Завершение консрликта представляет собой прекращение

Оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

Возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

Следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

15. Основные периоды и этапы

в развитии конфликта

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта,

необходимо определить его временные границы — начало и

окончание. Это важно для понимания его отличий от

«околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных

стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых

актов противодействия сторон. Для признания конфликта

начавшимся требуются три совпадающих условия:

• первый участник сознательно и активно действует в ущерб

другому участнику (под действиями понимается как физические

движения, так и передача информации);

• второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия

направлены против его интересов;

• в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия

против первого участника [25].

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает

агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию,

то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из

сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. совершает

мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы.

Однако в любом случае речь идет о прекращении действий,

направленных друг против друга.

19. Динамика конфликта 263

В динамике конфликта можно выделить следующие перио-

ы и этапы (рис. 19.1).

Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение

объективной проблемной ситуации; осознание объективной

проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки

сторон разрешить объективную проблемную ситуацию

неконфликтными способами; возникновение предконфликтной

ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать

случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт

порождается объективной проблемной ситуацией [63]. Сущность

такой ситуации состоит в возникновении противоречия между

субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями

и т.п.). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных

действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом

действия преимущественно объективных причин. Ежедневно

возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других

сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное

время, не проявляя себя.

Объективные противоречите ситуации, возникающие

в деятельности людей, создают потенциальную воз-

люжность возникновения консрликтов, которая переходит

в реальность только в сочетании с субъективными

сракторалли [23]

Одно из условий такого перехода — осознание объективной

проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности

как проблемной, понимание необходимости предпринять

какие-то действия для разрешения противоречия составляют

смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации

интересов способствует тому, что проблемная ситуация

воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность

восприятия порождается не только природой психики,

но и социальными различиями участников коммуникации.

Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы.

Индивидуальность осознания порождается также раз-

личиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников

взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее

°на развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуа-

ию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой

не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие

сторон. Часто они, или одна из них, пытаются ре-

шйТь проблему неконфликтными способами (убеждением,

разъяснением, просьбами, информированием противостоящей

стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая

перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае

на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и

фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность

ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности

одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться

как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно

важным интересам. Причем действия оппонента

рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит

в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно

ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации

в сторону конфликта, является «пусковым механизмом»

конфликтного поведения.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием

или собственно конфликтом. Он включает: инцидент;

эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие;

завершение конфликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон,

пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою

пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно

для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом

конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается

дальше как череда конфликтных событий, инцидентов.

Взаимные конфликтные действия способны видоизменять,

Усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося

новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно

Представить следующим образом: переход от переговоров к

борьбе — борьба накаляет эмоции — эмоции увеличивают

ошибки восприятия — это ведет к интенсификации борьбы и

т Д- Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы

°Ппонентов. Ввиду важности данного этапа он будет более

п°Дробно рассмотрен в следующем параграфе. Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают

противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается

Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми ме-

тодами не дает результата, но действия по достижению согласия

еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от кон-

фликтного противодействия к поиску решения проблемы и

прекращению конфликта по любым причинам. Основные

формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование

затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную

нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию

их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях,,

когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте.

Этап характеризуется переживаниями, осмыслением

своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровне^

притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины

за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению

друг к другу не дают возможности сразу нормализовать

отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании

сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

Этому способствует преодоление негативных установок^

продуктивное участие в совместной деятельности, установление

доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную длительность:

быть спрессованы до нескольких мгновений (например,

в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться

десятилетия (война за независимость испанских колоний в Америке

1810—1826 гг. или вьетнамская война 1959—1973 гг.). Некоторые

этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сторон

уступает и конфликт завершается.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который

характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается

по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются.

Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация

не теряет смысл. С этого момента начинается процесс

интеграции. Участники начинают стремится к соглашению,

приемлемому для обеих сторон (Р. Валтон). Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рас-

сМаТривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные

стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках

времени протекания конфликта. Конфликт часто включает

моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов,

при которых прямая конфронтация отсутствует.

16. Динамика различных видов

конфликтов

Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь различные

продолжительность, значимость и интенсивность. Исследования,

проведенные в социологии и психологии, показывают,

что существуют различия в длительности конфликтов в

зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Выявлено,

что большинство конфликтов по вертикали (более 78%)

длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,8%)

имеет продолжительность до одного месяца. Конфликты между

руководителями первичного и среднего звена более длительны:

в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а

продолжительностью до одного месяца — 49%. В то же время

только 65% конфликтов между государственными служащими

разрешаются в течение полугода.

Существуют различия в динамике конфликтов в условиях

Повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях.

В экстремальных условиях конфликты развиваются в

«Ускоренном» темпе, более скоротечны (рис. 19.3).

В течение одной недели завершаются около 70% конфликтов,

происходящих в экстремальных условиях. Более 55% таких

Конфликтов разрешаются в течение первых трех дней. Экстремальные

условия выступают мощным катализатором процессов

Конфликтного взаимодействия. Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных

конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тем меньше

шансов у руководителя на успешный для него результат.

Противоположным является соотношение длительности

конфликта и его успешности для подчиненного. На конфлик-

ть1 продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов,

в которых победил подчиненный. На конфликты

продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов

с победой подчиненного.

Это может быть объяснено следующим образом. Чем справедливее

требования руководителя к подчиненному, тем больше

у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу,

тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник

прав в конфликте, тем настойчивее в борьбе его оппонент —

подчиненный, тем длительнее конфликт, так как руководитель,

даже если он не прав, не настроен на уступку. В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивайся

эмоционально-личностная основа конфликта. При длительном

противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт,

отходит на второй план и борьба идет по поводу претензий,

оскорблений, грубости, которые были допущены в хо-

fle конфликта. Происходит замена деловой сферы конфликта Важной особенностью динамики криминальных конфликтов

является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся

применением насилия. В криминальных конфликтах

количество циклов взаимодействия, состоящих из одноразового

«обмена» реакциями, ограничено, и чем с более высокого

«стартового уровня» конфликт начинается, тем меньше

подобных циклов предшествует применению насилия [103].

Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений

характера совместной деятельности в течение года.

Существуют колебания в частоте конфликтов в зависимости от

организации совместной деятельности в течение года. Наиболее

«конфликтным» временем года, например для офицеров,

является весна (29,7%), а месяцем — май (рис. 19.6). Основными

причинами колебания частоты конфликтов в течение года

является, во-первых, цикличный характер воинской деятельности.

Вторым фактором повышенной частоты конфликтов весной

и осенью могут быть особенности психических состояний

офицеров, связанные с этими переходными временами года.

Наибольшее число конфликтов среди госслужащих (рис.

19.6 б) характерно для февраля (17,8%), марта и сентября (по

12,3%). Это обусловлено возрастанием рабочей нагрузки, связанной

с распределением ресурсов, исполнением бюджета, завершением

массовых отпусков [55].

Анализ межличностных конфликтов учащихся закрытых

учебных заведений (рис. 19.6в и 19.6г) показывает, что основные

тенденции распределения конфликтов в течение года

могут быть объяснены спецификой основного вида деятельности

— учебы. Наиболее конфликтным является первый семестр

учебного года и особенно период сдачи зачетной и экзаменационной

сессий. Частота конфликтов в этот период

возрастает примерно в 1,5 раза по сравнению со среднемесячным

уровнем.

1. Динамика конфликта представляет собой ход развития, его

изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта,

а также внешних факторов и условий. В динамике

конфликта выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период

(предконфликт) включает: возникновение объективной

проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия,

попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными

способами и возникновение предконфликтной

ситуации. Открытый период, который часто называют собственно

конфликтом, включает: инцидент, эскалацию конфликта,

сбалансированное противодействие и завершение

конфликта. Иногда выделяют послеконфликтный период, который

состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации

отношений.

2. Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы,

что свидетельствует об эскалации конфликта. Признаки эскалации:

сужение когнитивной сферы, возникновение образа

врага, рост эмоционального напряжения, переход к

личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и

защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия,

потеря первоначального объекта разногласия, расширение

границ конфликта.

3. Существуют отличия в длительности конфликтов в зависимости

от того, какие стороны в нем участвуют. В экстремальных

условиях конфликты развиваются в заметно

«ускоренном» темпе. Итоги конфликта зависят от его длительности.

В длительных конфликтах уменьшается деловая и

увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта.

Особенностью криминальных конфликтов является их

быстрая эскалация, завершающаяся применением насилия.

Частота конфликтов зависит от циклических изменений характера

совместной деятельности в течение года.

17. Социальная природа внутриличностных конфликтов

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Для России в этой связи необходимо обратить внимание прежде всего на влияние рыночных отношений на возникновение и развитие внутриличностного конфликта. Для нас этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь рыночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, мы можем обратиться к исследованиям, имеющимся в других странах, давно вставших на путь экономического либерализма.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни. Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.

В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. Вся культура и социокультурная среда при господстве рыночных отношений характеризуются соперничеством и индивидуализмом, которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь.

В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут, с другой, - общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма. [26]

В своих работах Карен Хорни выделила ряд противоречий в рыночной культуре, которые лежат в основе типичных внутриличностных конфликтов, приводящих даже к неврозам. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. -- М. Прогресс - Универс, 1993. -- С. 219 -- 220

1. Противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью - с другой. С одной стороны, все делается для достижения успеха, а это означает, что мы должны быть не только напористыми, но и агрессивными, способными столкнуть других с дороги. С другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы, утверждающие, что эгоистично хотеть чего-либо для себя, а должно быть смиренными, подставлять другую щеку, быть уступчивыми.

2. Противоречие между стимуляцией наших потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. Психологическое следствие для человека состоит здесь в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением.

3. Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей; «великая игра жизни» открыта для него, и он может получить то, что хочет, если, конечно, энергичен. В действительности же для большинства людей все эти возможности ограничены. В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

Следует отметить, что причиной увеличения внутриличностных конфликтов в стране служат не только непосредственно рыночные отношения, но и другие факторы социальной жизни, являющиеся новыми для нашего общества и связанными с началом его реформирования.

18. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов

Поскольку внутриличностных конфликтов избежать невозможно, то следует научиться создавать условия, предупреждающие их негативные последствия, использовать многообразные способы их профилактики и вовремя разрешать дисфункциональные конфликты в том случае, если они уже возникли. На сегодняшний день конфликтология разработала целую систему способов и мер по предупреждению и разрешению внутриличностных конфликтов. При этом следует иметь в виду, что предупредить конфликт всегда легче, чем его разрешить. Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на создание такого рода благоприятных макро условий, но если иметь в виду «рядовую» личность, то ее влияние при этом все таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством действий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.

Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя». Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» То есть необходимо прежде всего создать правильный «Я-образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие - второстепенными. Однако познание самого себя - дело не из легких. Личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна.

Необходимо адекватно оценивать себя. Без адекватной самооценки нельзя познать самого себя и избежать внутриличностных конфликтов. Но не только заниженная, но и завышенная оценки своих способностей и возможностей препятствуют установлению гармонических отношений с окружающими и тем самым способствуют возникновению внутриличностных конфликтов.

Но самое главное состоит в том, что неадекватная самооценка, неправильный образ своего «Я» препятствуют реализации и самоактуализации личности. Человек, который неправильно оценивает себя, будет постоянно «натыкаться» на непонимание со стороны других. Ему будет казаться, что его не понимают, тогда как в действительности он не понимает сам себя. Поэтому тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.

