Социально-психологические основы управления. Эффективность управления

Задача социальной системы управления - это сохранить целостность общества, способность его к саморазвитию. Главная задача социальной психологии управления - сформировать у субъектов социума потребность к сохранению этой целостности через актуализацию их социальных эмоций, чувств, настроений, через формирование соответствующих социальных установок и мотивов деятельности.

Задача социального управления - привести в готовность субъект любой деятельности с целью его оптимизации. Однако поскольку субъектом деятельности может выступать каждый род деятельности, постольку и можно говорить о всех восьми родах управленческой деятельности.

Итак, объектом социального управления выступают все роды (типы, виды, сферы) общественных отношений, которые, безусловно, в качестве объектов попадают и в сферу деятельности социально-психологического управления. Однако такое управление интересуют психологические стороны управления, что и составляет предмет его специфического исследования. Как уже отмечалось, цель социального и социально- психологического управления совпадает - максимальное сохранение целостности и единства человеческого общества. Различие в задачах - социальное управление заботится об эффективности деятельности любого объекта управления; а социально-психологическое - о формировании у субъектов таких социальных чувств, эмоций, переживаний, обрядов и традиций, которые бы, мобилизуя психические силы, направлялись на эффективность их деятельности. Что касается субъектов управления, то они могут совпадать с объектами в том случае, когда берут не себя вопросы управления, превращая объект управления в самоуправление, т.е. в субъект 70 управления. В качестве таковых субъектом может выступать и личность, и любой трудовой коллектив.

Эффективность организации управления – создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах ресурсов.Или:эффективность управления – это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.

На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов:

1.Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или иной программы в зависимости от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок.

2.Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство.

3.Оценка достигнутого состояния предприятия, его места в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов.

4.Комплексный подход – так или иначе сочетающий в себе все предыдущие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: