Стоит в распространении вероучений, не связанных с при-

вычными, традиционными религиями. Спектр этих увлече-

ний довольно широк. Не случайно по-разному обозначаются

они и в культурологии: «внеисповедная религиозность», «свет-

ский гуманизм», «эзотерическая (т.е. предназначенная для

посвященных) культура», «бунтарские духовные искания», «вне-

конфессиональная (т.е. внеисповедная) религиозность». Эти

термины не все точны и удачны. Для обозначения анализируе-

мого культурологического явления мы будем пользоваться по-

нятием «новые религии».

Долгое время американские культурологи, фиксируя снижение

канонической религиозности, объясняли этот факт конфесси-

ональным плюрализмом. Они как бы приходили к утешитель-

ному для них выводу, что религиозная вера не устраняется,

а принимает лишь другие формы. Но вот на прилавках появи-

256 ГлаваХ)/!. Кризис религии или религиозное возрождение?

лась книга «Религия в Америке». Ее авторы попытались дать

более целостную картину различных религиозных течений,

существующих в США. Они подробно описали 19 наиболее

крупных деноминаций, т.е. названий различных церквей. Но

при этом обнаружился сенсационный факт. Оказалось, что, хо-

тя церквей в США много, почти 70 млн. американцев не при-

надлежат ни к одной из многочисленных сект или общин. Они

вообще не связаны с церковью. Такое сообщение не могло не

поразить умы. -

Американский культуролог Дж. Натансон выразил тревогу с пре-

дельной ясностью. Во что же они верят? — изумленно спраши-

вал он. Отход верующих от церкви стал все сильнее волновать

специалистов. Модные веяния захватили поначалу лишь опре-

деленные круги интеллигенции. Однако затем богоискатель-

ские тенденции получили широкое распространение. Они про-

никли в сознание средних слоев населения, завладели умами

молодых людей. Поиск новых образно-чувственных, религиоз-

но-практических установок, экзотических верований оказался

весьма интенсивным.

Среди «новых религий» можно назвать неохристианские ре-

лигии. Их сторонники стремятся к предельному опрощению

христианской веры. Иисус Христос фигурирует у них в образе

молодого человека, облаченного в джинсы и с гитарой в руках.

Огромный интерес вызывают восточные религиозные культы.

Традиционные представления о «тайнах Востока» и вместе с тем

динамизм и глубина преобразований, охвативших значитель-

ную часть человечества, обусловливают появление идей о рож-

дении нового человека, особого «азиатского» или «африканско-

го» типов личности, о скрытых пружинах истории, механизм

которых неожиданно «заработал» в современную эпоху.

Однако «трансплантации» восточных культов на европейскую

основу чаще всего не приносят желаемого, не обогащая ни за-

' падную, ни восточную традицию и, главное, не придавая им

нового жизненного импульса. Возникает не сплав культур,

а их примитивная смесь. Ломка привычной социально-куль-

турной среды — процесс длительный и болезненный. Вот как

характеризует эту ситуацию герой романа Г. Гессе «Степной

волк» 1арри Галлер: «У каждой эпохи, у каждой культуры, у каж-

дой совокупности обычаев и традиций есть свой уклад, своя

подобающая ей суровость и мягкость, своя красота и своя жес-

токость, какие-то страдания кажутся ей естественными, какое-

ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 257

то зло она терпеливо сносит. Настоящим страданием, адом че-

ловеческая жизнь становится только там, где пересекаются

две эпохи, две культуры и две религии. Если бы человеку антич-

ности пришлось жить в средневековье, он бы, бедняга, в нем

задохнулся, как задохнулся бы дикарь в нашей цивилизации.

Но есть эпохи, когда целое поколение оказывается между дву-

мя эпохами, между двумя укладами жизни в такой степени, что

утрачивает всякую естественность, всякую преемственность

в обычаях, всякую защищенность и непорочность!» (Гессе Г.

Избранное. М., 1977, с. 222-223).

Религиозный ренессанс

Однако в конце прошлого века обнаружилось явление, которое не

предвидел ни один культуролог или религиовед. Началось ре-

лигиозное возрождение. То, о чем писал Н.А. Бердяев: «Опять

возможны станут страстные споры о тайнах божественной жиз-

ни», судя по всему, становится реальностью. Начавшейся в эпо-

ху Возрождения секуляризации дали отмашку: маятник качнул-

ся в другую сторону. Расколдованный («разволшебствленный»,

по М. Веберу, мир двинулся в сторону набожности. Начался

«реванш богов» — именно так культурологи назвали этот фе-

номен. Усилилась критика рационалистической традиции, воз-

ник обостренный интерес к вере. Но религиозный бум вместе

с тем установил четкие границы.

Религиозный бум несет не экуменические волны (зкуме-

кизм — диалог религии, поиск их сближения). Он проис-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: