Примечания. 1. Еще раз о сложностях проблемы инстинктивной энергии

1.Еще раз о сложностях проблемы инстинктивной энергии. Упоминание Анны Фрейд

о нарастании инстинктивной энергии в препубер-татном возрасте, как представляется,

расходится с ортодоксальной концепцией замкнутой системы с фиксированным

количеством энергии. Возможно, она имеет в виду количество мобилизуемой в это время

энергии. В любом случае концепция психической энергии со всей сопутствующей

путаницей и ограничениями не является панацеей от недостатков личностной теории.

2. Проблема индивидуальных и классовых различий. Трудность, присущая многим

психоаналитическим определениям, состоит в неизвестности, в какой мере они приложимы

к целой популяции. Лучшим примером в этой главе является описание Анной Фрейд

непослушания и грубости в предъюношеском возрасте. Вопрос, сколько подростков

соответствует такой картине, не рассматривается, поэтому у читателя остается впечатление

типичности характеристик. Несомненно, существуют широкие индивидуальные различия.

Социологами очерчена решающая роль в данный связи принадлежности к определенному

социальному классу. Эллисон Дэвис, например, описывает юношескую агрессию как

одобряемую, социально награждаемую форму поведения в низших классах. Пока не будут

получены соответствующие нормативные данные, следует воздержаться от суждений о

частоте различных поведенческих проявлений.

3. Начало физических сдвигов в юности. Кинзи и др. утверждают, что начало

физических сдвигов у мальчиков в юности происходит более или менее резко между

одиннадцатью и четырнадцатью годами. У девочек развитие считается более постепенным,

растягиваясь на длительный период, и достигает своего пика многими годами позднее

созревания мальчиков. Г.Столз и Л.Столз выделяют три фазы в юношеском становлении:

препубертатную, пубертатную и постпубер-татную. Первая фаза имеет место до

тринадцатилетнего возраста у мальчиков и до одиннадцатилетнего возраста у девочек. Ее

продолжительность у мальчиков приблизительно пятнадцать месяцев, у девочек несколько

короче. Пубертатная фаза, которая выражается в наиболее заметном быстром росте,

протекает между тринадцатью и пятнадцатью годами у юношей и между одиннадцатью и

четырнадцатью годами у девушек. Третья фаза у девушек продолжается полтора года и

несколько короче у юношей. Узаконенным определением половой зрелости, согласно

словарю Уэбстера, считается четырнадцатилетний возраст для юношей и двенадцатилетний

возраст для девушек.

4. Сексуальная активность. Обзоры сексуальных привычек юношей подтверждают

широкое распространение мастурбации и гомосексуальных наклонностей. Кинзи и др.

сообщают о мастурбации до пятнадцатилетнего возраста у 82% мальчиков. Мальчики в 60%

случаев вспоминают о некоторых проявлениях гомосексуальной активности и в 40% случаев

о гетеросексуальной активности в предшествующем юности периоде. Средний возраст

начала первой активности - 9,2 года; второй - 8,8 года. Частота гомосексуальных игр,

согласно сообщению, от двенадцати до пятнадцати лет варьирует в пределах от 20 до 29%;

частота гетеросексуальных игр составляет соответственно от 16 до 23%. Обзор научной

литературы за 1937 г., сделанный Уиллоби, показал большую характерность мастурбации

для юношей, чем для девушек. Относительно гомосексуальности автор обзора делает

вывод, что у многих имелась к этому склонность, но главным образом в результате

ограниченных гетеросексуальных отношений. На основании изучения нормальных и

страдающих психозом женщин Ландиз и его соавторы указывают на частоту мастурбации и

эмоциональных привязанностей к другим женщинам в юности.

Форма выражения сексуальности, конечно, культурно обусловлена. Малиновский и

Мид описывают примитивные культуры, в которых юноши сексуально намного более

свободны, чем в нашей. Мид подчеркивает непоследовательность американских обычаев по

отношению к гетеросексуальной активности. Активность начинается с препубертатного

периода и следует правилам игры, особенно в средних классах общества, соответствуя

скорее социальным, чем сексуальным мотивам. Позднее,

· 197-

когда сексуальные влечения доминируют, их выражение в юности допускается в

искаженной форме, что создает потенциальное препятствие приспособлению в браке.

Кэттелл противопоставляет западную культуру, которая не дает ориентиров в новой роли и

вызывает замешательство у юноши, примитивным культурам аранта, адаманцев, квуома с

утешительными, ясными ожиданиями и ритуалами посвящения.

5. Юношеские фантазии. Саймондз предъявлял 42 картины наподобие картин теста

“Тематической апперцепции” 20 нормальным юношам и 20 девушкам. Давалось задание по

каждой картине составить рассказ, при этом говорилось, что тест проверяет способность к

творческому воображению. В 1680 рассказах среди других сюжетов часто встречалась тема

“эдипова желания и конфликта”. Кроме того, почти каждый составил, по крайней мере, три

рассказа, вращающиеся вокруг агрессии и любви. Типичные темы относились к.депрессии,

тревоге, амбиции, вине, независимости, повреждению, популярности, наружности,

доминированию. Хотя само исследование не может считаться определенным в силу

небольшой группы испытуемых и отсутствия сопоставления результатов с другими

возрастными группами, проделанная работа предлагает плодотворный метод в дальнейшем

изучении фантазии.

6. Первая менструация. Мид подчеркивает значение в примитивных культурах первой

менструации (менархе) как отчетливой границы между детством и женской зрелостью. Она

описывает разнообразие обычаев вокруг этого события. Пуританские женщины этнической

группы ману обставляют первую менструацию юной девушки в важной праздничной форме,

но все последующие менструации держатся в большом секрете. Среди арапахо первая

менструация девушки, через несколько лет после помолвки, тоже повод для праздника.

Приходят ее братья и строят специальную хижину на окраине поселения, чтобы держать

жителей в безопасности от сверхъестественных сил, привязывающихся к женщине во время

менструации. С другой стороны, иатмулы, щамбулы, мандугаморы и самоанцы

акцентируют мало внимания или не придают социального значения менструации.

Независимо от антропологических источников Стоун и Баркер провели статистически

достоверное сравнение интересов и отношений девушек в предшествующий и последующий

за началом менструаций периоды. Половозрелая группа независимо от возраста отличалась

более выраженными гетеросексуальными интересами и активностью, чаще предавалась

мечтаниям, избегала физических усилий, проявляла больший интерес к своей наружности.

Подобное исследование на юношах провел Золленбергер. Он отбирал более или менее

зрелых юношей на основании содержания мужских половых гормонов в моче. Половозрелая

группа оказалась активнее в гетеросексуальном отношении, проявляла более выраженные

интересы к силовому соперничеству в спорте и своей наружности.

7. Факторы, определяющие исход юношеской борьбы. Анна Фрейд пропускает

четвертый фактор, влияющий на юношеское развитие, помимо силы побуждений,

толерантности эго и эффективности защитных механизмов. Речь идет о степени и типе

стресса, обусловленного окружением. Если предположить, что перечисленные факторы

равноценны, реагирование будет различаться при недоброжелательном социальном климате

и благоприятном окружении.

8. Объяснения асоциального поведения. Путь рассмотрения асоциального поведения,

отличный от представления о расщеплении эго и супер-эго, заключается в обращении к

маргинальной социальной позиции юноши. Он больше не ребенок, но еще не мужчина.

Юноша поставлен обществом в очень напряженную ситуацию. Возможной реакцией на эту

аномальную роль является уединение.

9. Юношеское бунтарство против родителей. Доллард и др. интерпретируют

общеизвестное юношеское бунтарство, направленное против родителей и вообще

авторитетных фигур, как реакцию на фрустрацию. Причина фрустрации заключается в

ситуации, описанной в прим. 8. Однако, согласно этой группе авторов, агрессивные реакции

наиболее типичны для ранней юности, так как замещающие удовлетворения

вырабатываются постепенно посредством проб и ошибок. Трайон приводит наблюдение,

что пик сопротивления взрослым приходится на средний юношеский возраст,

-199-

когда происходит наиболее быстрый рост. Таким образом, если обобщить наши знания о

юношеских отношениях по этому отдельному разделу, то обращает внимание недостаток

фактов, не говоря уже о понимании подлежащих причин.

По данной проблеме было проведено несколько отдельных исследований, но даже

поверхностно их трудно охватить. Данные Кайти, полученные с помощью опросника,

свидетельствуют о чувстве понимания родителями у детей от одиннадцати до четырнадцати

лет, тогда как после пятнадцатилетнего возраста возникает сильное чувство непонимания

родителями. Стотт, усредняя оценки по нескольким личностным тестам, отметил худшую

приспособляемость у юношей, сильно критикующих своих родителей. Кэттелл сообщил об

исследовании Уотсона, подтверждающем предположение о наличии связи между

нарушением приспособления и бунтарством. Индивиды с радикальным настроением против

авторитетов чаще и суровее остальных наказывались своими родителями.

10. Гомосексуальное поведение. В прим. 4 суммированы существующие данные о

гомосексуальности в период юности.

11. Интересы и отношения. Этой области исследователи уделяют значительное

внимание, за исключением подчеркиваемой Анной Фрейд проблемы абстрактности-

конкретности мышления. Сведения о предшествующем юности периоде мы можем

почерпнуть из зарубежного исследования (Циллиг), подытоженного в обзоре Кэттелла.

Исследование строилось на записывании спонтанных разговоров большого количества

мальчиков и девочек в возрасте от девяти до двенадцати лет. У группы проявлялся

хвастливый, нереалистический стиль, принятие желаемого за действительное, недостаток

скромности и этики. Мальчики разговаривали, главным образом, о физической силе,

дерзновенных открытиях, тогда как девочки вели разговоры о наружности, имуществе,

социальной известности. Интересно отметить конгруэнтность данного исследования

наблюдениям Анны Фрейд за поведением детей предъюношеского возраста в Австрии. И

здесь снова ощущается необходимость более экстенсивных кросс-культурных проверок.

Трайон, Целиге, Джонс, Джеймс и Мур и др. рисуют картину ранней юности,

показывая страсть к развлекательным заведениям, наподобие секс-клубов, стремление

собираться в компании, склонные к правонарушениям. Эти клики, несколько раньше

формирующиеся у девочек, во взаимоотношениях акцентируют внутригрупповые секреты,

используют сленг, ценят верность и в общем подавляют индивидуальность.

Двенадцатилетние мальчики ведут себя в активной, агрессивной, конкурентной, шумной

манере. Девочки обычно проявляют аккуратность, послушание, чопорность, хотя некоторым

доставляет удовольствие демонстрация мальчишеской манеры поведения. Интересы

мальчиков сосредоточиваются на политике, социальных вопросах, личном развитии,

приобретении имущества и получении удовольствий. Девочек волнует семейное

благополучие. В суждении о функционировании супер-эго Бак отмечает, что

двенадцатилетние и тринадцатилетние в сравнении с двадцатилетними признают почти на

50% больше поступков ошибочными в моральном отношении.

Трайон придерживается мнения о средних годах юности как времени стремления к

социальному конформизму. Пятнадцатилетние парни становятся менее шумными, они

проявляют большую социальную уравновешенность. Раньше созревающие девушки в этом

возрасте акцентируются на искушенности в житейских делах, утонченности манер, для

некоторых из них важнее человеческие качества, способность к дружеским отношениям.

Особую привлекательность приобретают вечеринки. Тейлор на основании исследования с

помощью опросника на “Устойчивость профессиональных интересов” отмечает большую

стабильность интересов в последние годы середины юности, чем в первые годы. Трайон

говорит, что ближе к возрасту семнадцати-восемнадцати лет юноши придают значение

социальной зрелости, занятиям спортом, лидерству, тогда как девушки поглощены

женскими идеалами и сосредоточены на социальных гарантиях. Джеймс и Мур, анализируя

записи в дневниках, указывают на увеличение в этом возрасте гетеросексуальных и

социальных интересов. Саймондз характеризует старших юношей как прежде всего

заинтересованных в социальном успехе, девушки представляются более пассивными,

восприимчивыми, проявляющими интерес к людям.

12. Противоречие взглядов на предшествующий юности период. Описание Салливаном

этого периода как почти безмятежного этапа

· 201-

человеческой жизни находится в остром противоречии с мнением Анны Фрейд. Она, как мы

видели, подчеркивает неуправляемость, грубость, эксбиционизм, прорыв преге-нитальных

побуждений. Дойч обрисовывает девушку на пороге юности как наиболее свободную от

инфантильной сексуальности и агрессии, -что соответствует взглядам Салливана. В то же

время Шпигель по-иному интерпретирует данные Дойч, следуя за Анной Фрейд. Это

различие взглядов указывает на необходимость статистически надежных наблюдений за

поведением.

13. Новая формулировка межличностных отношений в свете сублимации. Чтобы считать

заслугой попытку Салливана по-другому определить сублимацию, понятно, требуются

большие доказательства, чем предоставляет Маллахи. Одно только высокое мужество часто

не является добродетелью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: