Взгляды Ксенофонта, Платона. Особенности концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. В древнем мире экономической науки как еще не существовало. В трудах мыслителей содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Истоки современной экономической науки можно найти в идеях и трудах мыслителей прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. Их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня. До нашей эры возникли два центра мировой цивилизации: 1. Восточная цивилизация (Египет, государства «Междуречья», Индия, Китай) оформилась во втором-первом тысячелетиях до нашей эры. Ее основные черты: - особая роль сельского хозяйства в жизни общества, обслуживаемого трудом общинников; - централизованный характер хозяйствования, государство – верховный распорядитель всех экономических ресурсов, главным образом, земли; - значимость ирригационных систем (оросительных систем, каналов, резервуаров для накопления воды) в хозяйственной деятельности; - организация труда рабов и общинников в храмовом хозяйстве, на строительстве грандиозных светских и культовых сооружений; - подчиненное положение человека, развитие долгового рабства, большое количество налогов и натуральных повинностей. 2. Античная цивилизация (города-государства Древней Греции, Древний Рим) возникла в первом тысячелетии до нашей эры. Ее основные черты: - формирование небольших государств-полисов с демократическими режимами правления; - децентрализованный характер хозяйствования; - всеобщая натуральная воинская повинность, отмена обязательных налогов в Древнем Риме; - развитие ремесла, торговли и меняльного дела; - получение свободными гражданами значительных политических прав. Все это отразилось на экономической мысли двух цивилизаций. Экономическая мысль древнего востока.
|
|
Аристотеля можно считать основателем теории естественного права. Критикуя идеалистические воззрения Платона, он писал, что идея частной собственности имеет глубокие корни в самой человеческой природе, основана на его инстинктах. Аристотель также писал о политической природе человека. Выделяя истинные и ложные формы правления, он доказывал, что политический строй способен улучшать или, напротив, уродовать, человеческую сущность. С точки зрения улучшения человеческой природы, лучшим государственным устройством является такое, которое сочетает элементы истинных форм правления -монархии, аристократии и демократии. Истинным формам правления Аристотель противопоставляет ложные, нежелательные формы: тиранию, олигархию и анархию. Они уродуют нравственность человека. Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников, положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.
|
|