Архитектура. Задача: рассмотреть архитектуру христианской религии

Задача: рассмотреть архитектуру христианской религии.

Процесс постепенного восприятия интерьера христианского храма, начиная с купола и заканчивая его нижней зоной, полностью соответствует эстетическим свойствам раннехристианской архитектуры. Даже пещерки – и те мыслятся как соединение земного и небесного.

В сущности, раннехристианская архитектура – архитектура "висячая": ее своды спускаются сверху и ничего не весят. Колонны осмысляются эстетически и выглядят не как несущие конструкции, а как свисающие подвески или корни.

В них нет ничего, что указывало бы на несомую ими тяжесть: отсутствует и энтазис, и ремешок, и каннелюры, и цоколь; форма капителей также не предполагает выполнения колонной роли опоры. Архитектоника развивающегося сверху вниз здания вполне соответствует мышлению, проявившемуся во всех сферах христианской жизни, интересно, даже для неверующих интуитивно отображающих высший архетип.
Для христиан весь мир, являющийся творением Бога, исполнен красоты и смысла, наполнен символами. Не случайно святые отцы Церкви утверждали, что Господь создал две книги – Библию, в которой прославляется любовь Спасителя, и мир, который воспевает мудрость Творца. Глубоко символично и все христианское искусство в целом. Удивительна в христианстве и морская, корабельная символика, якорь-крест, а неф – корабль. Например, в норвежских ставкирках воспроизводится вообще - буквально, конструктивно церковь - даже технологически – корабль.

Объектом творчества художника становится не окружающая действительность, а идеальный мир вечных прообразов.
Согласно учениям византийских мистиков, единый источник света (благодати), сообщенного человеку, помещался внутри него. Авторитетные богословы утверждали, что этот божественный свет можно видеть.
Поэтому видимое и осязаемое пространство, и архитектура стали выступать в качестве иконного образа, отсылающего к некой реальности большей и иной размерности.
Конечная цель символического понимания пространства – это понимание совершающейся в храме Литургии, которая составляет «наиболее сокрытую и неповторимую жизнь Церкви». И понимание этой таинственной сердцевины церковного бытия невозможно без изъяснения того места, на котором Литургия совершается, с которым она связана как душа с телом. Другими словами, архитектура в христианстве есть материальное, телесное условие духовных процессов.
Вывод: христианство, как и буддизм, повлияло на архитектуру. Но если в буддийской архитектуре были ступы и различные пещеры, где поклонялись Будде, то в христианстве – очень величественные храмы и церкви с изображениями вечных прообразов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: