с ее бедствиями, опасностями и ограничениями. Поэтому
принцип техники заключается, по Ясперсу, в целенаправ-
ленном манипулировании природными материалами и выяв-
ленными силами для того, чтобы придать назначеннию че-
ловека определенную направленнрсть. «Технический человек»
не принимает преднайденное таким, как оно есть. Он рас-
сматривает вещи под углом зрения их ценности для реализа-
ции человеческих целей и пытается приблизить формы ве-
щей к особенностям этих целей.
3 2 4 Глоео XX. Техника и судьбы культуры
Однако смысл техники не только в этом. Создание орудий труда
подчинено идее некоего единства, а именно единства в рамках
постоянно расширяющегося при всей своей замкнутости преоб-
разования человеком окружающей среды. Животное находит
уже данную среду, с которой оно, не сознавая того, неразрывно
связано. Человек, пребывая в этой связи, выводит создаваемую
им самим среду за границы такой связи, в беспредельность.
Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является призна-
ком самой сущности человека. Он ощущает себя в созданной им
среде вследствие освобождения не только от нужды, но и от
воздействия на него красоты, соразмерности и формы им сотво-
ренного. Он утверждает свою реальность по мере того, как рас-
ширяет свою среду.
Ясперс выделяет два вида техники: технику, производящую
энергию, и технику, производящую продукты. Например, ра-
бочую силу человек получает с помощью прирученных им жи-
вотных, ветряных и водяных мельниц. Техника, производящая
продукты, делает возможным такие занятия, как прядение,
ткачество, гончарное, строительное дело, а также применение
медицинских средств лечения.
Один из видных культурологов — Ф. Дессауэр показал, что тех-
ника не только создает средства для достижения ранее постав-
ленной цели, но и сама приводит к таким открытиям, результа-
ты которых вначале никем не осознаются. Так обстояло дело,
например, с музыкальными инструментами и книгопечатани-
ем. В этом случае создание техники становится своего рода
ключом, открывающим такие сферы деятельности человека,
которые расширяют возможности его природы и ведут к но-
вым открытиям.
К. Ясперс дал интересное обоснование великого исторического
перелома в развитии техники. Техника в смысле умения приме-
нять орудия труда существует с тех пор, как живут люди. На ос-
нове знания простых физических законов она издавна действо-
вала в области ремесла, применения оружия, при использовании
колеса, лопаты, плуга, лодки, силы животных, паруса и огня. Мы
обнаруживаем ее во все времена, доступные нашей историчес-
кой памяти. В великих культурах древности, отмечал философ,
особенно в западном мире, высокоразвитая техника позволила
перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить доро-
ги и корабли, конструировать осадные и оборонительные маши-
ны. Запад двинулся по пути технического развития.
Глава XX. Техника и судьбы культуры 325
И все же эта техника оставалась в рамках того, что было сравни-
тельно посильно человеку, доступно его обозрению. То, что де-
лалось, производилось мускульной силой человека, огня с при-
влечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды,
не выходило за пределы естественной среды человека. Все серь-
езные изменения начались с конца XVIII в. Неверно, что в разви-
тии техники не было скачка. Тогда произошел именно скачок,
охвативший техническую сторону человеческой жизни в целом.
После того как веками делались попытки в этом направлении,
в мечтах людей сформировалось техницистское, технократичес-
кое направление, для которого — сначала медленно и фрагмен-
тарно — создавались научные предпосылки, а в XIX в. была осу-
ществлена их реализация, превзошедшая все пылкие мечты.
Прежде всего были созданы машины, автоматически производя-
щие продукты потребления. То, что раньше делал ремеслен-
ник, теперь делает машина. Она прядет, ткет, пилит, строгает,
отжимает, отливает, производит предмет целиком. С точки
зрения культурологии, небезынтересно открытие первого па-
рового двигателя (1776), что стало поворотным пунктом в ис-
тории техники. Вслед за ним появился универсальный двига-
тель — электромотор.
Технизация, считает Ясперс, распространяется все шире — от
подчинения природы до подчинения всей жизни человека; *•
бюрократическое управление и политика, даже игры и развле-
чения, которые проводятся в русле привычных форм жизни,
но уже не как выражение внутреннего импульса, а как диктат
техники. Человек не знает, что делать со своим досугом, если
его свободное время не заполняется технически организован-
ной деятельностью, разве что он склонен, отдыхая просто пре-
даваться грезам. *:
Жизнь человека в качестве машины, как полагает Ясперс, легче д
всего характеризовать в сопоставлении с прежней жизнью. Че-
ловек лишается корней, теряет почву и родину, для того чтобы
обрести место у машины. Причем даже предоставленный ему
дом и садовый участок уподобляются машинам, они преходя-
щи, взаимозаменяемы. Исчезает дом, прочно и надолго вписан-
ный в ландшафт, как в старину. Поверхность земного шара на
наших глазах превращается в машинный плацдарм.
Более того, сам человек, по мысли Ясперса, становится одним
из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке.
Традиция в той мере, в какой в ней коренятся абсолютные
326 Глава XX. Техника и судьбы культуры
требования, уничтожается, а люди в массе своей уподобля-
ются песчинкам и, будучи лишены корней, именно поэтому
могут быть использованы наилучшим образом. В концепции
Ясперса содержатся весьма важные в мировоззренческом
отношении соображения о сущности техники, о характере
труда, об усиливающейся технизации окружающей среды, о
демоническом характере техники. Эти мысли получили
дальнейшее развитие в трудах современных социальных
критиков.
Рационализация мира
Своеобразный критический вариант культурологического по-
стижения техники находим у французского культуролога Жа-
ка Эллюля, который придает термину «техника» широкий ми-
ровоззренческий смысл. Он имеет в виду не просто машинные
механизмы, машинную технику, ту или иную процедуру для
достижения цели. Эллюль определяет ее как совокупность