Еще в конце 60-х годов прошлого века социологи и культурологи
столкнулись с весьма парадоксальным процессом. С одной сто-
роны, многочисленные факты свидетельствовали о симптомах
глубокого кризиса господствующей церкви: сокращалось чис-
ло прихожан, ослабевал интерес к ритуалам, снижался религи-
озный энтузиазм верующих. Но вместе с тем, по данным соци-
ологических исследований, многие, даже порвавшие с тради-
ционными представлениями о Боге, продолжали считать себя
причастными к религии.
Можно ли покинуть традиционную церковь и остаться веру-
ющим? Оказывается, можно, так как в противовес официаль-
ной религии среди населения возникло увлечение неканони-
ческими, нетрадиционными, непривычными культами. Набож-
ные чувства определенной части людей устремились в иное
русло. Появились новые религиозные кумиры, провозвестни-
ки, т.е. обладающие особой божественной силой, лидеры. Они
возвестили миру новые «истины», поведали о мистических
«прозрениях». Что касается традиционных способов система-
тизации религиозных воззрений, привычных религиозных пе-
реживаний, то к ним пророки и приверженцы «новых рели-
гий» оказались безразличными. Так, нетрадиционная религи-
озность превратилась в стойкий культурный феномен.
Феномен нетрадиционной религиозности — одно из харак-
Терных явлений современной духовной жизни. Суть его со-