Правовая система Древнего Китая

В государстве Шан государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Самым крупным рабовладельцем, верховным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь.
В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:
1) высшие гражданские чиновники;
2) военные чиновники;
3) советники, прорицатели.
Царь управлял только столичной областью, а остальная территория управлялась князьями.
Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных ему слуг и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами.
На самом верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из наследственной и военной знати.
Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, состаяла из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.
В централизованной Циньской империи главой являлся император – хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый 2 министрами – левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. В Циньской империи существовало специальное судебное ведомство, что говорит о выделении судебных функций из системы административных полномочий. В качестве высшей судебной инстанции выступал император, который мог сам непосредственно разбирать судебные дела.
Во главе этого ведомства стоял тинвэй. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Формирование армии носило постепенный характер и находилось на содержании казны. Сначала ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу.
В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по местожительству.
Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, которые потеряли свободу за долги.

12.Образование и модернизация рабовладельческого государства в древних Афинах; реформы Солона и Клисфена. Военная демократия явилась последней стадией родового процесса. Богатая верхушка полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин. Утратил власть басилевс – племенной царь. Ба—силевс обладал правом военного командования, выполнял жреческие функции, участвовал в суде. Совет старейшин состоял из представителей знатных родов – евпатридов, Народное собрание созывалось в основном для одобрения криком решений Совета. Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства. Нужда толкает людей на поденную работу, оплачиваемую натурой – пищей, одеждой. Рабство носит патриархальный характер, и сам раб входит в состав семьи господина, дома знатных наполняются рабами.
Афинское государство по своей классовой сущности было рабовладельческим, по форме правления – рабовладельческой демократической республикой для свободных граждан. Если лицо незаконно присвоило право афинского гражданина, его могли обратить в рабство. Женщины к участию в политической жизни не допускались. Фактически демократия существовала лишь для зажиточных свободных афинских граждан.
Свойствами демократии в Афинах были участие граждан в принятии законов, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма.
Кровная месть за убийство еще не запрещена, но уже допускается выкуп.
Полноправными афинскими гражданами считались те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.
К наиболее важным правам гражданина относились:
1) право на личную свободу;
2) право на земельный участок на полисной территории;
3) право на экономическую помощь от государства в случае материальной необходимости;
4) право на ношение оружия и службу в ополчении, на участие в делах государства;
5) право на почитание и защиту отечественных богов;
6) право на защиту и покровительство афинских законов.
Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, сельском хозяйстве, строительстве и т. п.
Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой – метеки (чужеземцы, которые проживали в Афинах). Это люди, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства, права приобретать недвижимость, права заключать браки с афинскими гражданами.
Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, которые не могли иметь собственности, и рабов, принадлежавших государству.
Одним из источников рабства служила долговая зависимость. Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы политического деятеля Солона. Он отменил часть долговой кабалы и аннулировал все поземельные долги. С этого времени рабами в Афинах могли быть только пленники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства. Впервые была узаконена свобода завещания.
Эти реформы получили название сисахфия. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати, но удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.
Важнейшей политической реформой было установление имущественного ценза. Все свободные граждане делились на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел.
Солон повысил авторитет Народного собрания, которое стало чаще созываться, и на котором рассматривались наиболее важные вопросы (принимались законы, избирались должностные лица). Был учрежден Совет четырехсот для оказания поддержки в работе Народного собрания.
Реформы Солона продолжил Клисфен: был принят закон, который упразднил деление граждан по родам.
Афинское государство делилось на три зоны: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть.
Совет четырехсот реорганизуется, создается Совет пятисот.
Коллегия архонтов потеряла былое значение, особенно с появлением коллегии стратегов, решавшей вопросы военных дел и внешних сношений. Реформа Клисфена сокрушила господство родовой аристократии, но отвечала интересам демоса.
Одним из политиков, который ранее других оказался связанным с великой эпохой афинской демократии, был Перикл.
Его точка зрения сводилась к основным принципам демократической формы государственного правления.
Он говорил, что в Афинах влияние на ход государственных дел не является уделом лишь ограниченного круга лиц, а распространяется на всех без исключения граждан. В личной жизни каждый гражданин в соответствии с законом имеет одинаковые права.
Несмотря на столь широкую свободу в области общественной жизни, граждане Афин продолжали оставаться законопослушными членами общества, что объяснялось тем чувством уважения и почитания, которое каждый афинянин испытывал перед законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: