Культура как социальный феномен

 

1. В науке, да и в повседневной жизни, тяжело найти понятия, которое бы использовалось чаще и имело бы больше значений, чем понятие культура. Поэтому очень сложно дать единое определение, в котором были бы учтены все оттенки и значения этого слова. Термин «культура» имеет латинское происхождение (cultura – уход, обработка) и первоначально означало обработку земли, выращивание урожаев. На сегодняшний день существует множество определений понятия «культура», часто это понятие употребляется как синоним цивилизации, общества, например, «культура майя» или «трипольская культура». Но в любом случае культура всегда понимается как творческие достояния людей, отделенные от того, что дает нам природа. Поэтому культура не наследуется генетическим путем, она непосредственно связана с обществом. Между культурой и обществом существует очень тесная связь, но необходимо понимать, что:

  • культура имеет отношение к стилю жизни членов данного общества – их привычкам, традициям, манере поведения, материальным ценностям, которые они вырабатывают.
  • общество же, в первую очередь, обращает внимание на систему взаимоотношений, которые объединяют людей одной культуры.

Ни одна культура не может существовать без общества, но также ни одно общество не может существовать без культуры.

Под культурой мы будем понимать явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Культура олицетворяет в себе все, что мы думаем, как поступаем и чем владеем.

С точки зрения социологии, культура это ценности, нормы, традиции, убеждения, модели поведения и материальные предметы, которые вместе формируют образ жизни людей, объединяя их в единую целостность – общество.

Чтобы понять содержание культуры, необходимо помнить, что культура всегда существует в двух формах.
Материальная культураэто материальные ценности, созданные людьми: техника, сооружения, одежда, предметы быта и т.п..
Нематериальная или духовная культураэто идеальные (т.е. нематериальные) формы общественной жизни, идеи, которые создают люди: язык, религия, идеология, моральные и правовые нормы, фольклор и народные традиции, наука, искусство и т.п.

Культуру изучают разные науки - философия, культурология, история, антропология и прочие. Однако в социологии существует свой аспект изучения культуры; она, прежде всего, исследует роль культуры, ее функции в формировании и развитии социальных систем, то, как те или иные элементы культуры влияют на жизнедеятельность социальных общностей. К социальным функциям культуры относят:
1.Функцию адаптации. Культура обеспечивает приспособление общества и отдельного индивида к среде - природной, исторической, психологической.
2. Функцию идентификации. Опираясь на созданные культурой идеи и представление об окружающей реальности, индивид создает собственный «Я-образ», который получил название идентичности. Формированию идентичности способствует отождествление себя с определенными социальными общностями, которое возникает на основе общей культуры.
3. Функцию социализации. Усваивая культурные образцы и навыки, биологический индивид становится личностью, способной думать, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением. Поэтому, рассматривая процесс формирования личности, социологи понимают его как процесс формирования носителя, преемника и продолжателя культуры.
4. Функцию интеграции. Единые ценности, нормы, традиции и стандарты поведения объединяют огромное количество людей в общество. Т.е. культура - это цемент, который объединяет людей и делает возможными постоянные, надежные, возобновляющиеся отношения.
5. Мировоззренческую функция. Культура объясняет окружающий мир и помогает найти смысл человеческого существования.
6. Регулятивную функция. Культура - это нормативная система, правила, которые считаются разумными и правильными в данном обществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает и ориентирует поведение людей, благодаря культуре люди имеют возможность оценить пользу или вред, добро или зло.
7. Функцию социального контроля. Культура накладывает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым и приемлемым в данной культуре. Она способна наказывать, поощрять, сдерживать поведение людей.
8. Функцию социальных изменений. Изобретения и инновации в культурной сфере (например, научные открытия, новые религиозные культы или политические идеологии) могут выступать мощным фактором социальных изменений в обществе в целом.

2. Несмотря на то, что культуры чрезвычайно отличаются друг от друга, с точки зрения базисных элементов они всегда состоят из языка, символов, ценностей, норм и технологии. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Язык. Язык выступает, образно говоря, «ключом» к пониманию культуры.
Язык – это код, шифр, с помощью которого люди могут общаться друг с другом и отличать своих от чужаков.

Символыэто понятия, которые несут в себе особое содержание, понятное и признаваемое людьми одной культуры. Слово, улыбка, картина в приемной директора, белый халат врача или мундир военного, сигнал «SOS» и прочее - все это символы, с помощью которых мы общаемся и передаем информацию друг другу.

Ценности это иерархически расположенные моральные и эстетичные стандарты (императивы), созданные человеческой культурой и определяющие представления людей о добре, зле, справедливости, красоте и т. д.

Нормы. Нормы (от лат. norma – правило, образец) – образцы, стандарты и правила поведения, выполнение которых ожидается от членов общества и поддерживается с помощью санкций. Нормы всегда регулируют поведение людей согласно ценностям определенной культуры.
Различают несколько видов норм:

  • юридические,
  • моральные,
  • религиозные,
  • этические,
  • эстетические,
  • административно-правовые,
  • народные обычаи, традиции и ритуалы.

Технологии и материальная культура. Нарядус такими неощутимыми при прикосновении феноменами как символы, нормы и ценности, культура существует также в виде вполне материальных вещей. Китайцы едят не ножом и вилкой, а палочками, японцы сидят на полу и снимают обувь, прежде чем зайти в дом, молодежь чаще пользуется CD-проигрывателями и мобильными телефонами. Технологии существуют в любой культуре.

Технологии – это способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях.
Развитие технологий в современном обществе привел к формированию так называемой «техносферы». Огромное количество технических устройств, которые окружают человека, создают искусственную среду, аналогов которой никогда не было в прошлом.

Господствующая культура – культура большинства или господствующих классов. Это общие, унифицированные формы культуры, которые присущи большим обществам, нациям или народам в целом. Так, общая история, условия проживания, особенности быта и т.п., приводят к возникновению общих социально-психологических черт народа, которые называют менталитетом.

Субкультура – система норм и ценностей, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других. Субкультуры формируются под влиянием таких факторов как принадлежность к классу, этническое происхождение, религия, место жительства, возраст и т.п. Так своя культура у бизнесменов и бомжей, программистов и спортсменов, христиан и буддистов, горожан и фермеров, молодых и пожилых людей, наркоманов и алкоголиков и т.д.. Каждый человек может принимать участие во многих субкультурах одновременно, однако это не означает, что он отказывается от господствующей культуры, чаще всего он лишь демонстрирует незначительное отклонение от нее.

Однако субкультура иногда может принимать форму контркультуры. Контркультура – это субкультура, нормы и ценности которой не только отличаются от общепринятых, но и противостоят им. Контркультура - это форма протеста, вызов существующей социальной системе, главная цель носителей контркультуры - возмутить общество, вызвать интерес к «андеграунду», обратить внимание на определенные общественные проблемы. Примером контркультуры может выступать культура хиппи, террористов, преступников.

Наличие в обществе мощной контркультуры выступает признаком глубокого кризиса культуры и неудовлетворенности части общества (чаще всего молодежи) системой ценностей, норм и образцов поведения, которые предлагает культура. Такие моменты чаще или реже переживает любая культура. Но с помощью контркультур эти кризисы, возможно, преодолеть, воспринимая положительные элементы, совершенствуя отношения между людьми.
В зависимости от принадлежности людей к тому или иному классу различают следующие формы культуры:

Элитарную (или высокую) культуру -культурные образцы, которые создавались привилигированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами.Она, прежде всего, включают классическую музыку, литературу и изобразительное искусство. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку.

Народная культура – культурные образцы, которые широко распространены среди населения, это фольклор, сказки, мифы и песни, потребляемые беднотой.
Такое распределение существовало до середины ХХ столетия, потом, с широким распространением средств массовой информации (радио, печатных изданий, кино, а позже телевидения, магнитофонов, видеоносителей, Интернета и т.п.), произошло стирание различий между элитарной и народной культурой. Так возникла массовая культура.

Массовая или популярная культура – культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, так называемому «массовому потребителю».
Особенности массовой культуры:
1. Массовая культура имеет коммерческий характер, это, в первую очередь, стандартизированный товар, предназначенный для массового рынка, а главным критерием качества этого товара выступает коммерческий успех, то, насколько выгодно его можно продать.
2. Поскольку массовая культура должна нравиться многим, она, как правило, бывает не очень высокого, «среднего» качества, и направлена на то, чтобы удовлетворить сиюминутные запросы людей и не самые изысканные духовные потребности. Массовая культура подверглась значительной критике со стороны социологов за то, что она, в отличие от высокой культуры, предлагает примитивные образцы, в меньшей мере обогащает человека духовно, не способна передать настоящие чувства и тем самым не позволяет реализоваться личности.

Структура культуры — строение культуры, состоящей из субстанциональных элементов (опредмечиваются в ее ценностях и нормах) и функциональных элементов (характеризуют процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты); включает в себя

  • образование,
  • науку,
  • искусство,
  • литературу,
  • мифологию,
  • нравственность,
  • политику,
  • право,
  • религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

  • мировая и национальная культура,
  • классовая,
  • городская и сельская,
  • профессиональная и др,
  • духовная,
  • материальная.

Функции культуры
- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.
- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- Ценностная (Аксиологическая) Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

 

Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривающая человека, как свободного индивида в рамках Земли.

Миф

Известно, что можно выделить два типа трансляции культуры в обществе: традиционный и современный. Традиционное общество - общество допромышленное, т.е. древнее и средневековое, общество, в котором господствуют обычаи и традиции прошлого. Передача опыта из поколения в поколение в традиционном обществе происходит в форме передачи традиций, обычаев, то есть целостных, нерасчлененных «блоков» деятельности, воспроизводимых в неизменном виде в определенной ситуации. Индивид должен усвоить определенную последовательность действий, унаследованных от предков: как пахать, сеять, убирать урожай, изготовить необходимые орудия труда, строить, лечить и т.д. Тем самым он обретает различные навыки и умения, практическое «знание», которое может быть в той или иной степени осознанным и вербализованным, выраженным в словах и понятиях. Современная культура, в том числе и философия, была создана не на пустом месте, она впитала в себя элементы предшествующих форм мировоззрения.

Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
Для историка культуры миф — это, прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако в мифах конкретное время события не имеет никакого значения, важна только отправная точка для начала повествования. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности (например, Геродота и Тита Ливия)[1]. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[2].
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[3].
  • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[4].

Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т.п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее).[5]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру[6], некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь[7]. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа[8]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: