Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Курс «Культурология» представляет базовый этап в общей системе подготовки студентов к профессиональной коммуникации, обеспечивает непрерывность образования при переходе от школы к вузу и создает основу для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Дисциплина занимает важное место в системе курсов, ориентированных на изучение культуры в её историческом развитии, соотнесении с гражданской историей и культурой разных стран и народов.

Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального педагогического образования и задачами подготовки бакалавра педагогического образования:

· научности – принцип, предполагающий рассмотрение учебного материала в соответствии с современными достижениями лингвистической науки, одним из центральных понятий которой является речевой портрет языковой личности;

· фундаментализации – принцип, обеспечивающий углублённую общетеоретическую и профессиональную подготовку студентов в области русского языка и культуры речи;

· системности и последовательности – принцип, формирующий знания, умения, навыки в определённой системе, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее;

· доступности – принцип, требующий, чтобы изучаемый материал строился на уровне учебных возможностей первокурсников, сформированных при изучении русского языка в средней школе;

· наглядности – принцип, обеспечивающий восприятие изучаемого материала путем привлечения к учебному процессу всех органов чувств посредством анализа конкретных ситуаций и использования информационных технологий.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

4.1. Тематический план

Тема (раздел) дисциплины Всего академических часов Контактная работа обучающихся с преподавателем Самостоятельная работа обучающихся Формы межсессионного контроля
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
  Культурология как наука           Конспекты, развернутые ответы, рабочая тетрадь
1.1 из них в интерактивной форме            
  Структура и состав современного культурологического знания.           Конспекты, развернутые ответы, рабочая тетрадь
2.1 из них в интерактивной форме            
  Основные понятия культурологии           Конспекты, развернутые ответы, терминологический диктант, рабочая тетрадь
3.1 из них в интерактивной форме            
  Типология культуры.           Конспекты, развернутые ответы, доклад, рабочая тетрадь
4.1 из них в интерактивной форме            
  Место и роль России в мировой культуре           Конспекты, развернутые ответы, доклад, рабочая тетрадь
5.1 из них в интерактивной форме            
  Генезис европейской культуры.           Конспекты, развернутые ответы, доклад, рабочая тетрадь
6.1 из них в интерактивной форме            
  Культура и природа.           Конспекты, развернутые ответы, доклад, рабочая тетрадь
7.1. из них в интерактивной форме            
  Культура и общество. Культура и личность.           Конспекты, развернутые ответы, доклад, рабочая тетрадь
8.1. из них в интерактивной форме            
  Культура и глобальные проблемы современности. Культура Сибири.           Конспекты, подготовка доклада, рабочая тетрадь, написание реферата, подготовка презентации
9.1 из них в интерактивной форме            
  ИТОГО:           зачет
  В том числе в интерактивной форме            

Форма промежуточного контроля: зачет.

4.2.1. Содержание лекционного курса.

Лекция 1. Культурология как наука. Истоки культурологии, возникновение культурологии как самостоятельной науки. Объект, предмет, задачи и проблемы культурологии. Культурология как средство развития духовных ценностей личности и становления профессиональной компетентности. Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Лекция 2. Культурология как наука. Этноцентризм и культурный релятивизм. Культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак. Формирование толерантного отношения к культурным традициям народов РФ.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Лекция 3. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

Лекция 4. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Культурология в системе гуманитарного знания.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Лекция 5. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4, 5].

Лекция 6. Типология культуры. Понятия «тип» и «типология». Закономерности и периодизация культуры. Концепции культурно-исторических эпох. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 3, 4].

Лекция 7. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [2, 4, 5].

Лекция 8. Генезис европейской культуры. Культура античности. Понятие «античность» в истории культуры. Периодизация античной культуры. Краткая характеристика основных периодов. Особенности мировоззрения древнего грека. Античная мифология. Искусство Древней Греции. Наука и философия в Древней Греции. Культура Древнего Рима.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

Лекция 9. Генезис европейской культуры. Средневековая культура. Понятие «средние века» в истории культуры. Характеристика городской культуры.

Образование и средневековые университеты. Схоластика. Алхимия и мистика. Феномен рыцарства. Церковь, ереси, инквизиция. Крестовые походы.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

Лекция 10. Генезис европейской культуры. Культура эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения. Сущность возрожденческого гуманизма. Представление о личности эпохи Возрождения. Учения об обществе и государстве. Искусство и наука Возрождения. Начало книгопечатания в Европе. Великие географические открытия и их роль.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

Лекция 11. Культура и природа. Взаимодействие культуры и природы как одна из важнейших тем культурологии. Теоретическое и мифопоэтическое понимание природы. Восприятие природы в истории европейской культуры. Культура как «вторая природа». Природа и культурогенез.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

Лекция 12. Культура и общество. Понятие общества. «Общество» и «социум». Структурный, институционально-функциональный и интеракционистский подходы к изучению общества. Механизм взаимодействия культуры и общества. Социализация индивида.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

Лекция 13. Культура и личность. Характеристика понятий «личность» и «индивид». Осмысление традиционного и деятельностного психологических подходов. Концепция сексуальности по М.Фуко. Личность как субъект культуры. Подходы к изучению отношения «личность – культура». Человек как семиотическое существо. Становление античной личности. Обратное влияние личности на культуру. Становление и особенности чсредневековой личности. Реннесансная личность.

Понятие «личность» в работах Канта. Кризис европейской культуры и личности. Эзотерическая личность. Личность в контексте психотехнического подхода. Представления о «возможной личности».

Понятие инкультурации.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

Лекция 14. Культура и глобальные проблемы современности. Культура Сибири. Особенности мировой культуры ХХ века. Современный глобальный социокультурный кризис, причины его возникновения и типологические черты.

Региональная культура: основные дискуссии и перспективы развития. Проблемы сохранения русской традиционной культуры Тарского Прииртышья. Культурное пространство малого города.

Основная литература по теме [1, 2, 3].

Дополнительная литература по теме [1, 2, 3, 4, 5].

4.2.2. Содержание семинарских занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: