Эволюция государственности Индии в раннем Средневековье

Индия VI – XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. Возникающие время от времени более крупные политические общности (Харши – VII в., Чалукьев – VII в., Гурджара-Пратихаров – VIII в.) были примитивными государственными образованиями. Во главе таких государств стояли махараджи (8). Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган мантрипаришад.

Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере религиозно-культурным единством ее многоязычного народа. Индуизм представлял собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным пластом культурных ценностей. Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата восполнялась крепостью общинной организации индийского общества.

Определенное государственное единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватнические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские земли включались сначала в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей – моголов. Империя Великих Моголов достигла своего расцвета в конце XVI – XVII в. При монархической форме правления в системе органов государственной власти и Делийского султаната, и могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в соответствии с религиозной исламской доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу государства, которой в своей власти ограничен только законом проистекающим от Аллаха. Власть главы государства была наследственной, он мог сам назначать наследника престола. Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, они не могли не считаться с общепризнанным толкованием (иджмой).

Высшим чиновником в мусульманском государстве был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его основная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана.

Центральное управление в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правительственные ведомства диваны. Ни в Делийском султанате, ни в Монгольской Индии не было четкого разграничения функций между придворными сановниками и государственными чиновниками. Общие черты государственного механизма Делийского султаната и Могольской Индии не исключали различий между ними, которые выражались не столько в названиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели устанавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на военную силу, конфисковывали имущество, непокорных убивали. Ислам в его суннитском толковании стал государственной религией, а персидский язык (фарси) – языком судебного производства. Правление моголов в Индии началось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс «исламизации» правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На политику падишахов стал оказывать определенное влияние индийский город.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: