нововведений в обществе. Социальные перевороты могут быть
вызваны изменением в химическом составе атмосферы, измене-
ниями в климате, плодородии почвы и многими другими факто-
рами. Тем не менее технология, бесспорно, — главная сила, ле-
жащая в основе ускоряющегося рывка.
Для большинства людей, отмечает Э. Тоффлер, слово «техноло-
гия» вызывает в воображении образы дымящихся сталелитей-
ных заводов и лязгающих механизмов. Возможно, классическим
символом технологии все еще остается сборочный конвейер,
созданный Генри Фордом полвека назад и превращенный в мощ-
ный социальный символ Чарли Чаплиной в «Новых временах».
Однако этот символ всегда был неадекватным, даже вводил в за-
Глава XX. Техника и судьбы культуры 317
блуждеиие, ибо технология — это всегда больше, чем фабрики
и машины. Изобретение хомута для лошади в Средние века при-
вело к значительным изменениям в методах ведения сельского
хозяйства и было таким же технологическим шагом вперед, как
изобретение Бессемеровой печи столетия спустя (Тоффлер Э. \
|
|
Шок будущего, Мч 2001).
По мнению 0. Шпенглера, «техника имеет тот же возраст, что
и свободно движущаяся в пространстве жизнь вообще. Лишь
растение, как видится нам это в природе, представляет собой
просто арену технических процессов. Животное, если оно пе-
редвигается, обладает также и техникой движения, с тем что-
бы себя поддерживать и защищаться» (Шпенглвр 0. Закат Ев-
ропы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исто-
рические перспективы. М., 1998, с. 529).
Человек подсмотрел ход природы и подметил ее характерные зна-
ки. Он начал подражать природным чертам с помощью средств и
методов, использующих законы космического ритма. Человек,
по словам Шпенглера, отваживается на то, чтобы играть в боже-
ство,, так что делается понятным, почему на самых ранних изго-
товителей и знатоков этих искусственных вещей (ибо искусство
возникло здесь как противоположность природе) и прежде все-
го на хранителей кузнечного мастерства, окружающие взирали,
как на что-то необычное, их с робостью почитали или отверга-
ли. Возник постоянно растущий запас таких находок, которые
неоднократно совершались и забывались снова. Им подражали,
их избегали и улучшали, пока, наконец, для целых стран света не
возник некий запас само собой разумеющихся средств — огонь,
металлообработка, орудия, оружие, плуг и корабль, домострое-
ние, животноводство и разведение злаков.
«И на этом основании возникает теперь техника высоких куль-
тур, — пишет Шпенглер, — в ранге, окраске и страсти которой
выражается вся целиком душа этих великих существ. Вряд ли
|
|
нужно кого-то убеждать в том, что античному человеку с его
эвклидовым ощущением окружающего мира враждебна уже
сама идея техники. Если мы станем ждать от античной техни-
ки решительного и целеустремленного развития и преодоле-
ния общераспространенных навыков еще микенской эпохи, то
тикакой античной техники не существует» (там же, с. 531).
318 Глава XX Техника и судьбы культуры
Чем-то совершенно новым, по словам Шпенглера, оказывается
фаустовская техника, уже на заре готики со всей страстью тре-
тьего измерения напирающая на природу, чтобы ее одолеть.
Античный мудрец «созерцает», как аристотелевское божество,
арабский, как алхимик, отыскивает волшебное средство, фило-
софский камень, с помощью которого можно будет без труда
овладеть сокровищами природы, западный желает управлять
миром по своей воле.
Понятие «фаустовская культура» ввел 0. Шпенглер. Он перечис-
лил восемь основных культур. Одну из них Шпенглер назвал
«фаустовской», имея в виду западноевропейскую культуру. Фа-
уст — это мятежник, восставший против установленного по-
рядка. Он хочет исправить несовершенство мира; Его гложет
тяга к познанию. Фауст пытается реализовать благородное че-
ловеческое стремление — понять и исправить этот мир.
Фаустовский изобретатель и первооткрыватель — нечто уни-
кальное, в оценке Шпенглера. Первозданная мощь его воли,
. светоносная сила его озарений, несокрушимая энергия его
практического размышления должны показаться всякому, кто
смотрит на них из чужих культур, чем-то жутким и непонят-
ным. У всей нашей культуры, считает Шпенглер, — душа
первооткрывателя. Научный эксперимент начинает с прист-
растием вести допрос природы с помощью рычагов и винтов,
результатом чего являются простирающиеся перед нашим взо-
ром равнины, уставленные фабричными трубами и копрами
шахт. Машина — от дьявола: подлинной верой это неизменно
только так и воспринималось.
Паровая машина производит полный переворот и радикально
изменяет картину экономики. До этого времени, считает
Шпенглер, природа оказывала человеку услуги, теперь же она,
как рабыня, впрягается в ярмо, и труд ее, как бы в насмешку,
оценивается в лошадиных силах. От мускульной силы негров,
использовавшейся на неорганизованных предприятиях, люди
перешли к органическим резервам земной коры, где с помощью
угля сберегается энергия, накопления за тысячелетия, водная
энергия привлекается на подмогу энергии угля.
Миллионы и миллиарды лошадиных сил обеспечивают возмож-
ность такого роста численности населения, о котором никакая
другая культура не могла и помышлять. Этот рост является,
как показывает Шпенглер, продуктом машины, которая жела-
ет, чтобы ее обслуживали и ею управляли, а за это стократно
ГлаваXX. Техника и судьбы культуры 319
умножает силы каждого. В связи с этим ценной, более значимой
оказывается и человеческая жизнь. «Труд» делается великим
словом в этических размышлениях. Машина трудится и вынуж-
дает к сотрудничеству людей. Культура взошла на такой уро-
вень деятельности, что под нею трясется Земля.
«То, что разыгралось ныне едва за столетие, являет собой такое
колоссальное зрелище, что людей будущей культуры, которые
будут обладать иной душой и иными страстями, охватит ощуще-
ние, что сама природа в этот час содрогнулась. Бывало и преж-
' де, что политика победно шествовала по городам и весям, че-
ловеческая экономика, глубоко вторгалась в судьбы мира жи-
вотных и растений, однако это касалось одной лишь жизни,
впоследствии вновь изглаживаясь без следа. Но эта техника ос-
тавит по себе следы своего существования даже и тогда, когда
все прочее разрушится и исчезнет, ибо эта фаустовская страсть
|
|
изменила облик поверхности Земли» (там же, с. 534).
Машины делаются все более обезличенными по своему образу,
становятся все аскетичнее, мистичнее, эзотеричнее. Они опо-
ясывают Землю бесконечной тканью тонких сил, потоков и на-
пряжений. Машины становятся все духовнее. Все безмолвнее.
Эти колеса, цилиндры и рычаги больше не разговаривают. Все
самое важное прячется внутрь. Машина воспринималась как
нечто дьявольское, и не напрасно.
Однако, по мнению Шпенглера, фаустовские люди стали рабами
своих созданий. Их численность и все устройство образа жиз-
ни вытеснены машиной на такой путь, на котором невозмож-
но ни остановиться хоть на миг, ни отступить назад. Крестья-
нин, ремесленник и даже купец оказались вдруг чем-то мало-
значительным рядом с тремя фигурами, которых вывела на
свет и воспитала машина на пути своего развития: предприни-
мателем, инженером, фабричным рабочим. Из этой небольшой
ветви ремесла — перерабатывающей экономики — в одной
этой культуре, и ни в какой другой, выросло могучее дерево,
отбрасывающее свою тень на все прочие занятия: мир эконо-
мики машинной индустрии.
Он принуждает к повиновению как предпринимателей, так и фаб-
ричных рабочих. Они рабы, а не повелители машин, лишь те-
перь раскрывающей свою дьявольскую тайную власть. Органи-
затор и управляющий оказывается средоточием этого искусст-
венного и усложненного машинного царства. «Западная
индустрия перенаправила древние торговые пути прочих куль-
320 ГлаваXX. Техника и судьбы культуры
тур. Потоки экономической жизни устремляются к чертогам,
в которых обитает «царь Уголь», и к великим сырьевым регио-
нам; природа исчерпывается, земной шар приносится в жертву
фаустовскому мышлению энергией» (там же, с. 537).