Нанесенная ребенку эмоциональная травма может привести к:
1) серьезной угрозе выживанию ребенка, что в физическом смысле означает заброшенность, голод, физический или эмоциональный;
2) патологическому симбиозу ребенка и родителя, препятствующему росту ребенка;
3) предрасположенности к легкому или тяжелому психическому заболеванию.
Ребенок способен реагировать на угрозы, исходящие из семейного окружения, одним из следующих способов:
1) он может перейти в наступление. Сюда относятся агрессивные расстройства поведения и социопатии;
2) ребенок может устраниться от контакта с семьей, что приводит к рецессивному личностному развитию или вызывает тенденцию чрезмерной озабоченности собой и своим телом;
3) ребенок может давать сильную тревожную реакцию.
Психологический конфликт в системе педагогического взаимодействия. Типы педагогических конфликтов.
Большинство затруднений, которые возникают между педагогами и учащимися происходит на первой стадии взаимодействия, т. е. при сообщении педагогом какой-либо информации.
|
|
Взаимопонимание. Нарушения взаимопонимания в межличностном взаимодействии учителя и ученика могут происходить по причине смыслового барьера. Возникновение смыслового барьера можно рассматривать как признак отсутствия внимания и индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Смысловой барьер по отношению к конкретному педагогу, возникнув однажды, проявляется уже независимо от того, какое требование предъявляет данный педагог к учащемуся.
Конфликт. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Виды педагогических ситуаций и конфликтов.
Рыбакова выделяет следующие конфликты педагогических ситуаций:
1)конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2) конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.