От самооценки зависят и отношение личности к своим успехам и недостаткам, ее самокритичность. Поэтому она прямо влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Можно представить человека, полагающего, что он обладает большими способностями по математике, но занявшего одно из последних мест на олимпиаде по этому предмету. В этой ситуации, во-первых, не избежать внутриличностного конфликта, стресса, а, во-вторых, это может породить полное разочарование в своих способностях и навсегда отбить охоту заниматься этим видом деятельности.

Свое объективное выражение самооценка получает в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Например, при завышенной самооценке он стремится их принизить, при заниженной - повысить.

Важный способ профилактики внутриличностных конфликтов - формирование стабильного внутреннего мира и характера человека. Для этого следует постоянно обращаться к своему жизненному опыту и соотносить его с опытом других и социальной реальностью. Анализируя свой жизненный опыт и делая выводы на будущее, следует ориентироваться на успех.

Между тем люди, которые ориентируются на успех, как правило, руководствуются реальной оценкой своих шансов на достижение цели и поэтому ставят перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные задачи. Поэтому анализируя свой опыт, следует задуматься над тем, почему вам сопутствовал успех и в чем причина ваших неудач. Это поможет избежать многих внутренних конфликтов.

Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, потому что неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом.

19. Механизмы преодоления внутриличностных конфликтов

Преодоление внутриличностного конфликта - это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.

Прежде всего, следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует. Способы разрешения внутреннего конфликта, подходящие для мужчин, могут быть не всегда пригодны для женщин.

Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все.

В работах М. Дойча, одного из основоположников "мотивационной концепции" межличностного конфликта, выделяются способы преодоления внутриличностных конфликтов исходя из особенностей их "сфер реальности" [8].

К сферам реальности относятся:

* объективная конфликтная ситуация, составляющая основу конфликта;

* конфликтное поведение, представляющее способ взаимодействия участников конфликта, возникающий при осознании ситуации конфликтной.

Различают открытые и латентные способы преодоления внутриличностных конфликтов.

Oткрытые, предполагающие:

* принятие решения личностью;

* прекращение колебаний и сомнений;

* сосредоточение на решении проблемы.

Латентные, предполагающие:

* истерию, симуляцию, страдание;

* сублимацию -- перевод психической энергии в другие области деятельности;

* компенсацию -- возмещение утраченного путем обретения других целей и результатов;

* уход от действительности -- предание мечтам, фантазиям, раздумьям;

* номадизм -- изменение места жительства, работы, семейного положения;

* неврастению;

* рационализацию -- самооправдание с помощью логических рассуждений, целенаправленного отбора фактов, аргументов;

* идеализацию (абстрагирование), отрыв от реальности;

* регрессию -- подавление чувств, устремлений, желаний -- обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности;

* эйфорию -- показное веселье, радостное и удовлетворенное состояние;

* проекцию -- стремление освободиться от негативных качеств путем приписывания их другому;

* дифференциацию -- мысленное "разделение" оппонента (отделение мыслей от автора).

20. Семейные конфликты:

1 конфликты супругов

2 конфликты во взаимодействии родителей и детей

Конфликты «Руководитель-подчиненный»

Конфликты в школе.

Инновационные конфликты.

Межгрупповые конфликты.

Межгосударственные конфликты.

21. В чем заключается прогнозирование конфликтов?

Очевидно, что чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии.

Какова суть профилактики конфликтов?

Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. При этом она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

Каковы основные направления деятельности по предупреждению конфликтов?

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, менеджеры, специалисты-психологи. Она может вестись по четырем направлениям:

Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.).

Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования компаний — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы, включая оптимизацию организационной структуры компании, оптимизацию функциональных взаимосвязей, отслеживание соответствия работников предъявляемым к ним требованиям, принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников.

Устранение социально-психологических причин конфликтов.

Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Как осуществляется профилактика конфликтов?

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.

Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологического статусу. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает от нас. Если ожидаемое партнером распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Поскольку роль младшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтов человек должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцу личную услугу (подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, «доставание билета», товара и пр.), а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.

Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.

22. В чем заключается технология предупреждения конфликтов?

Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Как можно воздействовать на проблемную ситуацию?

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.

Каковы основные приемы «грамотного общения» с целью предупреждения конфликтов?

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами:

Сказать, что в чем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент

Свести проблему к шутке

Перевести разговор на другую тему

Уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации

Сказать, что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).

Какие основные умения «грамотного общения» способствуют предупреждению конфликтов?

Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия.

Умение определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.

Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

Терпимость к инакомыслию.

Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

Умение управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

Умение в общении с окружающими быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.

В ходе общения с партнером желательно, хотя бы изредка, улыбаться.

Не нужно ждать от окружающих слишком многого.

Умение общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.

Умение человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.

Не забывать о чувстве юмора.

Какими способами и приемами можно воздействовать на поведение людей?

Воздействовать на партнера можно разными способами. При воздействии мы пытаемся изменить, подкорректировать отношение партнера к конфликтной ситуации и поведение в ней.

Самый простой способ — не требовать от окружающих невозможного, учитывать, что их способности к различным видам деятельности различны.

Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека. Быстро идут только разрушительные процессы, поэтому не ждите мгновенных результатов и действуйте тактично.

Следите за вербальными знаками. Меняйте свои позы в процессе разговора на более открытые и располагающие. Результатом будет копирование вашей позы и открытость со стороны партнера.

Очень эффективным способом является предоставление своевременной и точной информации о Ваших интересах и решениях. Если кто-то из окружающих наступает Вам на «любимую мозоль», то не исключено, что он делает это не специально. Ведь это не его мозоль, и он просто может о ней не знать. Что касается решений, то чем раньше Вы их предоставите, тем лучше, никто не любит находиться в состоянии неопределенности, да и Вы наверняка тоже.

Одним из важных приемов является умение отделить личность партнера от проблемы. Дать понять партнеру, что он человек и имеет право на слабости. Необходимо следовать принципам этики общения: не перебивать, не критиковать и не быть категоричными.

Как нужно относиться к критике и пользоваться ей?

Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил, знать структуру конструктивной критики, понимать характер критики и придерживаться конкретных целей. К критике нужно относиться осторожно, как к оружию, которым можно ранить партнера. Для сохранения отношений сторон важно то, как партнер воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль.

Необходимо помнить следующее:

Критика в свой адрес — резерв совершенствования

Объективная критика — это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недостатков в работе

Нет критики, из которой нельзя извлечь пользу

Всякий зажим критики вреден, так как затрудняет преодоление недостатков

Не связывать сущность критики с личностью человека, который ее излагает

Не очень важна форма критики, важно ее содержание

Ценная способность — уметь видеть в критике рациональное зерно, даже если оно с первого взгляда не видно

Меня критикуют — значит, верят в мои способности исправить дело

Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель безразличия ко мне как к работнику.

23. Большинство условий и факторов успешного разрешения

конфликтов носит психологический характер, так как отражает

особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Некоторые исследователи выделяют организационные, исторические,

правовые и другие факторы. Рассмотрим их подробнее.

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное

условие начала разрешения любого конфликта. До тех

пор, пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с

двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции

оппонента с помощью насилия, речь о разрешении

конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения

в целях, интересах оппонентов является двусторонним

процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов,

так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят

разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах,

а не на личности оппонента [90].

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное

отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном

мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по

отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта,

необходимо смягчить это негативное отношение.

Главное — снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых

по отношению к оппоненту.

Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте

врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой

возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия.

Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной

позиции и действий. Выявление и признание собственных

ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых,

необходимо постараться понять интересы другого. Понять —

не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление

об оппоненте, сделает его более объективным. В-

третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении

или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно

плохих или абсолютно хороших людей или социальных

групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необхо

димо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной cm

роны. Среди приемов выделяют такие, как положительна

оценка некоторых действий оппонента, готовность идти *

сближение позиций, обращение к третьей стороне, котор'

36. Конструктивное разрешение конфликтов 473

авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому

себе, уравновешенное собственное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта,

умение сторон видеть главное способствуют успешному

поиску решения противоречия. Акцентирование внимания

на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах

снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта,

необходим учет статусов (должностного положения)

друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или

имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок,

которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные

требования могут спровоцировать сильную сторону

на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно немаловажное условие — выбор оптимальной

стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.

Эти стратегии рассмотрены в следующем параграфе.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как

конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие

влияние на этот процесс. К ним относятся следующие:

• время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения

позиций и интересов, выработки решений. Сокращение

времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения

согласия, ведет к повышению вероятности выбора альтернативы,

отличающейся большей агрессивностью;

• третья сторона: участие в завершении конфликта

нейтральных лиц (институтов), которые помогают

оппонентам решить проблему. Ряд исследований

(В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков,

С. Прошанов, А. Шипилов) подтверждают положительное

влияние третьих лиц на разрешение конфликтов;

• своевременность: стороны приступают к разрешению

конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста:

меньше противодействия — меньше ущерба — меньше

обиды и претензий — больше возможностей для того, чтобы

договориться.

• равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно

равны по возможностям (равные статусы, должностное

положение, вооружение и т.д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более

конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами

нет зависимости по работе;

культура: высокий уровень общей культуры оппонентов

снижает вероятность насильственного развития конфликта.

Выявлено, что конфликты в органах государственного

управления разрешаются более конструктивно при наличии

у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств [55];

единство ценностей: наличие согласия между конфликтующими

сторонами по поводу того, что должно представлять собою

приемлемое решение. Другими словами, «... конфликты более

или менее регулируемые, когда у их участников есть общая

система ценностей» (В. Ядов), общие цели, интересы;

опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем

хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров

разрешения аналогичных конфликтов;

отношения: хорошие отношения между оппонентами до

конфликта способствуют более полному разрешению противоречия.

Например, в крепких семьях, где между супругами

существуют искренние взаимоотношения, конфликты

разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

24. Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый

процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации,

выбор способа разрешения конфликта, формирование

плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих

действий.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации

по следующим проблемам:

• объект конфликта (материальный, социальный или идеальный;

делим или неделим; может ли быть изъят или заменен;

какова его доступность для каждой из сторон);

• оппонент (общие данные о нем, его психологические

особенности; отношения оппонента с руководством; возможности

по усилению своего ранга; его цели, интересы,

36. Конструктивное разрешение конфликтов 475

позиция; правовые и нравственные основы его требований;

предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в

чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);

• собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в

конфликте; правовая и нравственная основы собственных

требований, их аргументированность и доказательность; допущенные

ошибки и возможность их признания перед оппонентом

и др.);

т> причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

т социальная среда (ситуация в организации, социальной

группе; какие задачи решает организация, оппонент, как

конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из

оппонентов; какова реакция руководства, общественности,

подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно

о конфликте);

<» вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его

оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он

воспринимает меня, мое представление о конфликте и т.д.).

Источниками информации выступают личные наблюдения,

беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами,

своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями

конфликта и др.

Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, оппоненты

прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют

соответствующие своим интересам и ситуации способы его

разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие

событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее

реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если

просто прекратить активные действия в конфликте.

Важно определить критерии разрешения конфликта, причем

они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят:

правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных

лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом,

традиции.

Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии

с выбранным способом разрешения конфликта. Если

необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана

(возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение

дополнительных уступок).

Контроль эффективности собственных действий предполагает

критические ответы самому себе на вопросы: зачем я это

делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию намеченного

плана? сраведливы ли мои действия? какие необходимо

предпринять действия по устранению помех разрешения

конфликта? и др.

По завершении конфликта целесообразно: проанализировать

ошибки собственного поведения; обобщить полученные знания

и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения

с недавним оппонентом; снять дискомфорт (если он

возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные

последствия конфликта в собственных состоянии,

деятельности и поведении.

Стратегии выхода из конфликта. Принципиальное значение

для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор

оппонентом стратегии выхода из него. «Решающим для исхода

конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые

его участниками» [23].

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную

линию поведения оппонента на его заключительном этапе.

Напомним, что выделяют пять основных стратегий: соперничество,

компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление

(К. Томас). Выбор стратегии выхода из конфликта

зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные

особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту

ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента,

возможные последствия, значимость решаемой проблемы,

длительность конфликта и др.

Рассмотрим целесообразность применения данных стратегий.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне

предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано

в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения;

выгодности результата для всей группы, организации, а не для

отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борьбы

для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на

уговоры оппонента.

Многие исследователи считают данную стратегию ущерб"

ной для решения проблем, так как она не предоставляет воз-

36. Конструктивное разрешение конфликтов 477

ложности оппоненту реализовать свои интересы. Однако

жизнь дает много примеров, когда соперничество оказывается

эффективным. Агрессора, захватывающего чужую территорию,

целесообразно останавливать жесткой стратегией, а не увещеваниями.

Против преступника, посягающего на жизнь другого

человека, также необходимо использовать данную стратегию.

Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных

ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности

опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт

частичными уступками. Он характеризуется отказом от

части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать

претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью

простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания

оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;

наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения

временным решением; угрозы потерять все. Сегодня компромисс

— наиболее часто используемая стратегия завершения

конфликтов.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный

или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные

мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения

хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость

от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому

выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный

в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных

последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление

третьей стороны. В некоторых ситуациях с помощью уступки

реализуется принцип «Три Д«: Дай Дорогу Дураку.

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой

уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от

аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что

оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать

свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно

разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта.

Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся

конфликт. Избегание применяется при отсутствии

сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего

поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратеги,

ей поведения в конфликте. Оно предполагает направленность

оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рас.

смотрение другой стороны не как противника, а как союзника

в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной

взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать

различие во власти; важности решения для обеих сторон-

непредубежденности участников. Сочетание стратегий определяет

каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе

конфликта (рис. 36.2).

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет

указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов,

а не подавления их. Среди способов она выделила

победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией

понималось новое решение, при котором выполняются

условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных

потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта

получил название «сотрудничество».

Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике

реализуются путем силового подавления одной из сторон или

путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и

уступка). Силовое подавление является продолжением применения

стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона

достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных

требований. Уступившая сторона выполняет требования

оппонента, или приносит извинения за допущенные

недостатки в деятельности, поведении или общении. Если же

стороны понимают, что проблема важна для каждой из них и

она стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов,

то они используют путь переговоров. Процессуальные и психологические

аспекты подготовки и ведения переговоров будут

рассмотрены в гл. 38. Здесь же мы кратко охарактеризуем основные

технологии компромисса и сотрудничества.

Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии

переговорного процесса. Одним из приемов, позволяющим

сделать это, является техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения (С. Линдскольд

и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом.

Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов

разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных

(Б. Бете, В. Смит). Он включает в себя следующие

правила:

• делать искренние, публичные заявления о том, что одна из

сторон конфликта хочет остановить эскалацию конфликта;

• объяснять, что примирительные шаги обязательно будут

осуществлены. Сообщить, что, как и когда будет сделано;

• выполнять обещанное;

• побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать

их в качестве условия выполнения собственных обещаний;

<» уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного

времени и даже в том случае, если другая сторона

не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к увеличению

уязвимости стороны, их осуществляющей.

Примером успешного использования метода ПРИСН является

поездка в 1977 г. президента Египта А. Садата в Иерусалим.

Отношения между Египтом и Израилем в то время были

очень напряж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow