обзора делает
вывод, что у многих имелась к этому склонность, но главным образом в результате
ограниченных гетеросексуальных отношений. На основании изучения нормальных и
страдающих психозом женщин Ландиз и его соавторы указывают на частоту мастурбации и
эмоциональных привязанностей к другим женщинам в юности.
Форма выражения сексуальности, конечно, культурно обусловлена. Малиновский и
Мид описывают примитивные культуры, в которых юноши сексуально намного более
свободны, чем в нашей. Мид подчеркивает непоследовательность американских обычаев по
отношению к гетеросексуальной активности. Активность начинается с препубертатного
периода и следует правилам игры, особенно в средних классах общества, соответствуя
скорее социальным, чем сексуальным мотивам. Позднее,
· 197-
когда сексуальные влечения доминируют, их выражение в юности допускается в
искаженной форме, что создает потенциальное препятствие приспособлению в браке.
Кэттелл противопоставляет западную культуру, которая не дает ориентиров в новой роли и
вызывает замешательство у юноши, примитивным культурам аранта, адаманцев, квуома с
утешительными, ясными ожиданиями и ритуалами посвящения.
5. Юношеские фантазии. Саймондз предъявлял 42 картины наподобие картин теста
“Тематической апперцепции” 20 нормальным юношам и 20 девушкам. Давалось задание по
каждой картине составить рассказ, при этом говорилось, что тест проверяет способность к
творческому воображению. В 1680 рассказах среди других сюжетов часто встречалась тема
“эдипова желания и конфликта”. Кроме того, почти каждый составил, по крайней мере, три
рассказа, вращающиеся вокруг агрессии и любви. Типичные темы относились к.депрессии,
тревоге, амбиции, вине, независимости, повреждению, популярности, наружности,
доминированию. Хотя само исследование не может считаться определенным в силу
небольшой группы испытуемых и отсутствия сопоставления результатов с другими
возрастными группами, проделанная работа предлагает плодотворный метод в дальнейшем
изучении фантазии.
6. Первая менструация. Мид подчеркивает значение в примитивных культурах первой
менструации (менархе) как отчетливой границы между детством и женской зрелостью. Она
описывает разнообразие обычаев вокруг этого события. Пуританские женщины этнической
группы ману обставляют первую менструацию юной девушки в важной праздничной форме,
но все последующие менструации держатся в большом секрете. Среди арапахо первая
менструация девушки, через несколько лет после помолвки, тоже повод для праздника.
Приходят ее братья и строят специальную хижину на окраине поселения, чтобы держать
жителей в безопасности от сверхъестественных сил, привязывающихся к женщине во время
менструации. С другой стороны, иатмулы, щамбулы, мандугаморы и самоанцы
акцентируют мало внимания или не придают социального значения менструации.
Независимо от антропологических источников Стоун и Баркер провели статистически
достоверное сравнение интересов и отношений девушек в предшествующий и последующий
за началом менструаций периоды. Половозрелая группа независимо от возраста отличалась
более выраженными гетеросексуальными интересами и активностью, чаще предавалась
мечтаниям, избегала физических усилий, проявляла больший интерес к своей наружности.
Подобное исследование на юношах провел Золленбергер. Он отбирал более или менее
зрелых юношей на основании содержания мужских половых гормонов в моче. Половозрелая
группа оказалась активнее в гетеросексуальном отношении, проявляла более выраженные
интересы к силовому соперничеству в спорте и своей наружности.
7. Факторы, определяющие исход юношеской борьбы. Анна Фрейд пропускает
четвертый фактор, влияющий на юношеское развитие, помимо силы побуждений,
толерантности эго и эффективности защитных механизмов. Речь идет о степени и типе
стресса, обусловленного окружением. Если предположить, что перечисленные факторы
равноценны, реагирование будет различаться при недоброжелательном социальном климате
и благоприятном окружении.
8. Объяснения асоциального поведения. Путь рассмотрения асоциального поведения,
отличный от представления о расщеплении эго и супер-эго, заключается в обращении к
маргинальной социальной позиции юноши. Он больше не ребенок, но еще не мужчина.
Юноша поставлен обществом в очень напряженную ситуацию. Возможной реакцией на эту
аномальную роль является уединение.
9. Юношеское бунтарство против родителей. Доллард и др. интерпретируют
общеизвестное юношеское бунтарство, направленное против родителей и вообще
авторитетных фигур, как реакцию на фрустрацию. Причина фрустрации заключается в
ситуации, описанной в прим. 8. Однако, согласно этой группе авторов, агрессивные реакции
наиболее типичны для ранней юности, так как замещающие удовлетворения
вырабатываются постепенно посредством проб и ошибок. Трайон приводит наблюдение,
что пик сопротивления взрослым приходится на средний юношеский возраст,
-199-
когда происходит наиболее быстрый рост. Таким образом, если обобщить наши знания о
юношеских отношениях по этому отдельному разделу, то обращает внимание недостаток
фактов, не говоря уже о понимании подлежащих причин.
По данной проблеме было проведено несколько отдельных исследований, но даже
поверхностно их трудно охватить. Данные Кайти, полученные с помощью опросника,
свидетельствуют о чувстве понимания родителями у детей от одиннадцати до четырнадцати
лет, тогда как после пятнадцатилетнего возраста возникает сильное чувство непонимания
родителями. Стотт, усредняя оценки по нескольким личностным тестам, отметил худшую
приспособляемость у юношей, сильно критикующих своих родителей. Кэттелл сообщил об
исследовании Уотсона, подтверждающем предположение о наличии связи между
нарушением приспособления и бунтарством. Индивиды с радикальным настроением против
авторитетов чаще и суровее остальных наказывались своими родителями.
10. Гомосексуальное поведение. В прим. 4 суммированы существующие данные о
гомосексуальности в период юности.
11. Интересы и отношения. Этой области исследователи уделяют значительное
внимание, за исключением подчеркиваемой Анной Фрейд проблемы абстрактности-
конкретности мышления. Сведения о предшествующем юности периоде мы можем
почерпнуть из зарубежного исследования (Циллиг), подытоженного в обзоре Кэттелла.
Исследование строилось на записывании спонтанных разговоров большого количества
мальчиков и девочек в возрасте от девяти до двенадцати лет. У группы проявлялся
хвастливый, нереалистический стиль, принятие желаемого за действительное, недостаток
скромности и этики. Мальчики разговаривали, главным образом, о физической силе,
дерзновенных открытиях, тогда как девочки вели разговоры о наружности, имуществе,
социальной известности. Интересно отметить конгруэнтность данного исследования
наблюдениям Анны Фрейд за поведением детей предъюношеского возраста в Австрии. И
здесь снова ощущается необходимость более экстенсивных кросс-культурных проверок.
Трайон, Целиге, Джонс, Джеймс и Мур и др. рисуют картину ранней юности,
показывая страсть к развлекательным заведениям, наподобие секс-клубов, стремление
собираться в компании, склонные к правонарушениям. Эти клики, несколько раньше
формирующиеся у девочек, во взаимоотношениях акцентируют внутригрупповые секреты,
используют сленг, ценят верность и в общем подавляют индивидуальность.
Двенадцатилетние мальчики ведут себя в активной, агрессивной, конкурентной, шумной
манере. Девочки обычно проявляют аккуратность, послушание, чопорность, хотя некоторым
доставляет удовольствие демонстрация мальчишеской манеры поведения. Интересы
мальчиков сосредоточиваются на политике, социальных вопросах, личном развитии,
приобретении имущества и получении удовольствий. Девочек волнует семейное
благополучие. В суждении о функционировании супер-эго Бак отмечает, что
двенадцатилетние и тринадцатилетние в сравнении с двадцатилетними признают почти на
50% больше поступков ошибочными в моральном отношении.
Трайон придерживается мнения о средних годах юности как времени стремления к
социальному конформизму. Пятнадцатилетние парни становятся менее шумными, они
проявляют большую социальную уравновешенность. Раньше созревающие девушки в этом
возрасте акцентируются на искушенности в житейских делах, утонченности манер, для
некоторых из них важнее человеческие качества, способность к дружеским отношениям.
Особую привлекательность приобретают вечеринки. Тейлор на основании исследования с
помощью опросника на “Устойчивость профессиональных интересов” отмечает большую
стабильность интересов в последние годы середины юности, чем в первые годы. Трайон
говорит, что ближе к возрасту семнадцати-восемнадцати лет юноши придают значение
социальной зрелости, занятиям спортом, лидерству, тогда как девушки поглощены
женскими идеалами и сосредоточены на социальных гарантиях. Джеймс и Мур, анализируя
записи в дневниках, указывают на увеличение в этом возрасте гетеросексуальных и
социальных интересов. Саймондз характеризует старших юношей как прежде всего
заинтересованных в социальном успехе, девушки представляются более пассивными,
восприимчивыми, проявляющими интерес к людям.
12. Противоречие взглядов на предшествующий юности период. Описание Салливаном
этого периода как почти безмятежного этапа
· 201-
человеческой жизни находится в остром противоречии с мнением Анны Фрейд. Она, как мы
видели, подчеркивает неуправляемость, грубость, эксбиционизм, прорыв преге-нитальных
побуждений. Дойч обрисовывает девушку на пороге юности как наиболее свободную от
инфантильной сексуальности и агрессии, -что соответствует взглядам Салливана. В то же
время Шпигель по-иному интерпретирует данные Дойч, следуя за Анной Фрейд. Это
различие взглядов указывает на необходимость статистически надежных наблюдений за
поведением.
13. Новая формулировка межличностных отношений в свете сублимации. Чтобы считать
заслугой попытку Салливана по-другому определить сублимацию, понятно, требуются
большие доказательства, чем предоставляет Маллахи. Одно только высокое мужество часто
не является добродетелью.