Меркантилизм - это систематизированная политика, направленная на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли.
Меркантилистическая система в своем анализе отдельных категорий политэкономии останавливалась только на внешней видимости явлений. Это объясняется тем, что он вынуждена была базироваться на поверхностных явлениях процесса обращения в том виде, в каком они обособились в движении торгового капитала. Особое внимание меркантилистов к торговому капиталу объясняется тем, что торговый капитал являлся первой и старейшей формой капитала, исторически предшествующей промышленному капиталу, а также существенной ролью торгового капитала в первоначальном накоплении капитала, его преобладающем значением в деле создания в недрах феодального производства необходимых условий для возникновения капиталистического способа производства.
Таким образом, меркантилистическая система как первая школа буржуазной политэкономии, сделавшая своим отправным пунктом функцию торгового капитала, - обслуживание им процесса обращения товаров, - является предшественницей действительно научной буржуазной политэкономии, которая сделала отправным пунктом процесс материального производства.
|
|
Ранний меркантилизм возник еще до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. На том этапе торговые связи между странами были развиты слабо, имели эпизодический характер. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:
- устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;
- всемерно ограничивать импорт товаров;
- не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство).
Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может быть определена как теория «денежного баланса».
Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочности концепции номиналистической теории денег, восходящей к древним временам и в том числе к трудам древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.). Последний, как известно, полагал, что монета «существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления»6. Рассуждая так, номиналисты отрицали не только товарную природу денег, но и их связь с благородными металлами.
Однако во времена раннего меркантилизма, как и в средние века, правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше товаров. Превращение денег в условный знак, фиксированное соотношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и мировых денег.
|
|
Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в., хотя отдельные его элементы продолжали проявлять себя и в XVIII в. На этом этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными, что во многом было обусловлено поощрением развития национальной промышленности и торговли государством. Чтобы достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации: завоевывать внешние рынки благодаря относительно дешевым товарам (т.е. невысоким ценам), а также перепродаже товаров одних стран в других странах; допускать импорт товаров (кроме предметов роскоши) при сохранении в стране активного торгового баланса; вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и сохранения активного торгового баланса.
Поздние меркантилисты сместили акцент в теории монетаризма, противопоставив идее «денежного баланса» ранних меркантилистов идею «торгового баланса».
КОЛЬБЕРТИЗМ - одно из названий меркантилистской политики, которую проводил во Франции в XVII в. Ж.-Б. Кольбер. Характерные черты этой политики состояли в жестком таможенном протекционизме и полном контроле над внутренним производством при одновременном использовании гибкого государственного регулирования экономики.