Века как животного существа от подчинения природе

с ее бедствиями, опасностями и ограничениями. Поэтому

принцип техники заключается, по Ясперсу, в целенаправ-

ленном манипулировании природными материалами и выяв-

ленными силами для того, чтобы придать назначеннию че-

ловека определенную направленнрсть. «Технический человек»

не принимает преднайденное таким, как оно есть. Он рас-

сматривает вещи под углом зрения их ценности для реализа-

ции человеческих целей и пытается приблизить формы ве-

щей к особенностям этих целей.

3 2 4 Глоео XX. Техника и судьбы культуры

Однако смысл техники не только в этом. Создание орудий труда

подчинено идее некоего единства, а именно единства в рамках

постоянно расширяющегося при всей своей замкнутости преоб-

разования человеком окружающей среды. Животное находит

уже данную среду, с которой оно, не сознавая того, неразрывно

связано. Человек, пребывая в этой связи, выводит создаваемую

им самим среду за границы такой связи, в беспредельность.

Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является призна-

ком самой сущности человека. Он ощущает себя в созданной им

среде вследствие освобождения не только от нужды, но и от

воздействия на него красоты, соразмерности и формы им сотво-

ренного. Он утверждает свою реальность по мере того, как рас-

ширяет свою среду.

Ясперс выделяет два вида техники: технику, производящую

энергию, и технику, производящую продукты. Например, ра-

бочую силу человек получает с помощью прирученных им жи-

вотных, ветряных и водяных мельниц. Техника, производящая

продукты, делает возможным такие занятия, как прядение,

ткачество, гончарное, строительное дело, а также применение

медицинских средств лечения.

Один из видных культурологов — Ф. Дессауэр показал, что тех-

ника не только создает средства для достижения ранее постав-

ленной цели, но и сама приводит к таким открытиям, результа-

ты которых вначале никем не осознаются. Так обстояло дело,

например, с музыкальными инструментами и книгопечатани-

ем. В этом случае создание техники становится своего рода

ключом, открывающим такие сферы деятельности человека,

которые расширяют возможности его природы и ведут к но-

вым открытиям.

К. Ясперс дал интересное обоснование великого исторического

перелома в развитии техники. Техника в смысле умения приме-

нять орудия труда существует с тех пор, как живут люди. На ос-

нове знания простых физических законов она издавна действо-

вала в области ремесла, применения оружия, при использовании

колеса, лопаты, плуга, лодки, силы животных, паруса и огня. Мы

обнаруживаем ее во все времена, доступные нашей историчес-

кой памяти. В великих культурах древности, отмечал философ,

особенно в западном мире, высокоразвитая техника позволила

перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить доро-

ги и корабли, конструировать осадные и оборонительные маши-

ны. Запад двинулся по пути технического развития.

Глава XX. Техника и судьбы культуры 325

И все же эта техника оставалась в рамках того, что было сравни-

тельно посильно человеку, доступно его обозрению. То, что де-

лалось, производилось мускульной силой человека, огня с при-

влечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды,

не выходило за пределы естественной среды человека. Все серь-

езные изменения начались с конца XVIII в. Неверно, что в разви-

тии техники не было скачка. Тогда произошел именно скачок,

охвативший техническую сторону человеческой жизни в целом.

После того как веками делались попытки в этом направлении,

в мечтах людей сформировалось техницистское, технократичес-

кое направление, для которого — сначала медленно и фрагмен-

тарно — создавались научные предпосылки, а в XIX в. была осу-

ществлена их реализация, превзошедшая все пылкие мечты.

Прежде всего были созданы машины, автоматически производя-

щие продукты потребления. То, что раньше делал ремеслен-

ник, теперь делает машина. Она прядет, ткет, пилит, строгает,

отжимает, отливает, производит предмет целиком. С точки

зрения культурологии, небезынтересно открытие первого па-

рового двигателя (1776), что стало поворотным пунктом в ис-

тории техники. Вслед за ним появился универсальный двига-

тель — электромотор.

Технизация, считает Ясперс, распространяется все шире — от

подчинения природы до подчинения всей жизни человека; *•

бюрократическое управление и политика, даже игры и развле-

чения, которые проводятся в русле привычных форм жизни,

но уже не как выражение внутреннего импульса, а как диктат

техники. Человек не знает, что делать со своим досугом, если

его свободное время не заполняется технически организован-

ной деятельностью, разве что он склонен, отдыхая просто пре-

даваться грезам. *:

Жизнь человека в качестве машины, как полагает Ясперс, легче д

всего характеризовать в сопоставлении с прежней жизнью. Че-

ловек лишается корней, теряет почву и родину, для того чтобы

обрести место у машины. Причем даже предоставленный ему

дом и садовый участок уподобляются машинам, они преходя-

щи, взаимозаменяемы. Исчезает дом, прочно и надолго вписан-

ный в ландшафт, как в старину. Поверхность земного шара на

наших глазах превращается в машинный плацдарм.

Более того, сам человек, по мысли Ясперса, становится одним

из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке.

Традиция в той мере, в какой в ней коренятся абсолютные

326 Глава XX. Техника и судьбы культуры

требования, уничтожается, а люди в массе своей уподобля-

ются песчинкам и, будучи лишены корней, именно поэтому

могут быть использованы наилучшим образом. В концепции

Ясперса содержатся весьма важные в мировоззренческом

отношении соображения о сущности техники, о характере

труда, об усиливающейся технизации окружающей среды, о

демоническом характере техники. Эти мысли получили

дальнейшее развитие в трудах современных социальных

критиков.

Рационализация мира

Своеобразный критический вариант культурологического по-

стижения техники находим у французского культуролога Жа-

ка Эллюля, который придает термину «техника» широкий ми-

ровоззренческий смысл. Он имеет в виду не просто машинные

механизмы, машинную технику, ту или иную процедуру для

достижения цели. Эллюль определяет ее как совокупность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: