вычными, традиционными религиями. Спектр этих увлече-
ний довольно широк. Не случайно по-разному обозначаются
они и в культурологии: «внеисповедная религиозность», «свет-
ский гуманизм», «эзотерическая (т.е. предназначенная для
посвященных) культура», «бунтарские духовные искания», «вне-
конфессиональная (т.е. внеисповедная) религиозность». Эти
термины не все точны и удачны. Для обозначения анализируе-
мого культурологического явления мы будем пользоваться по-
нятием «новые религии».
Долгое время американские культурологи, фиксируя снижение
канонической религиозности, объясняли этот факт конфесси-
ональным плюрализмом. Они как бы приходили к утешитель-
ному для них выводу, что религиозная вера не устраняется,
а принимает лишь другие формы. Но вот на прилавках появи-
256 ГлаваХ)/!. Кризис религии или религиозное возрождение?
лась книга «Религия в Америке». Ее авторы попытались дать
более целостную картину различных религиозных течений,
существующих в США. Они подробно описали 19 наиболее
|
|
крупных деноминаций, т.е. названий различных церквей. Но
при этом обнаружился сенсационный факт. Оказалось, что, хо-
тя церквей в США много, почти 70 млн. американцев не при-
надлежат ни к одной из многочисленных сект или общин. Они
вообще не связаны с церковью. Такое сообщение не могло не
поразить умы. -
Американский культуролог Дж. Натансон выразил тревогу с пре-
дельной ясностью. Во что же они верят? — изумленно спраши-
вал он. Отход верующих от церкви стал все сильнее волновать
специалистов. Модные веяния захватили поначалу лишь опре-
деленные круги интеллигенции. Однако затем богоискатель-
ские тенденции получили широкое распространение. Они про-
никли в сознание средних слоев населения, завладели умами
молодых людей. Поиск новых образно-чувственных, религиоз-
но-практических установок, экзотических верований оказался
весьма интенсивным.
Среди «новых религий» можно назвать неохристианские ре-
лигии. Их сторонники стремятся к предельному опрощению
христианской веры. Иисус Христос фигурирует у них в образе
молодого человека, облаченного в джинсы и с гитарой в руках.
Огромный интерес вызывают восточные религиозные культы.
Традиционные представления о «тайнах Востока» и вместе с тем
динамизм и глубина преобразований, охвативших значитель-
ную часть человечества, обусловливают появление идей о рож-
дении нового человека, особого «азиатского» или «африканско-
го» типов личности, о скрытых пружинах истории, механизм
которых неожиданно «заработал» в современную эпоху.
Однако «трансплантации» восточных культов на европейскую
|
|
основу чаще всего не приносят желаемого, не обогащая ни за-
' падную, ни восточную традицию и, главное, не придавая им
нового жизненного импульса. Возникает не сплав культур,
а их примитивная смесь. Ломка привычной социально-куль-
турной среды — процесс длительный и болезненный. Вот как
характеризует эту ситуацию герой романа Г. Гессе «Степной
волк» 1арри Галлер: «У каждой эпохи, у каждой культуры, у каж-
дой совокупности обычаев и традиций есть свой уклад, своя
подобающая ей суровость и мягкость, своя красота и своя жес-
токость, какие-то страдания кажутся ей естественными, какое-
ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 257
то зло она терпеливо сносит. Настоящим страданием, адом че-
ловеческая жизнь становится только там, где пересекаются
две эпохи, две культуры и две религии. Если бы человеку антич-
ности пришлось жить в средневековье, он бы, бедняга, в нем
задохнулся, как задохнулся бы дикарь в нашей цивилизации.
Но есть эпохи, когда целое поколение оказывается между дву-
мя эпохами, между двумя укладами жизни в такой степени, что
утрачивает всякую естественность, всякую преемственность
в обычаях, всякую защищенность и непорочность!» (Гессе Г.
Избранное. М., 1977, с. 222-223).
Религиозный ренессанс
Однако в конце прошлого века обнаружилось явление, которое не
предвидел ни один культуролог или религиовед. Началось ре-
лигиозное возрождение. То, о чем писал Н.А. Бердяев: «Опять
возможны станут страстные споры о тайнах божественной жиз-
ни», судя по всему, становится реальностью. Начавшейся в эпо-
ху Возрождения секуляризации дали отмашку: маятник качнул-
ся в другую сторону. Расколдованный («разволшебствленный»,
по М. Веберу, мир двинулся в сторону набожности. Начался
«реванш богов» — именно так культурологи назвали этот фе-
номен. Усилилась критика рационалистической традиции, воз-
ник обостренный интерес к вере. Но религиозный бум вместе
с тем установил четкие границы.
Религиозный бум несет не экуменические волны (зкуме-
кизм — диалог религии, поиск их сближения). Он проис-